Bigler.Ru - Армейские истории
e2-e3: недорогой качественный хостинг, регистрация доменов, колокейшн
Rambler's Top100

Форум Bigler.ru > Обсуждение > День 14-09-1943: Два торпедных катера Онежской... (Событие)
Имя
Пароль
Регистрация

Ответ
Автор: maxez
Дата: 14.09.2003 11:17
Два торпедных катера Онежской флотилии потопили реактивными снарядами вражеский корабль. Первое в истории боевое применение реактивных снарядов в ВМФ.
----------------------------------------------------

Чё-то не то, КБ. Первый случай - ЧФ, 1942 год

Первым кораблем, потопленным советскими ракетными катерами, стала фашистская шхуна, пытавшаяся в ночь на 20 сентября 1942 года скрытно приблизиться к нашему берегу для высадки диверсантов. Артиллеристы находившегося в дозоре охотника МО-091 повредили ее, а торпедный катер ТКА N 54 с самодельными ракетными М-8-М установками двум залпами добил вражеское судно

НУРСы:

СКБ московского завода "Компрессор", возглавляемому В. П. Барминым, было выдано задание на разработку трех типов пусковых установок специально для речных катеров: надпалубной для 132-мм РС и башенно-палубных для 82-мм и 132-мм РС. Быстрее всего пошли работы по созданию варианта под 82-мм снаряды, так как Реактивный научно-исследовательский институт еще до войны испытал поворотное устройство на 24 снаряда для танка. Благодаря этому в мае были готовы опытные образцы М-8-М башенно-палубного типа с 12 двутавровыми балками для 24 снарядов. Основание с качающейся частью и сиденьем наводчика поворачивалось на 360°, угол возвышения направляющих менялся от 5° до 45°, пуск всех 24 "эрэсов" осуществлялся за 7 с.
Автор: Кадет Биглер
Дата: 14.09.2003 19:28
> to maxez
> Два торпедных катера Онежской флотилии потопили реактивными снарядами вражеский корабль. Первое в истории боевое применение реактивных снарядов в ВМФ.
> ----------------------------------------------------
>
> Чё-то не то, КБ. Первый случай - ЧФ, 1942 год
----------------------------------------------------
Дата взята из "Справочника-календаря по истории авиации, ракетной техники и космонавтики" на 2003 г.

Аналогичная запись есть здесь:
http://ts.vpk.ru/cgi-bin/ts/cal_day_fool.pl?hmon=9&hday=14&num=3.

Более ничего внятного по этому вопросу не нашел.
Автор: maxez
Дата: 14.09.2003 19:43
> to Кадет Биглер
> Более ничего внятного по этому вопросу не нашел.
----------------------------------------------------

Да, не важно - мои данные из выпусков "Морской коллекции" Моделиста-конструктора.
Не важно в каком смысле - предтечами ракетных катеров эти корабли считать некорректно - отсутствие гиростабилизации на первых катерах приводило к совершенно дикому разбросу снарядов.
Автор: Алексей
Дата: 08.02.2004 16:46
Это первое в истории применение РА на озерно-речной акватории. Здесь имеется своя специфика, рассуждать о коей нудно и неинтересно. В любом случае, факт есть факт. Да здравствуют герои-речники!
Автор: Фредди Эрбатнот
Дата: 08.02.2004 17:30
> to Алексей
. Да здравствуют герои-речники!
----------------------------------------------------

+ а у финнов была специальная озерная подводная лодка - ма-а-аленькая, 100 тонн всего, для Ладоги, по имени "Саукко" - выдра. Наверно, до войны 1940 года все было наоборот - финны, готовя сабантуй, по ошибке завозили водку ("Финляндию", клюковку) в СССР, а потом скрытно-диверсионно ее вывозили обратно:)) на этой своей лодочке...
Автор: тащторанга
Дата: 08.02.2004 17:38
> to Фредди Эрбатнот
> > to Алексей
> . Да здравствуют герои-речники!
> ----------------------------------------------------
>
> + а у финнов была специальная озерная подводная лодка - ма-а-аленькая, 100 тонн всего,
----------------------------------------------------
Ма-а-аленькие лодки вообще интересная вещь, особливо АГСы
Автор: dazan
Дата: 08.02.2004 20:21
> to тащторанга
> > to Фредди Эрбатнот
> > > to Алексей
> > . Да здравствуют герои-речники!
> > ----------------------------------------------------
> >
> > + а у финнов была специальная озерная подводная лодка - ма-а-аленькая, 100 тонн всего,
> ----------------------------------------------------
> Ма-а-аленькие лодки вообще интересная вещь, особливо АГСы
----------------------------------------------------

Это которая фигурировала в "Особенности национальной..."?

Кстати, вопрос спецам - правда ли, что Германии занимает в секторе производства неатомных ПЛ одно из лидирующих позиций?
Автор: тащторанга
Дата: 08.02.2004 20:33
> to dazan

> ----------------------------------------------------
>
> Это которая фигурировала в "Особенности национальной..."?
------------------------------------------------------------
Не-а, которая фигурировала http://www.compromat.ru/main/mo/nadne.htm




> Кстати, вопрос спецам - правда ли, что Германии занимает в секторе производства неатомных ПЛ одно из лидирующих позиций?
----------------------------------------------------
Правда, но мы их сделаем...
Автор: dazan
Дата: 08.02.2004 20:39
> to тащторанга

> ----------------------------------------------------
> Правда, но мы их сделаем...
----------------------------------------------------

ну этта ми пудем посматрет... ;)

а по каким параметрам, кста? И почему хитрые и экономные израильтяне их таки у нас покупают, а не у вас? Правда, у меня всегда было подозрение, что они их у нас бесплатно получают...
Автор: тащторанга
Дата: 08.02.2004 23:08
> to dazan
> > to тащторанга
>
> > ----------------------------------------------------
> > Правда, но мы их сделаем...
> ----------------------------------------------------
>
> ну этта ми пудем посматрет... ;)
>
> а по каким параметрам, кста? И почему хитрые и экономные израильтяне их таки у нас покупают, а не у вас? Правда, у меня всегда было подозрение, что они их у нас бесплатно получают...
----------------------------------------------------
Когда начали покупать у нас ещё не продавались. Насчёт бесплатно вряд ли, ну вот скидки за бабушкин пепел наверняка присутствуют
Автор: Фредди Эрбатнот
Дата: 08.02.2004 23:11
> to тащторанга
> > to Фредди Эрбатнот
> > > to Алексей
> > . Да здравствуют герои-речники!
> > ----------------------------------------------------
> >
> > + а у финнов была специальная озерная подводная лодка - ма-а-аленькая, 100 тонн всего,
> ----------------------------------------------------
> Ма-а-аленькие лодки вообще интересная вещь, особливо АГСы
----------------------------------------------------

+ Не, финская лодка построена по результатам Тартусского соглашения 1920, по котрому озерный боевой корапь не должон был превышать 100 тонн полного водоизмещения. Там было 2 торпеды 450мм и одна 20мм пушка и совсем не было никаких реальных успехов.
АГСы - совсем другое кино: 1 км рабочей глубины заставляет сильно задуматься...
Автор: Judas
Дата: 14.09.2004 08:15
>
> Кстати, вопрос спецам - правда ли, что Германии занимает в секторе производства неатомных ПЛ одно из лидирующих позиций?
----------------------------------------------------
А откуда атомные ПЛ в Германии?
Окиян ее не омывает, посему только дизельные (ну и иже с ними новые разработки двигателей).
А конкуренты кто?
Туповатые американцы? Те по жизни лепили АПЛ (я имею в виду со второй половины 40гг) и тягаться не могут.
Британцы? Они последнее время смотрят в попу старшему брату - янкесу, хотя и имеют парочку своих разработок.
Скандинавы? Так же в блоке НАТО и так же неполноценно поддерживают местного производителя.
Россию я скромно не имею в виду, наш 877пр Германия не купит, хотя при нашем железе и основных системах и их компьютерных прибамбасах мог бы получиться недурный симбиоз.
Вот и получается, что Германия начинала одним из лидеров, а сейчас им осталась.
Автор: sas
Дата: 14.09.2004 08:50
Писали, что бундесы сдали в экспуатацию неядерную лодку с месячной подводной атономностью. Зашлифовать винты и обшить корпус резиной они могут и сами. Полагаю, наши лодки отдыхают.
Кстати, какой принцип у этого чуда вражеской техники?
Автор: Таманский
Дата: 14.09.2004 09:23
Одним из перспективных направлений силовых агреганов на ПЛ является установка двигателя Стирлинга, примитивно говоря - двигателя внешнего сгорания. Отсутствие в его цикле фазы воспламенения резко снижает его шумность, головка цилиндра нагревается снаружи постоянным источником тепла. Признанным лидером в этой области была фирма Филипс. Может они слепили криггсмарине с ним.
Автор: Cornelius
Дата: 14.09.2004 09:32
to Таманский

ссылок на устройство не бросите? Очень уж любопытно..
Автор: Таманский
Дата: 14.09.2004 09:39
> to Cornelius
> to Таманский
>
> ссылок на устройство не бросите? Очень уж любопытно..
----------------------------------------------------
Классическая книга "Двигатели Стирлинга" автор кажется Уокер. Было у нас несколько изданий.
Автор: maxez
Дата: 14.09.2004 09:44
> to sas
> Писали, что бундесы сдали в экспуатацию неядерную лодку с месячной подводной атономностью. Зашлифовать винты и обшить корпус резиной они могут и сами. Полагаю, наши лодки отдыхают.

*Немцы сильно круты в трех направлениях - управляемые торпеды, лодочные БИУС и покрытие корпусов. Остальное у них просто хорошее, но не выдающееся. В применении анаэробных ГЭУ ведут шведы и итальянцы.

> Кстати, какой принцип у этого чуда вражеской техники?
----------------------------------------------------

*Там какая-то электрохимия. Надо посмотреть.
Автор: maxez
Дата: 14.09.2004 09:52
*Про немцев:

The propulsion system combines a conventional system consisting of a diesel generator with a lead acid battery, and an air-independent propulsion (AIP) system, used for silent slow cruising, with a fuel cell equipped with oxygen and hydrogen storage. The system consists of nine PEM (polymer electrolyte membrane) fuel cells, providing between 30 and 50kW each.
For higher speeds, connection is made to the high-performance lead acid battery. An MTU 16 V- 396 diesel engine powers the generator from Piller GmbH for charging the battery installed on the lower of the two decks at the forward section of the submarine. The diesel generator plant is mounted on a swinging deck platform with double elastic mounts for noise and vibration isolation. The propeller motor is directly coupled to the seven-bladed screwback propeller.
Performance of the AIP system has been increased with two Siemens PEM fuel cells which produce 120kW per module and will give the submarine an underwater endurance of two weeks.
Автор: Мороз
Дата: 16.09.2004 09:02
А турбины а-ля Т-80 (только на порядок мощнее) на ПЛ не ставят? У них низкочастотный шум меньше, а СЧ заглушить легче. Или большие турбины начинают гудеть аки дизель?
Автор: maxez
Дата: 16.09.2004 09:10
> to Мороз
> А турбины а-ля Т-80 (только на порядок мощнее) на ПЛ не ставят? У них низкочастотный шум меньше, а СЧ заглушить легче. Или большие турбины начинают гудеть аки дизель?
----------------------------------------------------

*Если это шутка, то я ее оценил;-)) Если нет - на атомных ПЛ турбины только паровые - они непосредственно требуют только замкнутого цикла циркуляции пара, никакого удаления/утилизации продуктов сгорания органического топлива, с которыми связана работа турбин газовых.
Автор: Мороз
Дата: 16.09.2004 09:40
Спасибо за ответ. Это была не шутка, а вопрос дилетанта спецам. Согласно ВУС умею превращать ВВ в м/с, а с флотом и ПЛ знаком по рассказам брата-Североморца. Посему проблема утилизации СО & NO на ПЛ была для меня сюрпризом.
Автор: maxez
Дата: 16.09.2004 09:55
> to Мороз
> Спасибо за ответ. Это была не шутка, а вопрос дилетанта спецам. Согласно ВУС умею превращать ВВ в м/с, а с флотом и ПЛ знаком по рассказам брата-Североморца. Посему проблема утилизации СО & NO на ПЛ была для меня сюрпризом.
----------------------------------------------------
*Да без проблем. Атомные реакторы и прижились на лодках в основном потому, что не требуют процессов сгорания органического топлива - притока кислорода и удаления продуктов окисления, они просто, попросту, выполняют роль котлов для паротурбинных установок. Сейчас появились уже другие виды воздухонезависимых движков. Вернее, принципиально они существовали и ранее, но достаточно технологичными стали только сейчас.
Автор: Бегемот
Дата: 16.09.2004 10:06
> to maxez
> Да, не важно - мои данные из выпусков "Морской коллекции" Моделиста-конструктора.
----------------------------------------------------
Макс, а у тебя сохранились МК ? За какие года?
Мне нужно кое-что оттуда. Свяжись со мной, плз.
Аська 116775800
Автор: Кадет Биглер
Дата: 16.09.2004 10:35
> to Мороз
>
А турбины а-ля Т-80 (только на порядок мощнее) на ПЛ не ставят? У них низкочастотный шум меньше, а СЧ заглушить легче. Или большие турбины начинают гудеть аки дизель?
----------------------------------------------------
На танках ставят ГТД, близкие по конструкции к вертолетным.
Автор: Мороз
Дата: 16.09.2004 11:48
Т.е. насколько я понял этими ГТД нельзя заменить шумный дизель на ПЛ из-за гораздо большего выхода отработанных газов?
Кстати к теме про ракеты. Возможно это слухи, байка или перевранный факт, но... Недавно на Северном флоте проводились учения, во время которых было несколько пусков ракет с управлением по радиоканалу. Рядом ошивалось натовское судно разведки и РЭБ "Мариэтта". Якобы во время пусков она выставляла широкополосную помеху и ракеты потеряли управляющий сигнал и про...терялись. Непонятка в том, что создание широкополосной помехи в том диапазоне считается невозможным, или натовцы вычислили частоту упраления ракетой и заглушили сигнал. Согласно легенде Командующий учениями сказал "... да и фиг с ней, при боевой стрельбе эта "Мариетта" не прожила бы и нескольких минут..."
PS: 2КБ если этот пост может повредить ВМФ РФ, то прошу его раздолбать на кучу маленьких байтов.
Автор: Domnitch
Дата: 16.09.2004 12:02
> to maxez

Если правильно понял, вопрос был вполне серьезный.
Почему на дизель-электрические ПЛ и по сей день ставят дизеля, а не газовые турбины? По тем же причинам, по каким на НК ставят дизеля для экономического хода и ГТД для полного, или примешивается что-то еще?
Автор: Trout
Дата: 16.09.2004 13:20
> to Domnitch
> > to maxez
>
> Если правильно понял, вопрос был вполне серьезный.
> Почему на дизель-электрические ПЛ и по сей день ставят дизеля, а не газовые турбины?
----------------------------------------------------
а патамучта (с) :-))

По тем же причинам, по каким на НК ставят дизеля для экономического хода и ГТД для полного, или примешивается что-то еще?
----------------------------------------------------
расход воздуха у газовых турбин слишком большой. Для ПЛ даже в надводном положении нероиемлимо, неговоря уже о шнорхельном.
Автор: Глазенап
Дата: 16.09.2004 14:01
> to Фредди Эрбатнот

> АГСы - совсем другое кино: 1 км рабочей глубины заставляет сильно задуматься...
----------------------------------------------------
Я страшно далёк от флота, поэтому мой вопрос может показаться "странным". Зачем так глубоко? Почему 500-600м недостаточно? И почему есть проекты ( как пищут на линках) с глубиной погружения до 6000. Нафига?
Автор: Кадет Биглер
Дата: 16.09.2004 16:07
> to Мороз
>
Рядом ошивалось натовское судно разведки и РЭБ "Мариэтта". Якобы во время пусков она выставляла широкополосную помеху и ракеты потеряли управляющий сигнал и про...терялись. Непонятка в том, что создание широкополосной помехи в том диапазоне считается невозможным, или натовцы вычислили частоту упраления ракетой и заглушили сигнал.
----------------------------------------------------
Вот это я не понял... А как связана ширина полосы помехи с диапазоном несущих частот?
Автор: Мороз
Дата: 16.09.2004 17:02
Я практически слово в слово пересказал то, что слышал, чтобы услышать комментарии. У меня также возник подобный вопрос про помехи. Но если так легко нарушить радионаведение ракеты, то подобное оружие можно применять только против папуасов, тогда мне за державу обидно (с)
Автор: maxez
Дата: 16.09.2004 17:11
> to Мороз
> Т.е. насколько я понял этими ГТД нельзя заменить шумный дизель на ПЛ из-за гораздо большего выхода отработанных газов?

*Почему нельзя? Можно. Вопрос экономичности.


> Кстати к теме про ракеты. Возможно это слухи, байка или перевранный факт, но... Недавно на Северном флоте проводились учения, во время которых было несколько пусков ракет с управлением по радиоканалу. Рядом ошивалось натовское судно разведки и РЭБ "Мариэтта". Якобы во время пусков она выставляла широкополосную помеху и ракеты потеряли управляющий сигнал и про...терялись. Непонятка в том, что создание широкополосной помехи в том диапазоне считается невозможным, или натовцы вычислили частоту упраления ракетой и заглушили сигнал. Согласно легенде Командующий учениями сказал "... да и фиг с ней, при боевой стрельбе эта "Мариетта" не прожила бы и нескольких минут..."
> PS: 2КБ если этот пост может повредить ВМФ РФ, то прошу его раздолбать на кучу маленьких байтов.
----------------------------------------------------

*Трудно сказать. По идее, если речь идет об оперативных противокорабельных КР, то постановка помех должна осуществляться на активном участке траектории, т.е. практически в р-не корабля-цели. Не думаю, что норвеги стали бы так рисковать. Вычмслить диапазон работы АРЛ ГНС ракеты несложно - не только у нас, но и вообще в мире они большей частью монохромные, за искл. "Гарпуна" и шведской RBS-15, где работает система ППРЧ и действительно надо ставить широкополосную помеху. Технически это тоже возможно, почему нет?


> to Глазенап
> > to Фредди Эрбатнот
>
> ----------------------------------------------------
> Я страшно далёк от флота, поэтому мой вопрос может показаться "странным". Зачем так глубоко? Почему 500-600м недостаточно? И почему есть проекты ( как пищут на линках) с глубиной погружения до 6000. Нафига?
----------------------------------------------------

*Лодка, идущая на глубине 800м (например, тот же "Комсомолец" К-278) практически недоступна средствам поражения, противолодочным торпедам, которые имеют глубинный диапазон обычно метров до 300. Кроме того, на таких глубинах существенно возрастают погрешности гидроакустических средств обнаружения. Цель та же, что и породила ПЛ как категорию - скрытность и сложность поражения. Кстати, тот же "Комсомолец" (пр.685) свое торпедное оружие мог применять во всем диапазоне рабочих глубин, т.е до 1000 метров. Еще одно, уже торпедное ноу-хау, за которым натовцы охотились едва ли не серьехнее, чем за технологией изготовления титановых корпусов и изделием "Шквал".
Автор: Глазенап
Дата: 16.09.2004 17:47
> to maxez

> *Лодка, идущая на глубине 800м (например, тот же "Комсомолец" К-278) практически недоступна средствам поражения, противолодочным торпедам, которые имеют глубинный диапазон обычно метров до 300. Кроме того, на таких глубинах существенно возрастают погрешности гидроакустических средств обнаружения. Цель та же, что и породила ПЛ как категорию - скрытность и сложность поражения. Кстати, тот же "Комсомолец" (пр.685) свое торпедное оружие мог применять во всем диапазоне рабочих глубин, т.е до 1000 метров. Еще одно, уже торпедное ноу-хау, за которым натовцы охотились едва ли не серьехнее, чем за технологией изготовления титановых корпусов и изделием "Шквал".
----------------------------------------------------
Тогда возникает вопрос соотношения цены/неуловимости. Интересно, где назодится оптимум? И насколько будет отличаться цена лодки с глубиной погружения 1000м от лодки "на 800".
Автор: maxez
Дата: 16.09.2004 18:13
> to Глазенап
> ----------------------------------------------------
> Тогда возникает вопрос соотношения цены/неуловимости. Интересно, где назодится оптимум? И насколько будет отличаться цена лодки с глубиной погружения 1000м от лодки "на 800".
----------------------------------------------------

*Это - к экономистам. Но между 800 и 1000 метров отличия существенны. Амеры такие вещи не разрабатывают, во всяком случае не планируют их широкое строительство, но оно и понятно - они последние 10 лет ориентируются исключительно на прибрежные, "литторальные" войны у чужих берегов. Кстати, пр.685 имел предельную глубину в 1250 метров, и ведь фактически это был один из пяти титановых кораблей - еще было построено 4 корпуса пр. 945-945А ("Барракуда"/"Кондор"), с разницей в материале изготовления корпуса - титановый сплав с пределом текучести 75 кгс/мм2 вместо 70, что, наряду с особенностями конструктивного исполнения, и дало двукратную разницу в пределе глубины - "барракуды" ныряют максимум до 600 метров. Насколько это удорожало корабль, я не знаю, но возможность после подтверждения обнаружения маневром по глубине уйти от торпедного оружия противника - дорого стоит.
Автор: X
Дата: 14.09.2005 20:57
Два торпедных катера Онежской флотилии потопили реактивными снарядами вражеский корабль. Первое в истории боевое применение реактивных снарядов в ВМФ.
----------------------------------------------------
Реактивные снаряды использовались английскими моряками в 19 веке. Один из известнейших примеров - HMS Erebus (1807) который обстреляв Балтимор в 1814 году, США попал в американских гимн ( ...and the rockets' red glare...).Эти снаряды, т.н. "ракеты Конгрейва", изобретенные в 1804 году, былы весьма малоэффективным оружием, но из песни слов не выкинешь...
http://www.nationmaster.com/encyclopedia/Congreve-rocket
Автор: Valich
Дата: 14.09.2005 23:01
2 Maxez. не текучести а упругости... извините.
Автор: Valich
Дата: 14.09.2005 23:06
Хотя наверное если ~ 70 кгс\мм2 то все же прочности.
Автор: Замполит
Дата: 14.09.2005 23:14
> to Valich
> Хотя наверное если ~ 70 кгс\мм2 то все же прочности.
----------------------------------------------------
Текучесть у твердых тел наступает при НАПРЯЖЕНИЯХ, превышающих ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ. Так что все верно - П.Т. есть величина в размерности "сила деленная на площадь", уж поверьте прочнисту:)
Автор: Valich
Дата: 14.09.2006 20:53
2 замполит: текучесть у твердых тел наступает при расплавлении :)
условный предел текучести есть напряжение при котором пластическая деформация составляет 0.2%. Вопрос был не про размерность а про цифру. Впрочем посмотрел конспекты - Maxez был прав.
Автор: nils73
Дата: 14.09.2012 19:02
Re: День 14-09-1943: Два торпедных катера Онежской...
Цитата:
Два торпедных катера Онежской флотилии потопили реактивными снарядами вражеский корабль. Первое в истории боевое применение реактивных снарядов в ВМФ.
Если рассматривать только советский ВМФ, то это, возможно и справедливо. Но если говорить о первом результативном применении реактивных снарядов с кораблей и против кораблей, то в России это первый раз произошло много ранее.

15 (27) 1829 г. апреля на Дунае в районе крепости Силистрия русская речная флотилия, активно применяя ракетное оружие, отразила нападение турецкой речной флотилии. Малые корабли русской речной флотилии (быстроходные лодки и усиленные мешками с песком и фашинами паромы (плавучие батареи), т.е. некоторый прообраз торпедных катеров и бронекатеров) были вооружены ракетами конструкции А.Д. Засядько по инициативе К.А. Шильдера. Ракетные станки и расчеты были взяты из роты подпоручика гвардейской артиллерии П.П.Ковалевского.

Отразив атаку, русская речная флотилия 17 (29) 1829 г. успешно атаковала турецкую речную флотилию, также активно используя ракеты. Особенностью упомянутых двух боев было то, что малые корабли прицельно стреляли относительно крупными ракетами по кораблям противника (и добивались эффективных попаданий).

Описание этих сражений можно прочитать, например, здесь: П.Н. Глебов. Дунайская экспедиция 1829 г., Отечественные записки, 1842 г. т. 25. стр. 47-73.

В морском бою (т.е. не для обстрела наземных целей с кораблей, а для поражения именно кораблей) ракеты Конгрева, по-видимому, впервые были использованы в сражении между английским и французским флотами у острова Иль-д'Экс (Ile d'Aix) 11-12 апреля 1809 г. В этом случае англичане использовали три специально вооруженных ракетами корабля.
Автор: Кадет Биглер
Дата: 14.09.2012 19:08
Re: День 14-09-1943: Два торпедных катера Онежской...
Цитата:
Сообщение от nils73 >>>
Если рассматривать только советский ВМФ, то это, возможно и справедливо. Но если говорить о первом результативном применении реактивных снарядов с кораблей и против кораблей, то в России это первый раз произошло много ранее.
Речь идет о реактивных снарядах типа РС. Ракеты Засядько и Конгрева это все -таки не совсем то...
Ответ
Форум Bigler.ru > Обсуждение > День 14-09-1943: Два торпедных катера Онежской... (Событие)



Часовой пояс GMT +2, время: 02:07.
vBulletin® v3.8.1, Copyright ©2000-2017, Jelsoft Enterprises Ltd.
качественная циклевка паркета в бутиках parketov.ru/
Холдинг www.complecteco.ru рекомендует очистные сооружения хозяйственные .
2002 - 2011 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
    Rambler's Top100