![]() |
|
||||
|
|
На старте ракеты-носитель "Союз" вспыхнул пожар, экипаж космического корабля "Союз-Т" В .Г. Титов и Г. М. Стрекалов спасен благодаря ручному включению системы аварийного спасения. ---------------------------------------------------- Королев и Ко думали о людях куда больше, чем американцы. А по нынешним газетам можно решить, что у нас космонавтов держали за морских свинок и только что специально не убивали. Обьясните мне, почему у нас так радостно обливают незаслуженными помоями любого ученого или конструктора при первой же возможности? Может это комплекс неполноценности так выпирает? |
|
> to Iv An > Королев и Ко думали о людях куда больше, чем американцы. ---------------------------------------------------- Меня поразила идея решётчатого крыла. Та самая система, позволяющая катапультировать отсек с людьми с только готовящейся к старту ракеты и совершить мягкую посадку за пределами пожара. |
|
Автор:
Лука Онисифорович
Дата: 26.09.2003 07:48 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Iv An > На старте ракеты-носитель "Союз" вспыхнул пожар, экипаж космического корабля "Союз-Т" В .Г. Титов и Г. М. Стрекалов спасен благодаря ручному включению системы аварийного спасения. > > ---------------------------------------------------- > > Королев и Ко думали о людях куда больше, чем американцы. А по нынешним газетам можно решить, что у нас космонавтов держали за морских свинок и только что специально не убивали. > > Обьясните мне, почему у нас так радостно обливают незаслуженными помоями любого ученого или конструктора при первой же возможности? > Может это комплекс неполноценности так выпирает? ---------------------------------------------------- Успокойся, и меньше веруй в пропаганду пиндосов. По крайней мере, "в СССР шаттлов нет" |
|
Автор:
AntonTs
Дата: 26.09.2003 07:48 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Iv An > Королев и Ко думали о людях куда больше, чем американцы. солдат! Твое здоровье - собственность государства! Береги его! Космическая программа СССР давалась таким напряжением сил и такими рисками (Неделина помнят все) что даже систему спасения персонала пришлось строить. А Америка считала что их техника никадаааа! не сламаецца! В общем-то и не ломалась, у них за все время было три аварии с жертвами - пожар и два шаттла. Парашюты заклинивать термопокрытием, разгерметизироваться из-за неисправного клапана и взрывать пилотируемые корабли на старте там все-таки не умеют. > Обьясните мне, почему у нас так радостно обливают незаслуженными помоями любого ученого или конструктора при первой же возможности? > Может это комплекс неполноценности так выпирает? а ви таки пробовали ту сметану? собственный дед, зам гк ЦКБТМ, конторы занимающейся установщиками и наземным оборудованием, всю жизнь имел очень опасное для конструктора свойство - в самый центр конструкции обязательно влеплял какое-нибудь дерьмо. От жабы, от того что оно уже есть и надо использовать, от того что потом переделаем... и регулярно на этом налетал. Чуть, помнится, катер таким образом не утопили, самую любимую дедову игрушку. А уж что он рассказывал про то как это все не то чтобы летает а собирается, подготавливается и монтируется... я тут пару историй уже как-то приводил. Так что лично я бы на советской ракете в космос не полетел. |
|
> to AntonTs > Космическая программа СССР давалась таким напряжением сил и такими > рисками (Неделина помнят все) Антон, еще раз, специально для тебя повторяю (может быть дойдет наконец) - Неделин погиб сам и утащил с собой кучу народа из за собстенного (Неделинского) разгильдяйства и недальновидности. А так же из за (скажем предельно резко) шкурных соображений ГК Янгеля. |
|
Автор:
Мефодий
Дата: 26.09.2003 10:45 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Messmer > > to Iv An > > > Королев и Ко думали о людях куда больше, чем американцы. > ---------------------------------------------------- По поводу заботы Королева - это верно. Например известный конфликт с Глушко, после которого тот мстил уже умершему С.П. и его КБ, возник именно на почве заботы о людях. Глушко возжелал поэксплуатировать фторный двигатель. Плевать ему было, что территории под траекторией вымирали бы и превращались в пустыню, зато премию бы получил и награду. А Королев его остановил и аргументами были безопасность людей и Земли (зеленых тогда и в помине не было). > Меня поразила идея решётчатого крыла. Та самая система, позволяющая катапультировать отсек с людьми с только готовящейся к старту ракеты и совершить мягкую посадку за пределами пожара. ---------------------------------------------------- Это не крыло, а решетчатый стабилизатор, задача которого сдвинуть центр давления ЛА для обеспечения устойчивости полета по заданной траеткории. Идея использования подобных конструкций изложена еще Цандером. |
|
Автор:
Артиллерист
Дата: 26.09.2003 10:58 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to AntonTs > Космическая программа СССР давалась таким напряжением сил и такими рисками (Неделина помнят все) что даже систему спасения персонала пришлось строить. А Америка считала что их техника никадаааа! не сламаецца! В общем-то и не ломалась, у них за все время было три аварии с жертвами - пожар и два шаттла. Парашюты заклинивать термопокрытием, разгерметизироваться из-за неисправного клапана и взрывать пилотируемые корабли на старте там все-таки не умеют. ---------------------------------------------------- Все они умеют. И если учесть, что наши летали гораздо чаще мерикосов, то "удельная смертность" у них намного выше. А так, такие же распиздяи, только умело маскируются. Катастрофы в отечественной космонавтике Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко . Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года. Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах. 23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1", в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров . Это был испытательный полет "Союза". Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень "сырым", запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на "Союзе", после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что "Союз-1" будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина). Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю. Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого - деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей. Космонавты Георгий Добровольский , Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции "Салют-1", тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля "Союз-11". На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летело не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах. 12 октября 1964 года Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров тоже отправились в полет на "Восходе" в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты полетели не в защитных скафандрах, а налегке - в спортивных костюмах. Провожая их, Королев обнимал каждого и говорил: "Уж ты прости меня в случае чего. Я человек подневольный". Тогда пронесло. Спуск "Союза-11" проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего - из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась "форточка"). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться из "сбруи", но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата. 5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля "Союз-18/1". К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы. 26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы. Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики-космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала. В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше. Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера "Армагеддон", где русский космонавт, затерянный на "Мире" и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой. Вероятно, сказываются многолетние "тренировки", к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система вынуждает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина. Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке. Величайшие трагедии в истории американской астронавтики Шаттл Columbia - самый старый американский "челнок". Впервые он отправился в космос 12 апреля 1981 года. Его последний старт много раз откладывался из-за технических неполадок. Главной целью его 16-дневного полета (15 дней 22 часа и 11 минут) было проведение научных исследований в специальном модуле. Ни стыковки с МКС, ни полета к орбитальному телескопу "Хаббл" в программе полета предусмотрено не было, только непрерывные, в две смены, научные эксперименты, проводимые силами семи членов экипажа. Предполагают, что часть этих экспериментов проводилось по заказу военного ведомства. И вот в субботу корабль взорвался буквально за 15 минут до посадки. Полет Columbia называли самым неординарным космическим полетом NASA за последнее время. Старт Columbia переносился несколько раз (он должен был стартовать еще в августе прошлого года, следующая дата старта была назначена на ноябрь). Теперь это кажется зловещим предзнаменованием. Во время старта 16 января этого года были предприняты беспрецедентные меры безопасности в связи с тем, что на борту "челнока" находился первый израильский астронавт, Илан Рамон, один из лучших в Израиле боевых пилотов. В небо на всякий случай были подняты истребители. Они контролировали воздушное пространство в радиусе 40 км от космодрома. Морские корабли держали под охраной акваторию шириной в 50 км. К сожалению, с обеспечением безопасности полета с технической точки зрения было все не так благополучно. Накануне обсуждался вопрос о наличии в Columbia микротрещин. В системе охлаждения корабля были также обнаружены неполадки, но это обстоятельство было признано безопасным для членов экипажа. Во время самого старта кусок изоляционного материала вылетел из обшивки топливного бака и, возможно, попал на крыло. Неясно пока, могло ли это стать причиной аварии. Еще ни разу за всю историю американской космической программы космические корабли не терпели катастрофу при посадке. Самая страшная до этого момента авария произошла почти ровно 17 лет назад, 28 января 1986 года. Старт шаттла Challenger был тоже отложен из-за неполадок в герметической системе люка. Их устранили - и шаттл успешно стартовал, полет, казалось, проходил в штатном режиме. Корабль набрал скорость 3 тыс км/ч, но на 73-й секунде произошел взрыв. Погибли семь американских астронавтов. Точная причина гибели Challenger не установлена до сих пор. Наиболее вероятной причиной считают заморозки на космодроме в ночь перед стартом. Из-за этого соединительные конструкции - уплотнители на двигателях шаттла - обледенели и потеряли эластичность. В результате через уплотнители стало прорываться пламя, которое в конечном счете и привело к взрыву топливного бака, разгерметизации шаттла и гибели всего его экипажа. Во время расследования выяснилось также, что некоторые другие конструкции шаттла ненадежны, в результате космические "челноки" были доработаны и за последние 16 лет с ними не происходило ни одного опасного инцидента. Challenger был вторым построенным американским шаттлом, первым, как уже говорилось выше, была Columbia. К тому моменту было осуществлено уже 24 успешных запусков "челноков". До сегодняшнего дня за всю свою историю космическое агентство NASA потеряло 10 астронавтов. За девять лет до катастрофы Challenger, 27 января 1967 года, трое из них (В.Гриссом, Э.Уайт и Р.Чаффи) погибли во время наземного испытания корабля Apollo-1 на стартовой площадке. От случайной искры в атмосфере, обогащенной кислородом, вспыхнул пожар. Ни астронавты, ни наземные службы ничего не успели предпринять. От обнаружения пожара до потери экипажем сознания не прошло и сорока секунд. Все трое погибли от ожогов и от удушья. Наполнен драматическими происшествиями был несостоявшийся полет к Луне американского космического корабля Apollo-13. К счастью, он обошелся без человеческих жертв. Apollo-13 стартовал 11 апреля 1970 года с тремя астронавтами на борту (Дж. Ловелл, Дж. Суиджерт, Ф. Хейс). 14 апреля, когда корабль находился на расстоянии 330 тыс км от Земли, произошел взрыв кислородных резервуаров. Apollo-13 остался практически без освещения и водоснабжения. Были повреждены два из трех генераторов, вырабатывавших электроэнергию. Отключив все системы командного модуля, астронавты перебрались в автономный лунный модуль и использовали его двигатели для коррекции траектории полета (коррекцию пришлось проводить несколько раз). Модуль был спроектирован и рассчитан на 45-часовой срок службы, требовалось увеличить этот срок вдвое. Экипаж начал экономить воду. Серьезной проблемой стало удаление из атмосферы лунного модуля углекислоты. Астронавты отсоединили от своих скафандров 2 шланга, один из которых протянули от вентилятора в лунной кабине к входу поглотителя в отсеке экипажа, а второй - от выхода поглотителя в лунную кабину. Температура упала до нуля, и на стенах выступил иней, что едва не стало причиной замыкания. Заряда химических батарей едва хватило на запуск важнейших систем модуля. Экипажу только чудом удалось приводниться в Тихом океане. В июле 1975 года едва не закончился гибелью экипажа полет по программе "Союз-Apollo" (Т.Стаффорд, Д.Слейтон и В.Бранд). При посадке Apollo на высоте 15 км над поверхностью океана сработал клапан выравнивания давления. Экипаж практически потерял сознание, но командиру корабля, опытному Стаффорду, удалось расстегнуть ремни и раздать кислородные маски экипажу. В этот момент капсула упала в океан, и только благодаря четкому действию водолазов космонавты были извлечены живыми. 23 июля 1999 года через пять секунд после старта американского корабля Columbia из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии экипаж спасли хладнокровие первой женщины-командира шаттлов Айлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата... |
|
> to Messmer > > to Iv An > > > Королев и Ко думали о людях куда больше, чем американцы. > ---------------------------------------------------- > Меня поразила идея решётчатого крыла. Та самая система, позволяющая катапультировать отсек с людьми с только готовящейся к старту ракеты и совершить мягкую посадку за пределами пожара. ---------------------------------------------------- По решетчатому крылу в Жуковке писал диплом Гагарин, а руководителем у него был академик Белоцерковский, тот самый, кто потом руководил комиссией по расследованию причин его гибели... |
|
> to Артиллерист ---------------------------------------------------- Спасибо за информацию! |
|
Автор:
AntonTs
Дата: 26.09.2003 18:12 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Артиллерист > 23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1", тут как-то уже давали ссылку, мне лень искать в архивах. Вкратце - тт монтажники в бардаке и горячке нарушили технологию нанесения теплозащитного покрытия. Там был отсек с плотно засунутым парашютом который должен был быть закрыт крышкой. Естественно и на всем корпусе и на крышке - покрытие. Крышка сьемная, ставится чуть ли не в последний момент. Так вот они умудрились при нанесении покрытия крышку таки не поставить и заляпать весь парашютный отсек клеем создающим весьма шершавую поверхность, так что основной парашют не то что вытяжным - всем весом корабля (после приземления подвесили на кран за вытяжной, и основной так и не вышел...) выдернуть было невозможно. . Точная причина гибели Challenger не установлена до сих пор. Фейнман (входивший в состав комиссии по разбору...) в своей книге пишет об абсолютно однозначном определении дефекта - потери упругости резинового уплотнения из-за низкой температуры. Впрочем основная часть книги посвящена общему бардаку творящемуся в НАСА, тому что менеджеры слушали кого угодно (себя, партию и правительство, глас народа и тп) только не технчиеских специалистов. Судя по тексту - его это поразило прямо до глубины души. Этакий сюрприз. Впрочем с адекватной оценкой уровня идиотизма окружающих у нобелевского лауреата Фейнмана проблемы были всю жизнь, с детства (опять же судя по его собственным книгам). Он никак не мог поверить что человечество состоит из таких страшных идиотов как на самом деле. |
|
Автор:
Gubernaculum
Дата: 26.09.2003 21:26 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to AntonTs, to Артиллерист И все вышеизложенное в очередной раз убеждает меня в том что люди везде одинаковые - независимо от политического устройства или уровня технологий. Gubernaculum: (текст пришлось восстанавливать перекодировщиком, что-то у Вас на машине не так настроено - КБ) |
|
> to Артиллерист > У космонавта, который должен был отправиться на "Союзе", после сообщений о > таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили > отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного Абсолютная чушь. См. "Скрытый космос" Н.П. Каманин ч. 2 и ч. 3 > (по другой версии, решение, что "Союз-1" будет пилотировать Владимир Комаров, > было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина). Первая запись об экипажах для "Союза" от 2 июня 1966 и там первым стоит фамилия Комарова. Окончательное неофициальное решение было принято 7 декабря. > Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно Одно из основных - не раскрылось одна из панелей солнечных батарей, закрыв собой вдобавок датчик системы ориентации. > сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета > была выполнена успешно). > По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего > монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие > в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. Мягко говоря, глупость. Ибо кто это на ТОМ заводе позволил бы сверлить отверстие там где не надо, а потом его чем то забивать. Во-вторых, Вы как то неправильно понимаете, что такое теплозащитное покрытие на "Союзах". Это некая полимерная обмазка, которой покрывается СА, а при спуске сие покрытие (абляционное) под воздействием температуры начинает испарятся, понижая таким образом температуру корпуса. Сверлить и забивать там некуда. Причина в нарушении технологи нанесения и полимеризации как раз этой пресловутой абляционной обмазки. После нанесения порытия необходима полимеризация покрытия при определенной высокой температуре - СА аппарат помещается в автоклав. Но, поскольку крышка паршютного отсека была еще не готова, то отверстие было заткнуто "чем то". Пары летучих веществ, выделяющиеся при поллимеризации покрытия, осели на внутренней прежде полированной поверхности парашютного отсека, получиласть терка. Просто не хватило силы у вытяжного парашюта преодолеть это сопротивление. И вообще, кому интересно, то наиболее правдивая история описана Б.Е. Чертоком и Н.П. Каманиным. Желающие могут читать: http://www.rtc.neva.ru/encyk/bibl/biblioteka.shtml > Шаттл Columbia ... И вот в субботу корабль взорвался буквально за 15 минут до посадки. Он не взорвался, взрываться там уже нечему было, а был разрушен набегающим потоком, так не смог сохранить надлежащее положение при аэродинамическом торможении в верхних слоях атмосферы. Причина - нарушение теплоизлирующего покрытия на одним из крыльев в процессе старта. Вследствии этого програние крыла в этом месте и его разрушение с нарушением ориентации шатла. > Во время самого старта кусок изоляционного материала вылетел из обшивки топливного > бака и, возможно, попал на крыло. Неясно пока, могло ли это стать причиной аварии. Уже ясно, что именно это. > Наполнен драматическими происшествиями был несостоявшийся полет к Луне > американского космического корабля Apollo-13. К счастью, он обошелся без > человеческих жертв. Apollo-13 стартовал 11 апреля 1970 года с тремя астронавтами на > борту (Дж. Ловелл, Дж. Суиджерт, Ф. Хейс). 14 апреля, когда корабль находился на > расстоянии 330 тыс км от Земли, произошел взрыв кислородных резервуаров. Не кислородных резервуаров, а кислород-водородных топливных элементов. > Apollo-13 остался практически без освещения и водоснабжения. Были повреждены два > из трех генераторов, вырабатывавших электроэнергию. И с ограничеными запасами кислорода, ибо большая часть его подавалась именно из топливных клеток, после получения электричества. > Отключив все системы командного модуля, астронавты перебрались в автономный лунный модуль Только двое, для третьего там попросту не было места. > В июле 1975 года едва не закончился гибелью экипажа полет по программе> "Союз-Apollo" (Т.Стаффорд, Д.Слейтон и В.Бранд). При посадке Apollo > на высоте 15 км над поверхностью океана сработал клапан выравнивания давления. > Экипаж практически потерял сознание, но командиру корабля, опытному Стаффорду, > удалось расстегнуть ремни и раздать кислородные маски экипажу. > В этот момент капсула упала в океан, и только благодаря четкому действию водолазов Это штатный режим для всех американских КК Аполло, Джемини и Меркури. Они НЕ МОГЛИ садится на сушу. > космонавты были извлечены живыми. |
|
> to Артиллерист > 26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась > ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Как раз попалась мне ссылочка: http://www.kp.ru/daily/23123/23540/ |
|
> собственный дед, зам гк ЦКБТМ, конторы занимающейся установщиками и наземным оборудованием, всю жизнь имел очень опасное для конструктора свойство - в самый центр конструкции обязательно влеплял какое-нибудь дерьмо. От жабы, от того что оно уже есть и надо использовать, от того что потом переделаем... и регулярно на этом налетал. Да, есть такое психологическое явление, и случается это чаще всего с достаточно опытными разработчиками. Даже название есть -- "эффект второй системы". Увольнять таких спецов обычно жалко, и если начальник достаточно умный, то он а) посадит бедолагу своим вечным замом и б) будет старательно вычитывать его решения. У нас в конторе тоже есть один такой :) |
|
Всерьез: Кто-нибудь может подсказать, где почитать про системы аварийного спасения на американских кораблях? В шутку: Фильм "Армагеддон" - лучшая реклама нашей космонавтике! Судите сами, что получается по фильму. Вот летает станция "Мир" 10 с лишним лет, она настолько удобная в эксплуатации что на ней в состоянии работать даже какой-то небритый придурок в ушанке. И тут прилетают Шаттлы. На них конечно дохрена всяких компутеров и прочей красоты, но в двух best-of-the-best экипажах не нашлось никого, кто бы шланги нормально соединил, не перекосив прокладок. И вот вам результат. Консольник работает на закрытую магистраль, разрыв, фонтан, и всего через полчаса после появления американосов станции приходит кирдык. При этом станция показывает весьма неплохую живучесть: все успели эвакуироваться. Дальше весь фильм русский придурок в ушанке фиксает американские баги :) Знай наших :) |
|
Автор:
Сухопутный Крыс
Дата: 27.09.2004 01:31 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
----------------------------------------------------- Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю. -------------------------------------------------------- Более-менее всё верно у Артиллериста изложено, по крайней мере на мой взгляд, но вот процитированный кусок - это продукт мифотворчества. У спускаемого аппарата не было никакой связи с ни с НИПами, ни с Тюратамом, ни с Евпаторией, ни с ПВОшниками, которые "вели" аппарат на спуске. Ни Черток, ни Каманин не упоминают ни о каких радиопереговорах. О том, что Комаров погиб, узнали только после обнаружения горящего спускаемого аппарата в 65 км. от Орска. А уж разговор с женой - это просто бред. Весь спуск с орбиты длится около получаса (25 минут по Чертоку), а его атмосферная часть - считанные минуты. Никакой жены на пункте связи не было и быть не могло. Не говоря уж о том, что и антенны все к тому времени на корпусе СА напрочь сгорели. Умер он, несомненно, молча. Но даже если бы связь у него была - зная, как мужественно и достойно он вёл себя на орбите, можно не сомневаться, что матюков, криков и стонов даже в такой момент от него бы не услышали. |
|
Автор:
Васисуалий Лоханкин
Дата: 27.09.2004 06:46 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
| Например, известный военный журналист из газеты |
|
> to Васисуалий Лоханкин Некто Валерий Шаров, биолог и журналист о В.М. Комарове > "И вдруг он... расплакался... " No comment. > "Владимир понимал все происходящее, сильно расстраивался и пытался собственными силами > открыть злополучную батарею, стуча ногами в то место корабля, где с внешней стороны располагалась > пружина той солнечной батареи, но это не помогло. > Кто знает, возможно, от этих ударов и повредился механизм парашюта. > Ах, если бы ему не стучать тогда... Впрочем, от судьбы не уйдешь, ее не обманешь." Ага, находясь в спускаймом аппарате, стучать по агрегатному отсеку. Орригинально!!! И что, Шаров это лично наблюдал? Или В.М. об этом по связи сообщал? > "Когда вошел в зону радиовидимости наземных станций слежения, с одной из них доложили: > |
|
Автор:
Сухопутный Крыс
Дата: 27.09.2004 11:25 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Васисуалий Лоханкин > Например, известный военный журналист из газеты |
|
Автор:
Васисуалий Лоханкин
Дата: 28.09.2004 02:19 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
Как метко замечено, данная статья взята мною из "Огонька" и моих слов там ноль. Я привёл статью лишь в качестве контраргумента описанию последних минут жизни Комарова. Искренне, мне хотелось бы верить в то, что Комаров перед смертью материл руководство СССР на весь мир и что американцы слушали это в прямом эфире т.к. я антикоммунист и в люблю читать про неудачи СССР. Но настолько же кажется, что он не стал бы это делать, по крайней мере в том виде, в котором ему это приписывают. Как не стал этого позже делать Волынов. Люди эти были мало что мужественные, но и идейные. И даже допущение того, что Комаров расплакался перед полётом, Your Old Sailor встречает скептически. Я попробую поискать на эту тему на английском - при его существовании монолог Комарова будет доступен всем и каждому в посекундной распечатке. |
|
Автор:
Васисуалий Лоханкин
Дата: 28.09.2004 02:48 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
Your Old Sailor, вы дважды категорически отвергаете саму идею, что советские космонавты могут плакать. Видна прямо-таки неприязнь данной мысли и уверенность, что они биороботы без эмоций. Но отчего сбой в программе, отчего робот, по запушенной американцами версии, кричит на весь мир, что Леонид Брежнев - пид*рас, гонит космическую программу на сырых кораблях, к 1-му Мая, и никто, кроме американцев, передачу Комарова не слышит (только и отыскал, что слова неких американцев о том, что они знали кого-то, кто это слышал)? Тогда уж Комаров должен был ху**осить в эфире своих командиров, генералов, конструкторов - тех, кого он лично знал и кто делал корабль. Брежнев для него был далёким добрым начальником, который раздаёт награды. |
|
Автор:
Ljon_chik
Дата: 28.09.2004 03:53 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Васисуалий Лоханкин > Your Old Sailor, вы дважды категорически отвергаете саму идею, что советские космонавты могут плакать. Видна прямо-таки неприязнь данной мысли и уверенность, что они биороботы без эмоций. Но отчего сбой в программе, отчего робот, по запушенной американцами версии, кричит на весь мир, что Леонид Брежнев - пид*рас, гонит космическую программу на сырых кораблях, к 1-му Мая, и никто, кроме американцев, передачу Комарова не слышит (только и отыскал, что слова неких американцев о том, что они знали кого-то, кто это слышал)? > Тогда уж Комаров должен был ху**осить в эфире своих командиров, генералов, конструкторов - тех, кого он лично знал и кто делал корабль. Брежнев для него был далёким добрым начальником, который раздаёт награды. ---------------------------------------------------- http://www.svengrahn.pp.se/histind/Soyuz1Land/Soyanaly.htm |
|
> to Васисуалий Лоханкин > Как метко замечено, данная статья взята мною из "Огонька" и моих слов там ноль. > Я привёл статью лишь в качестве контраргумента описанию последних минут жизни Комарова. И очень жалко, что Вы прямо в том посте об этом не сказали. Тогда к Вам было меньше вопросов. > Искренне, мне хотелось бы верить в то, что Комаров перед смертью материл руководство СССР > на весь мир и что американцы слушали это в прямом эфире т.к. я антикоммунист и в > люблю читать про неудачи СССР. Хм, я вот тоже коммунистов не люблю и даже несколько больше того, но вот злорадствовать над неудачами конструкторов и гибелью людей как то мне в голову не приходит. Какой то Ваш аникоммунизм несколько коммунистическо-людоедского типа. Вам это в голову не приходило? Людей любить надо. > Я попробую поискать на эту тему на английском - при его существовании монолог Комарова > будет доступен всем и каждому в посекундной распечатке. Ищущий, да обрящет... > Your Old Sailor, вы дважды категорически отвергаете саму идею, что советские космонавты могут плакать. > Видна прямо-таки неприязнь данной мысли и уверенность, что они биороботы без эмоций. Видете ли, уважаемый Васисуалий, мне лично довелось в течении многих лет работать в области именно космических исследований. И с некоторыми нашими и зарубежными космонавтами я знаком лично. С некотрым достачно близко для совместных злоупотреблений с предшествующими и последующими разговорами и обсуждениями. И, поскольку, я крутился в этой сфере с 1969 года, то знаю не понаслышке, а в силу участия в различных проектах, очень много. Кое что знаю по рассказам. И уж позвольте мне судить о том в каих обстоятельствах этри ребята могут плакать, а когда нет, когда они кроют матом, а когда прибегают к парламентским выражениям. Скажите откровенно, Васисуалий, со сколькими летчиками-космонавтами Вы лично знакомы? > Но отчего сбой в программе, отчего робот, по запушенной американцами версии, > кричит на весь мир, что Леонид Брежнев - пид*рас, гонит космическую программу на Коментировать психопатический бред компетенция психиатора, а не технаря. Есть тут и психиаторы, есть и психологи, если захотят, то откоментируют. > сырых кораблях, к 1-му Мая, и никто, кроме американцев, передачу Комарова не слышит > (только и отыскал, что слова неких американцев о том, что они знали кого-то, кто это слышал)? А каким это таким волшебным образом они по вашему мнению вообще могли слышать разгоаоры с "Зарей"? Или Вы считаете, что мы публиковали частоты пердачи и схемы приемников? > Тогда уж Комаров должен был ху**осить в эфире своих командиров, генералов, конструкторов - тех, > кого он лично знал и кто делал корабль. Брежнев для него был далёким добрым начальником, > который раздаёт награды. Значится так, ежели хотите общаться на темы успехов и поражений в области освоения космоса в СССР, то для понимания что именно и как конкретно происходило Вам прямо таки необходимо прочитать две книги: а) Б.Е. Черток. "Ракеты и люди". тт. 1-4. б) Н.П. Каманин "Скрытый космос" тт 1-4. Все это, а так же много другой очень полезной и нужной литературы Вы найдете на сайте http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/biblioteka.htm А пока, простите, нам дискутировать не о чем, я же не смогу изложить Вам тут большую часть писаной и неписаной истории освоения космоса в нашей стране. Да, и еще одно, тщательней относитеь к выбору цитируемой Вами литературы и не забывайте обозначать свое отношение к цитируемому. А то присходит отождествление Вас с глупо-злопыхательствующими или столь же глупо-воспевающими одиозными личностями. А оно Вам надо? |
|
Автор:
Васисуалий Лоханкин
Дата: 28.09.2004 08:19 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
Лёньчик, спасибо за линк. Буду это ещё перечитывать, но пока что я вижу: Privet narodam nashej Rodiny, prokladyvayushchim put'k kommunizmu. Letchik-kosmonavt Komarov и From Komarov's brief phrases it was possible to conclude that he was somwhat distraught, and later through the radio noise it was possible to hear the word "killed". But no words were spoken on the parachute system. There were words on the rise of temperature inside the ship. The recording was made, apparently, on one of the last orbits, if not the final one. Надо почитать дальше, может в ссылках что будет хоть более-менее похожее на посылание Брежнева на х*й... Y.O.S., я читал эту книгу. Это очень интересная, но всё же ведомственная книга. >А каким это таким волшебным образом они по вашему мнению вообще могли слышать разгоаоры с "Зарей"? Или Вы считаете, что мы публиковали частоты пердачи и схемы приемников? А как слушают разговоры российских военных до Урала с Запада и до Читы с Востока? О последних словах Комарова я, признаться, впервые узнал из материала Артиллериста. Дело это для спецов нехитрое, переговоры тех же Апполонов слушало громадное количество народу. Как выясняется из ссылки Ljon'chik, куча народу слушали и Комарова. Почитайте там. |
|
> to Васисуалий Лоханкин > Y.O.S., я читал эту книгу. Это очень интересная, но всё же ведомственная книга. Которую из двух и которая из них ведомственная? >> А каким это таким волшебным образом они по вашему мнению вообще могли слышать разгоаоры >> с "Зарей"? Или Вы считаете, что мы публиковали частоты пердачи и схемы приемников? > А как слушают разговоры российских военных до Урала с Запада и до Читы с Востока? > О последних словах Комарова я, признаться, впервые узнал из материала Артиллериста. > Дело это для спецов нехитрое, переговоры тех же Апполонов слушало громадное количество > народу. Хм, Аполон-13 и я слышал. Но не уверен, что все сышал. И более того твердо знаю, что и с "Союзов" непосвященные услышат далеко не все. Вы меня поняли? > Как выясняется из ссылки Ljon'chik, куча народу слушали и Комарова. Почитайте там. Неужели Вы думаете, что я не знал об этом сайте и не читал его? Во всяком случае благодарю Вас за рекомендацию. И учитесь антикоммунистичнать с умом... |
|
Автор:
Unrg
Дата: 28.09.2004 09:33 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
А каким это таким волшебным образом они по вашему мнению вообще могли слышать разгоаоры с "Зарей"? Или Вы считаете, что мы публиковали частоты пердачи и схемы приемников? Посмотрите например здесь:www.svengrahn.pp.se/radioind/radioin1.htm. В свое время, я немало удивился, узнав из кого состояла "кеттерингская группа"... Попробуйте представить возможности гос. организации (NSA и им подобных)... при его существовании монолог Комарова будет доступен всем и каждому в посекундной распечатке. Васисуалий, вы идеализируете NSA...Кое-что они, конечно, выдают на "общее обозрение"...Но очень негусто...И, в последнее время (при буше), процесс замедлился... известный военный журналист из газеты |
|
> to AntonTs Космическая программа СССР давалась таким напряжением сил и такими рисками (Неделина помнят все) что даже систему спасения персонала пришлось строить. А Америка считала что их техника никадаааа! не сламаецца! В общем-то и не ломалась, у них за все время было три аварии с жертвами - пожар и два шаттла. Парашюты заклинивать термопокрытием, разгерметизироваться из-за неисправного клапана и взрывать пилотируемые корабли на старте там все-таки не умеют. ---------------------------------------------------------------- Том Вулф "Нужная вещь". Ведь уже столько славных парней взорвалось в ракетах! Х-2 Скипа Зиглера взорвался, еще не отделившись от корабля-носителя В-29, в результате чего погибли и Скип, и экипаж В-29. То же самое едва не случилось с Питом Эверестом на X-1D и с самим Уокером на Х-1А. Корабль Уокера был прикреплен под бомбовым отсеком В-29, а на высоте тридцать пять тысяч футов, за семьдесят секунд до запуска, взорвался топливный бак ракеты. Уокер выбрался наружу, забрался в В-29, потерял сознание от недостатка кислорода, воскрес от |
|
Автор:
Сухопутный Крыс
Дата: 28.09.2004 11:57 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Ljon'chik > > to Васисуалий Лоханкин > ---------------------------------------------------- > http://www.svengrahn.pp.se/histind/Soyuz1Land/Soyanaly.htm ---------------------------------------------------- Неплохая компиляция, но сам автор признаётся, что доверия имеющейся информации о стамбульской записи - мало. Кто-то слышал, друзья перевели - невнятно. История с немецкой кассетой вообще тёмная. Фразы про разговоры с женой и неким "К" выгдлядят совсем странно. Не знаю, кто такой этот "К" (уж не дух ли Королёва?), но то, что жены не было ни на НИПах, ни в Тюратаме, ни в Евпатории - это особому сомнению не подвергается. Да кто бы её туда пустил? Так что очень мало доверия информации про плёнки. Ну и самое главное, конечно, в третьем томе своих мемуаров Черток очень откровенно пишет о полёте Комарова, о посадке и последующем расследовании. Фактически, он прямо пишет, что рабочие его завода, где собирали СА Союза, воспроизвели ошибку и даже нашли наиболее возможную причину ошибки (уже писали выше в топике - нарушение технологии нанесения и "запекания" термопокрытия) - но Госкомиссию об этом в изветсность не поставили! Но ни о каких радиопереговорах Черток не пишет. Честно говоря, доверия Чертоку больше, чем всем западным источникам, вместе взятым. |
|
> to Васисуалий Лоханкин > Как метко замечено, данная статья взята мною из "Огонька" и моих слов там ноль. Я привёл статью лишь в качестве контраргумента описанию последних минут жизни Комарова. > Искренне, мне хотелось бы верить в то, что Комаров перед смертью материл руководство СССР на весь мир и что американцы слушали это в прямом эфире т.к. я антикоммунист и в люблю читать про неудачи СССР. ================================================== === Тогда Вы ошиблись сайтом. Радоваться неудачам СССР здесь не получится. Предупреждаю, что больше материалы такого рода я пропускать не буду. |
|
> to Iv An > Королев и Ко думали о людях куда больше, чем американцы. А по нынешним газетам можно решить, что у нас космонавтов держали за морских свинок и только что специально не убивали. ---------------------------------------------------- Не помню, когда система спасения экипажа на старте - характерный "зонтик" на верхушке ракеты - появился "у нас" и "у них". Вроде бы ни на "Востоках", ни на "Восходе" его не было, появился только на "Союзах" (с первого ли?). На штатовских "Аполлонах" он был, на "Джемини" вроде бы не было... |
|
Автор:
Unrg
Дата: 28.09.2004 14:26 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
Вроде бы ни на "Востоках", ни на "Восходе" его не было, появился только на "Союзах" (с первого ли?). На "Востоке" была катапульта...Правда на старте это цирковой номер... На "Восходе" - да...по-моему глухо... |
|
> to Unrg > На "Востоке" была катапульта...Правда на старте это цирковой номер... На "Восходе" - да...по-моему глухо... ---------------------------------------------------- Не слышал, чтобы этой катапультой можно было воспользоваться на старте - окно было закрыто корпусом ракеты. |
|
Автор:
Васисуалий Лоханкин
Дата: 28.09.2004 18:44 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
>>Тогда Вы ошиблись сайтом. Радоваться неудачам СССР здесь не получится. Предупреждаю, что больше материалы такого рода я пропускать не буду. ------------------------------------------------------ Какого рода? Я таких материалов не публиковал (с немым удивлением). Или Вы расцениваете под таковыми любую критику линии руководства России и Вашей линии? Не вижу связи. Вообще же, 70% данного сайта - это прямое очернение советского строя, вода на мельницу врагов СССР. Пьянство в армии, её боевая неготовность, очковтирательство, психические проблемы личного состава, неустроенность и т.д. С кого тогда нужно начинать, уважаемый Кадет?! Пока что я активно защищаю советского космонавта Комарова, невинно оклеветанного западной пропагандой с целью психологического воздействия на руководство СССР во времена космической гонки. |
|
> to Unrg >> Вроде бы ни на "Востоках", ни на "Восходе" его не было, появился только на "Союзах" (с первого ли?). > На "Востоке" была катапульта...Правда на старте это цирковой номер... На "Восходе" - да...по-моему глухо... У "Востока" и "Восхода" пиропатронами производилась отстыковка от третей ступени и срабатывание ТДУ для отстрела корабля. Затем у Востока катапультирование, а у Восхода срабатывание системы мягокой посадки в штатном варианте. |
|
Автор:
Unrg
Дата: 29.09.2004 08:27 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
У "Востока" и "Восхода" пиропатронами производилась отстыковка от третей ступени и срабатывание ТДУ для отстрела корабля. Затем у Востока катапультирование, а у Восхода срабатывание системы мягокой посадки в штатном варианте. Sailor, а как его стабилизировали при полете на ТДУ ? Штатными соплами ориентации? Двигатель-то не тянущий (как на САС). Насколько помню, на первом старте ("восток") был какой-то сценарий с командой пожарных, которые должны были подхватывать и эвакуировать катапультировавшегося космонавта. Вообще, спасибо...Не знал. |
| С В. Титовым вижусь почти каждый день, ибо он работает в "Боинге". Как-то пытался его распросить по поводу этого происшествия, но он не особо хочет распространяться на эту тему. Так сказал пару слов, но ничего "эдакого". |
|
Автор:
FromMicrosoft
Дата: 26.09.2005 12:22 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> to Pashka > С В. Титовым вижусь почти каждый день, ибо он работает в "Боинге". Как-то пытался его распросить по поводу этого происшествия, но он не особо хочет распространяться на эту тему. Так сказал пару слов, но ничего "эдакого". ---------------------------------------------------- Pashka, а Вы в Сеаттл не летали в Мае этого года рейсом из Москвы? |
|
> to FromMicrosoft > > to Pashka > > С В. Титовым вижусь почти каждый день, ибо он работает в "Боинге". Как-то пытался его распросить по поводу этого происшествия, но он не особо хочет распространяться на эту тему. Так сказал пару слов, но ничего "эдакого". > ---------------------------------------------------- > Pashka, а Вы в Сеаттл не летали в Мае этого года рейсом из Москвы? ---------------------------------------------------- Я - нет. А нашш народ постоянно летает. |
|
Автор:
FromMicrosoft
Дата: 27.09.2005 10:40 Re: День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель... |
|
> > to FromMicrosoft > > ---------------------------------------------------- > > Pashka, а Вы в Сеаттл не летали в Мае этого года рейсом из Москвы? > ---------------------------------------------------- > Я - нет. А нашш народ постоянно летает. ---------------------------------------------------- Ну тады извините. Я с одним Павлом (кажется), который работает на Боинг в Москве летел 17 Мая из Москвы. Он мне еще рассказывал, что у него недавно ребенок родился (я в свою очередь вез 2-ух летнюю дочку) и что летит только на 3 месяца . Думал, что это Вы и есть. Посему и спросил. |
| Ответ |
|
Форум Bigler.ru
>
День 26-09-1983: На старте ракеты-носитель...
(Событие)
|
|
2002 - 2011 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru Кадет Биглер: cadet@bigler.ru Вебмастер: webmaster@bigler.ru |