История 1734 из выпуска 377 от 24.04.2003 < Bigler.ru


Щит Родины

Абзац Модератору: не для печати. Текст уныл, куц, сер, наполнен наглым враньем и, видимо, вываливается из тематики сайта. Однако придумать ему лучшее применение, кроме золотого тиснения на 'Щите Родины', тяжело, а ошибки, частенько совершаемые людьми от незнания, бывают досадными. Так что предлагаю это все-таки тиснуть, причем в один прием. Решать, есессно, Вам. Мылко для жалоб и предложений на энтот раз под ником.
(А я все-таки этот абзац резать не буду. Он тоже к месту - КБ).
---------------------------------------------------------------------------
Тому, кто дочитает до конца, положен один из членов камчатского краба.


КОЕ-ЧТО О МОРЧАСТЯХ


Понимая стремление пытливого ума (другие не обладают чувством юмора, а если обладают, то не используют) познать суть предмета, с которым довелось столкнуться, даже косвенно, решил набросать что-то типа очерка в серьезных тонах о славных частях и кораблях, с которыми якшался в прошлом. Не мне судить, насколько это возможно, но получилось то, что получилось, прошу отведать и прислать отзывы.
По понятным причинам, прослужив около пяти лет на одном и том же Балтийском море, я смог дать сведения, взгляды, вкусы и виды других русских и нерусских морей и акиянов лишь обзорно, с чужих слов. Видит Бог, я старался выспросить людей крайне дотошно и полно, чем многих достал, ну да ладно.
Начнем же:

1. Суть.
Как только люди в своем развитии уразумели такую философскую категорию, как собственность, перед ними встала задача как-то ее поделить. В рамках данного курса неважно, каким именно образом, важно то, что поделенная собственность должна иметь отличительные признаки своего хозяина. На спине хоккеиста, например, написано : 'Петрофф'. Если же подумать об имуществе любой отдельно взятой нации, то как ни крути, большая ее часть всегда находится в пределах какой-то территории на поверхности планеты. Например, Земли.
Ну, и как же обозначить территорию? Элементарно, об этом знает любой кобель - надо обоссать углы и другие заметные места, а потом провести между обоссанными точками поверхности прямые исходные линии, и все, что попадет внутрь получившейся фигуры, называется - своё. За линией - чужое. Теперь не то что кобелю, ежу понятно, что защищать своё придется именно на этой линии, то есть она имеет огромное значение. Раз так, ее надо назвать.
Люди, когда это все проссали, почесали репу (надо полагать, кому-то крайне умному) и придумали название: граница. Словообразованием мы не занимаемся, так что граница - и есть граница. Защищать собственность нужно не только тогда, когда кто-то, роняя длинные слюнки, на нее позарился, но и тогда, когда об этом ничего не известно, то есть - всегда. То есть, надо, конечно, купить в Индии слона, тщательно помыть его 'Тайдом' или 'Тиксом', обучить строевым приемам, нахлобучить бронебудку и поставить в огромное стойло - на случай, если придется останавливать врага у ворот и гнать потом его аж до его собственного клозета, попутно об-писывая все подходящие места, чтоб потом они тоже стали - моё.
Так появилась армия.
А следить-то за моим надо каждый день. Но если каждый день объезжать владения по периметру на этом слоне, а он, гад, жрет в маршевом режиме просто пиздец, то во-первых, не успеешь до захода солнца, а во-вторых, через месяц эксплуатации он упадет на спину и скажет, типа, да в гробу я вас всех видал, дайте мне бой, драку, а вдоль канатов пусть с лаем носится какой-нибудь вислоухий енот. Вы подумаете - и верно: так и дешевле, и быстрее.
Так появились пограничники.
А потом оказалось, что в одном месте моря, прямо напротив твоего пляжа, очень много рыбы. А пляжик твой находится меж двух далеко уходящих в море твоих же мысов, и на них ты уже мочился, получается, что кусочек моря со всей вкусной рыбкой - тоже твоё. А сосед-то твой напротив рыбы совсем не имеет, и вот пришел он в больших резиновых сапогах через море к твоему пляжику, бросил в воду килограмм динамита, и когда бзденькнуло, народ-то твой обкакавшись из теплой воды повылетал, а соседушка сапоги скинул и давай ими глушенную рыбку нагребать. Ты ему: что ж ты, гнида, творишь, чмо ты заморское, а он тебя с долбленки хериками гортанно покрыл - и домой! Тут надо, конечно, поймать кашалота, нацепить на него намордник с ошейником и поводком, обучить МППСС, приварить титановый таран и привязать к пирсу - на случай, если этот ублюдок припрется не один, и гнать его потом через море, чтоб ни одна сука с того берега больше не смела даже бычок в воду выбросить, не то, что пальчик намочить.
Так появился военно-морской флот.
А рыбные-то места свои сторожить нужно каждый день. Особенно если много на твоей земле мысов, бухт, заливов, устьев рек, дамб всяких - с мыса на мыс переправляться, енот-то плавает хреново: И если каждый день гонять здесь по отмелям своего подкованного кашалота, а жрет на ходу он, сволочь, ой-ой-ой, то через месяц он, зколебавшись по камням ползать, встанет на хвост, повернется и слопает наездника вместе с синими холщовыми штанами, складным матросским ножом и подтяжками. Мой милый, не забудь про подтяжки.
И поймаешь ты тогда маленького, но быстроходного умницу дельфина, и скажешь ему - ты, типа, побегай тут, затрещин пораздавай, чтоб рыбу-то мою не тырили, а чуть что - во-о-он там, за волноломом, бронекашалот дрыхнет. Дельфин, понимаешь? Живой такой, умница. Он нам наиболее симпатичен.
Вот так, наконец-то, человечество додумалось до Береговой Охраны. Аминь.

2. О нас. Почти аналитическая справка, или самозадрочка для больно умных.

'Coast Guard' - Береговая Охрана (бохра - это не вохра)- именно под таким названием морские контрольные службы и существуют в большинстве водосодержащих стран мира. Попадаются также такие определения, как 'Морская полиция' (Корея), 'Агентство морской безопасности' (Япония), 'Служба контроля промысла' (Исландия, не имеющая, кстати, ВМФ, как и армии вообще), и даже 'МЧПВ - Морские части Пограничных Войск', или 'Морская охрана ФПС' (СССР-Россия). И в России, насколько можно представить, переименования будут продолжаться и впредь. Но сути эти различия не меняют совершенно.
Ведомственная подчиненность тоже сильно разнится. В США, например, БОХР подчинена Министерству транспорта, В Китае и Финляндии - МВД, В СССР - Погранвойскам КГБ (сейчас ФПС РФ), в Японии это отдельная служба со своим бюджетом, а в Норвегии и Дании БОХР организационно входит в состав ВМФ (во как), более того, именно она включает самые большие и современные корабли данных национальных флотов.
Общей и единой целью таких служб является контроль за человеческой деятельностью (пограничный, таможенный, иммиграционный, промысловый, транспортный и экологический) и чрезвычайными ситуациями в водных районах, имеющих специальный статус данного государства - внутренних, территориальных водах и исключительной экономической зоне. Каждый из этих районов имеет свой режим, который определяет, чего здесь можно, а чего нельзя. По приближению к земле режим ужесточается - в экономзоне можно почти все, кроме несанкционированных лова и разработки шельфа, в терводах чужому можно только следовать прямым курсом, если так короче - так называемый 'мирный проход', на внутренние воды надо, грубо говоря, получать визу. Все это оговорено в куче документов, навернутых вокруг государственных законов о госгранице и экономзоне.
Если учесть, что для большинства стран с открытыми морями ширина экономзоны равняется 200, а тервод - 12 морским милям от границы суши, очерченной тем или иным образом (линии наибольшего отлива, ПИЛы между конкретными точками, и др.), зона деятельности береговой охраны не так уж и мала. Прибавьте к этому еще задачи спасения на море, гидрографического и другого научного обеспечения, возложенные на БОХР (это - не ВОХР) в нормальных странах, и получите возможность увидеть корабли БОХР этих стран в любой точке Мирового океана. Вы их сразу узнаете - все страны, не сговариваясь, красят их в светлые тона (чаще всего просто белый) с заметной цветной диагональной полосой на скулах. Американцы, норвеги - бело-красные, японцы и шведы - бело-синие, даже наши сейчас шарово-русскофлажные.
Теперь сами корабли. Понятно, что география у каждой страны своя, и корабельный состав БОХР сильно от этого зависит. Например, в Канаде - это куча ледоколов, у нас на 'Кривом море' (Амур, китайская граница, до которой, понятно, раком) - куча бронекатеров: плавающие танки, которым лень выползать на сушу, и у них поэтому атрофировались гусеницы.
Но все равно корабли БОХР любой страны можно условно разделить на две больших группы:
А) Патрульные корабли удаленных районов - в основном спецпостройки или оптимизированные проекты подходящих гражданских судов (ледоколы, буксиры, БАТМ - большой автономный морозильный траулер), размеры в пределах 1500-6000 тонн;
Б) Скоростные патрульные корабли тервод - как правило, флотские проекты класса 'сторожевой катер - корвет' с увеличенной автономностью, 150-1000 тонн.
По ряду международных договоренностей корабли БОХР не имеют статуса военных кораблей и не вооружаются ударным ракетным оружием, хотя л/с считается военнослужащими.
Большие корабли спецпостройки, как правило, являются корпусными аналогами стандартных эскортных кораблей национальных флотов класса 'эсминец - фрегат', повторяя архитектуру и основные кораблестроительные элементы. Отличия состоят в большей автономности, усиленном корпусе ледового класса, повышенной мореходности, более экономичной ГЭУ, как правило, дизель-электрической, улучшенной обитаемости. Обязательно есть поисково-спасательный вертолет, чаще два. Артиллерийское оружие: 1-2 АУ калибра 40 - 127мм, МЗА, пулеметы. Вместо ракетных комплексов размещена куча всяких контрольно-измерительных постов и средства спасения - лаборатории, аппаратура обнаружения, катера рабочие, скоростные, спасательные и специальные, водолазные колокола, глубоководные аппараты. Таковы, например, американские 'гамильтоны' (4000 тонн, 12 кораблей), датские 'тетисы' (3700 тонн, шесть), норвежские 'нордкапы' (3500, три корпуса), наши 'нереи' (11351 проект, 3670 тонн, восемь кораблей). Гражданские проекты, модернизированные для удаленного патрулирования, имеют примерно те же характеристики, но естественно, менее быстроходны и более удобны для экипажей. Типовой пример - американский ледокол типа 'Бир' или наш тоже ледокол проекта 97П. На борту есть несколько осмотровых групп (в нормальных странах - не входящие в состав экипажа, спецназ, в США это сотрудники ФБР), водолазные, спасательные команды, координатор МЧС, мобильный мини-госпиталь.
Скоростные патрульные силы, как правило, применяются там, где особенности гео- и гидрографии создают предпосылки к частым нарушениям режимов статусных моррайонов: близость сопредельного государства, например, то есть тырить богатства можно на чем угодно, или же контрабанду возить быстро и эффективно.
Как и в случае с большими кораблями, патрульные катера в принципе повторяют флотские проекты, естественно, без ракетного оружия и с малыми плавсредствами на борту. Здесь основные вопросы - скорость, мореходность и обитаемость. Одна осмотровая группа, из членов экипажа. Яркий представитель класса - наш героический проект 205П. Это противолодочный катер на корпусе ракетного пр. 205, с попыткой обеспечить экипажу в 30 человек сносные условия обитания на полторы недели дозора. Построили их ровно 125 штук, гордо назвали 'пограничный сторожевой корабль 3-го ранга', и немедленно как внутренние моря, омывающие СССР (Балтийское, Черное, Каспийское), так и терводы вокруг да около Курильской гряды и Сахалина свалились именно на них - кораблики очень подходили для этих мест. Только на Севере, учитывая погодные условия, вместо них присобачили тоже почти флотский пр. 1124 'Альбатрос' - он побольше.
Ну, есть еще масса катерков и катерочков, транспортов и танкеров, но там задачи такие же, как и у любых других.
Тут надо сказать, что классификация кораблей БОХР в Штатах, например, идет по дальности плавания и длине корпуса в футах. А у нас, вне зависимости от типа и назначения, корабли МЧПВ классифицируются только по рангу и проекту: ПСКР (пограничный сторожевой корабль) 1-4 рангов, проект такой-то. Что фрегат, что танкер - надо знать проекты. Важная деталь: общие для ВМФ и МЧПВ проекты у погранцов - минимум на ранг выше. То есть пр.1124 - на флоте МПК 3-го ранга, а в морчастях - ПСКР 2-го ранга, с соответствующим штатом. Русский пограничный корабль для всего мира имеет один общий радиопозываной - 'вельбот'.
И еще. Часто приходится читать нечто типа: 'морчасти погранвойск Балтийского флота:'. Это бред. Морчасти погранвойск, действующее название 'Департамент морской охраны ФПС РФ', переходят в подчинение ВМФ, в том числе и БФ, только с началом реальных боевых действий по распоряжению Совбеза. А так с ВМФ морчасти в лучшем случае взаимодействуют, причем часто это больше надо флоту, поэтому и организацию взаимодействия осуществляют флотские штабы. Личный и корабельный состав морчастей не имеет никакого отношения к Министерству обороны и не обязан ему подчиняться. Это касается и ОД ОВРа, и патрулей, и ВАИ.
В обычных же условиях плавсредства морчастей сведены в отдельные дивизионы и бригады, которые обычным порядком, наравне с кучей погранотрядов и ОКПП замкнуты на штабы пограничных округов (действующее название - Региональные управления ФПС РФ). Что интересно: командир корабля на границе имеет над собой командира бригады (дивизиона), а затем сразу - командующего войсками пограничного округа, генерала. Причем в состав штаба этого генерала входит так называемый морской отдел, десяток флагманских спецов с адмиралом во главе, но он не имеет командного статуса - так, советчик. То есть за организацию службы морчастей или БП этот адмирал (начмор) вроде бы отвечает, а вот за службу на границе - нет. Вот такая чешуя. Будем надеяться, что я не разгласил, ха, гостайну.

3.Тактика. Так как стратегии у нас не бывает, в чем-то это и есть жизнь.
Здесь и далее будет в основном про наших, я был бы рад послужить в других странах, но не случилось. Каждое соединение морчастей имеет свою зону ответственности - участок границы, проходящей по кромке территориальных вод. Умные офицеры отделений охраны границы в штабах бригад разбивают участок или на районы, или на направления, в рамках которых назначаются дозорные позиции кораблям. Очень помогают при этом имеемые острова, на них, если нет уже 'зеленых' погранзастав, морчасти оборудуют свои, морские посты технического наблюдения, подчиненные бригаде и являющиеся полной аналогией МРТВ флота.
Корабли, выходящие в море на позиции, несут службу в основном неподвижным дозором, снимаясь с якоря или дрейфа ( в экономзоне, и где глубины велики) по возникновении того, что называется заветным словом 'обстановка'. Это означает, что в зоне ответственности бригады появилось некое плавсредство (от надувной камеры до супертанкера), о состоянии, действиях, месте, и намерениях которого нет полных данных и (или) есть подозрение, что им затевается что-то незаконное. Норматив съемки жесткий: для 'двести пятого' - шесть минут до дачи хода. Дальше в отношении этого непонятного плавсредства действуют четыре 'О': Обнаружить, Опознать, Остановить, Осмотреть. Первое действие напоминает работу командира следящей ПЛ по восстановлению контакта: если нет четких данных о курсе и скорости - бегом в точку последнего контакта, если есть - расчет курса перехвата, и руки в ноги. Второе - сложнее. Критерием успешного опознания является только визуальное наблюдение, из-за чего ночью приходится подходить чуть не к борту. А отметки на РЛС и запросы-ответы средствами связи чреваты тем, что называется прорыв границы - то есть нарушителя, о котором ты подумал, что это не нарушитель, или который представился кем-то другим, все равно ловят, но уже зеленые братья-погранцы на берегу.
Остановить - это то, что по телевизору. Флаг 'Лима' до места днем, два вертикальных зеленых огня ночью, ракеты, сирена, прожектор, вибрация корпуса на полных оборотах, белые усы пены, громкий и отчетливый мат над седой равниной моря. Что еще? Приказ остановиться по радио, на каналах МПС. И еще? Да. Если мы в своих терводах. Предупредительная стрельба. Которая производится с целью непопадания в цель. С фиксированным отступом вправо и влево от курсового на цель - тридцать градусов или три корпуса от носового и кормового срезов, если на линии огня нет ничего другого. С управлением артустановкой от визирной колонки, и в реальных условиях от греха подальше - самостоятельно КБЧ-2, или помом (старпомом). Потом еще раз. И еще. И вот тогда, если цель не останавливается, и вот тогда, и вот только, и вот только тогда - с обязательного телефонно-телеграфного радиоразрешения командующего войсками пограничного округа (Регионального управления ФПС), производится стрельба на поражение. Впрочем, сдается мне, в бурных курильских водах порядок сей сильно упрощен. Основной русский калибр в данном случае - 30 мм, артустановки в основном типа АК-230 или АК-630 (АК-306). На многих кораблях есть и более серьезные артсистемы: АК-176, АК-726, и даже АК-100. Но основными нарушителями являются суда небольшого водоизмещения, и загнать в 800-тонного рыбака (СРТМ) 100-мм снаряд означает почти наверняка обеспечить ему человеческие жертвы и ремонт на год. Морские погранцы - не звери. Хотя вообще-то, на большинстве участков российской морской границы до стрельбы на поражение доходит довольно редко, как, собственно, и до предупредительной, и покладка цели в дрейф непосредственно ведет к действию номер четыре.
О-о-о: Осмотр. Эта песня начинается чаще всего со спуска на воду катера, хотя при волнении и на большие суда иногда производится высадка непосредственно с корабля. Но обычно это все производится с штатного катера, в дополнение к которому могут быть использованы резиновые лодки с подвесными моторами или (на старых кораблях) даже шестые ялы. Вы что ж думаете, спустить катер - это просто?
Осмотровая группа - отдельная строка в подготовке экипажа пограничного корабля. По бедности или скудоумию русские морчасти используют для этой цели членов своих экипажей. Командир ОГ - как правило, помощник или зам, но может быть организованы и две, и три ОГ, главное, чтобы люди там были толковые и подготовленные. Осмотрщики - матросы, двое или трое на группу, как правило, мотористы или электрики БЧ-5. Логика такова: они хорошо знают внутренности корабля, им проще будет находить в корпусах и надстройках тайники. Раньше в ОГ включали радиста, так как может потребоваться прекратить работу радиостанции осматриваемого судна, и сделать это профессионально. Потом радистов брать перестали из параноидальной мысли, что если высаженную ОГ скрутят и судну удастся уйти, радиста будут пытать и узнают у него государственный секреты.
Кстати, пограничный корабль имеет право преследовать подозрительную цель и за пределами тервод, но вот стрелять там весьма чревато последствиями. Все члены ОГ вооружены ПМами, один из моряков тащит УКВ-радиостанцию, самые умные командиры используют переносные станции диапазона МПС, у них и аккумуляторы дольше живут, и на корабле можно пользоваться стационарной станцией. А вот америкосы носят М-16, 9-мм 'Беретту' и транк-радиостанцию на каждого члена ОГ, да и группы у них человек 7-10, все профи, ничем другим, кроме осмотров и тренировок, в море не занимаются. Наш командир ОГ должен знать хоть несколько фраз по-аглицки, образцы судовых документов, законодательство наше и морское международное, устройство типовых проектов судов, обычно проходящих по участку, уметь апперкот и гири-маваши, распознавать капитанскую ложь, недобрые намерения команды судна, плавать, стрелять, создавать психологическое давление и грамотно расставить бойцов ОГ. На боку у него, кроме пистолета, висит сумка-планшет командира ОГ с кучей бланков всяких актов и протоколов, чем он сильно напоминает патрульно-постового мента ('Тахументы, мля!!!!'). Вся ОГ - в специальных комбезах и с жилетами.
Ну и вот, как уже справедливо указывалось, подходит катер на средней волне к штормтрапу лежащего в дрейфе судна, и ОГ начинает корябаться наверх, звонко лязгаясь костями и амуницией о листовой металл крутого борта на волнении.
На палубе осматриваемого судна члены ОГ должны занять такую позицию, чтобы исключить нападение сразу на всех. Командиру ОГ иногда советуют вообще все общение с капитаном производить на ходовом мостике судна, который хорошо просматривается в БМТ со своего корабля. Ну а поиск левой рыбы, краба или контрабандного груза - вопрос исключительно творческий. Кто и как при этом будет работать и где находиться - определяет командир ОГ, на нем же и вся ответственность. Был такой случай: осматривали эстонский сухогруз, тысяч на тридцать брутто-тонн, 'двести пятый' рядом с ним смотрелся ореховой скорлупкой на полу ванной комнаты. Капитан пригласил командующего ОГ помощника к открывающемуся зеву первого трюма (примерно в таком возили Кинг-Конга), доверху заполненного мешками с каким-то сельхозудобрением.
- Ну что, командир, смотреть будешь?
- Буду, - сказал помощник с простым таким лицом, - выгружай.
И выгрузили, и по мере опорожнения трюма капитан как-то сникал, и пожалуйста - полторы тонны эстонских крон в купюрах (!) А вы говорите, что там бумажные деньги весят, ерунда. Я хотел посчитать количество нулей в получившейся валютной сумме, да махнул рукой.
А вообще-то это редкость, так как для таких уловов обычно нужна агентурная наводка: звонят комбригу из разведотдела округа по ЗАСу (никаких телеграмм и вообще бумаг) и говорят дату, судно, груз, примерную точку и условия перегрузки. Ничего тут нового нет, испокон веков самый эффективный способ борьбы с контрабандой - агентура.
Обычно же криминал видно сразу. Японские краболовки, пластиковые белые катера, как правило, фирмы 'Кавасаки Дэнкей К.К.', имея водоизмещение всего три тонны, два подвесных мотора по двести сил, ход до 70 узлов и кучу всяких электронных прелестей, от цветного эхолота и спутниковых телефонов до систем радиоперехвата, полностью окупаются за два успешных рейса к Итурупу. Естественно, они будут лезть, даже если стрелять из всего на свете там будут суперлинкоры. И по характеру поведения - это типичный бандитский налет: запрыгнули в терводы, бросили снасти - даже не на буйках, электронные датчики прямо в них встроены, - и обратно, со свистом. Пока 'вельбот' летит на всех парусах, они уже триста раз успевают уйти (тут такая деталь: если моря между странами мало, всё оно делится поровну - кончилась Россия, сразу начинается Япония). А в это время другие 'кавасачки', заходя в другом месте, забирают полные кошельки крабов, при этом 'вельбот' еще кем-то целенаправленно и нагло отвлекается: залетел в терводы, остановился и ждет до последнего. Наши поэтому много чего придумали, когда коммунисты не разрешали стрелять. Например, пошел корабль по цели, опустив катер на катер-балках до самой воды, на 'товсь', заведенный, с рубящим воздух винтом. Что визуально, что на радаре - один силуэт, одна отметка. И в нужный момент катер с ОГ на воду: шмяк, и вперед - к выбирающим краба. Те, если и успевали среагировать, бросали снасти, улепетывая от 'вельботика', а тут - на тебе, 'вельбот'! Откуда взялся?
Но самый писк - это, конечно, прыжки в сторону. Об этом уже говорили многие. Главное для командира ПСКРа при этом - выжать из механика паспортные тридцать шесть узлов хода и заранее простить себя за возможные травмы и гибель осмотровой группы. Потому, что если удавалось хоть секунду держать корабль борт о борт с 'кавасачкой', 'осмотры', поджав канделябры, с визгом перепрыгивали с задранного дрожащего фальшборта на баке прямо в растопыренные крабьи конечности, наваленные грудой на белом пластике. Японские глаза после этого навсегда оставались широкими.
Да-а, были дела:
А потом власть поменялась, и началась стрельба. Да какая! Оказалось, что 'кавасачке' вполне хватает двух снарядов для полной остановки, и четырех - для громкого 'бульк'!
Японцы сразу приняли это в расчет и среагировали чисто по-восточному. К ПСКРу на якоре, соблюдая правила, подходят два катера под сигналом 'Не могу управляться', и вываливают на палубу к ногам остолбеневшего командира мешками: магнитофоны, видеокамеры, телевизоры, компьютеры, и многое другое. Кюшай, кюшай, мол, дарагой, и постой здесь на якоре еще полчасика, у ты наш любимый:
Вообще, теперь там сложно разобраться, кто прав, кто виноват. Слишком дорого стоят морские богатства и слишком далеко они от Москвы. Но это выходит за рамки нашего повествования.
И, наконец, последняя часть погран-мерлезонского балета - задержание. Производится командиром корабля по докладу командира ОГ. После чего задержанное судно с ОГ на борту конвоируется 'вельботом' в ближайший портопункт, имеющий отделение погранконтроля (ОПК), где и сдается на поруки зеленым погранцам. А ПСКР снимает свою ОГ и под потаенные слезы девушек дежурной смены ОПК, лихо развернувшись у входных ворот порта, уходит на позицию. Наша служба и опасна, и:
Эпилог.
- Й-о-о-ба-ны-в-ро-о-о-о-т!!! - пытаясь устоять на ногах, кричит старпом и машет над головой руками, - А-а-а-а!! Он то-о-оне-е-е-т!!
Тонет корейский сейнерок, находящийся в данном случае в подвижном физическом контакте с подошвами ботинок старпома. Три нерешительных бойца переминаются тут же - плыть-то холодно, весна только началась, а видать, придется: Кургузый 'вельбот' в полторы тысячи тонн, ПСКР 'Васюки', являлся обычным морским буксиром-спасателем, но кроме двух пожарных стволов, чтоб тушить огонь, в полном соответствии с диалектикой имел четыре артиллерийских, чтобы его зажигать. И сейчас сосредоточенно ликвидировал следы своих шалостей в миле от орущего старпома.
Началось веселье, как обычно - приложили из четырех стволов трех ворующих рыбу корейцев, плевавших на предупредительные всплески справа-слева. Двое встали, один из них загорелся, а третий поснимал с них команды и ка-ак дунул восвояси - только шуба завернулась. Где там нам со своим парадным в 15 узлов: Штормило, и командир решил: сбросить кораблем ОГ со старпомом на первый, и пока они его обследуют, потушить второй.
Старпом так суетился, что не проверил связь. А зря. И вот теперь как быть?
Стоп. Где-то здесь у корейцев должны быть сигнальные ракеты. Нашел. Бах! Бах! Бах-бах!
Заметили. Идут обратно. Успеют ли? Нос погрузился уже, пять минут - и все:
- Ну что, - сказал командир мокрому зубостучащему старпому, - тот-то тоже булькнул. Тридцать снарядов на установку - два нарушителя. Крови-то не видел?
- Н-нн-е-т-т, - простучал зубами старпом, - ч-ч-ис-с-т-т-о ср-а-б-бот-та-н-но!
- Во-во, - поддакнул командир, - в следующий раз надо будет ближе подойти:
'Что он хотел этим сказать?' - подумал з-з-ам-ерзший с-с-т-т-ар-пом. Но промолчал. Командир есть командир.
'Да, - думал слышавший диалог штурман, - служить надо на кораблях, где нет оружия: Чище совесть, крепче сон:'
Пограничный корабль степенно удалялся со сцены, медленно опускались на дно сейнера, где-то владельцы считали убытки, где-то растирались, выкручивая синие холщевые штаны, и пили спирт мокрые люди, и над всем этим громко кричали чайки - все как всегда. Ничего не меняется на этой земле.
Про подтяжки-то помниться? Классно. Вообще-то, они здесь совершенно ни при чем. Так, 'опорный сигнал'. Видимо, он и останется в памяти. Вместе с неброским уважением к непростой жизни 'как бы' моряков с зеленым кантом на военно-морских погонах.

Все, можно рыть в магазин. Самые вкусные члены у краба - ноги и клешни. Удачи.

Оценка: 1.3354
Историю рассказал(а) тов.  maxez  : 17-04-2003 20:42:57