История 5415 из выпуска 1410 от 06.07.2006 < Bigler.ru


Флот

УРОКИ КОМАНДУЮЩЕГО.

Выход нашего отряда кораблей в Средиземное море из Чёрного проходил под руководством Командующего Черноморским флотом. Мне посчастливилось стоять вахтенным офицером при проходе проливов. Помогал Марат Валишин. Наличие двух офицеров с повязками переросло в объективную необходимость, так как количество офицеров различных штабов в ходовой превышало любые нормы приличия и препятствовало свободному перемещению с крыла на крыло. С неуставными, корёжившим сознание обращениями: "Вахтенный офицер на левом (правом) пелорусе!", - скрепя сердце, пришлось смириться. Объективности ради следует отметить, что проход проливов был осуществлён безукоризненно красиво, оставив в сердцах гордость и восторг: вот мы какие!

При входе в Босфор Командующий обнулил свои отрицательные эмоции, "спустив Полкана" на оперативного походного штаба Валерия Павловича Сивцова и отправив его вниз зализывать раны. Причина покажется малопонятной современному поколению: для скрытия следов ночных грехов в те далёкие времена офицеры зачастую пользовались чесноком ввиду тотального отсутствия "Рондо" и других апологетов свежего дыхания.
С каждым кабельтовым напряжение на мостике приближалось к рабочему, обстановка становилась военно-доброжелательной, даже будничной. Командующий при поворотах держал руку на плече у рулевого:
- Хорошо, сынок, хорошо... не слушай никого, даже меня... делай, как учили...
Вообще-то, прохождение Босфора таким кораблём, как наш, - песня, и мы не только слушали её мелодию, но и подпевали.
Было бы скучно и постно, если бы всё так правильно и закончилось. Но так не бывает! Между нами и лидером - скр "Деятельный" вдруг наперерез повалила куча каких-то фелюг и паромов. Их там всегда много, но в данном случае - явный перебор.
- Командиг! Немедленно дать пгедупгедительные сигналы в стгогом соответствии с МППСС *, - грассируя зарычал Командующий.
Получив команду от Командира, я бросился к ревуну и - "в строгом - так в строгом" - принялся сотрясать Стамбул сверхдецибеллами. Необходимо было дать пять коротких гудков. Нажал - произнёс в уме "двадцать два", отпустил - "двадцать два", нажал... На третьем гудке отборный мат Командующего внёс существенные корректуры в происходящий процесс.
- ... ... пгекгатить! - не обращая внимания на мольбу флагманского штурмана продолжить подачу сигналов, - немедленно пгекгатить!..
Наши, знакомые с МППСС (а турки в особенности), присели от недоумения каждый на своём месте: судя по звуковым сигналам, получалось, что в самом узком месте Босфора "Минск" дал задний ход.
- ... кто так даёт сигналы? Сигнал необходимо давать в темпе, как обезьяна хег дгочит, - и для наглядности произвёл звукоподражание при действиях бедного животного, лишённого внимания противоположного пола, - у,у,у,у,у!
Успокоив моряков на акватории предложенным звукорядом, я продолжал с честью нести почётную вахту.
Что?.. Да нет, не сняли. Командующий-то знал, что сигналы я подал в "строгом соответствии", и не моя вина, что какие-то козлы придумали эти "секунда гудок, секунда пауза..."
Перед тем, как распрощаться с походным штабом Черноморского флота, мы получили ещё один запоминающийся урок из курса военно-морской бдительности.

* МППСС - международные правила по предупреждению столкновений судов в море.

"Собака" подходила к концу, спокойная обстановка на море и на мостике расслабляла, от чего ожидание отхода ко сну становилось томительным. Командующий, в соответствии с приобретённым за годы командирства условным рефлексом, с мостика почти не сходил. Спать, сидя в кресле, в таком возрасте некомфортно (сейчас уже по себе знаю), от чего адмирал, на время переставая храпеть, ворочался и кряхтел. Принял, не глядя, от адъютанта горсть таблеток и снова погрузился в анабиоз.
- На гумбе?! - диссонирующий обстановке рык потряс всех в ходовой рубке, а в особенности рулевого, которому положено по инструкции отвечать на этот каверзный вопрос. - На гумбе?!
Вы видели когда-нибудь два красных от бессонницы адмиральских глаза посреди шести "пауков" в обрамлении восьми полосок золотых шевронов и всё это в синем спектре дежурного света? (Прочтите ещё раз и представьте.) Вот-вот! Рулевой видел такой ракурс тоже впервые. Загипнотизированный, он бросил штурвал, повернулся к креслу Командующего и ляпнул: "Есть!" Ни старпому, ни вахтенному офицеру не было предоставлено и мгновения для приостановки лавинообразно развивающегося процесса.
- "Боевая тгевога!" Командиг ггуппы, на руль!
Я привычным движением исполнил "та-та-та тааааааааааааа..." Бросив прокладку, к рулевой колонке нёсся штурман Серёга Клёмин.
- Я же пгиказал: "Боевая тгевога!!!"
- Предыдущую команду не исполнять! Тааааааааааааа...
Все были на боевых постах и командных пунктах через считанные секунды. Представляете: "боевая тревога" в Средиземном море! Голос взявшего микрофон Командующего звучал трагично и пафосно.
- В зоне действий 6-го американского флота советский авианосец перемещается как "Летучий голландец". Ни рулевой, ни лица, отвечающие за кораблевождение, не знают, каким курсом и куда идёт крейсер. Такие действия... История флота знает примеры... Этот позорный случай должен стать...
В этот же день политработники провели во всех комсомольских и партийных ячейках собрания с повесткой: "Уроки и выводы из случая грубейшего... Задачи в свете..." Лучший рулевой крейсера получил комсомольское взыскание и был отстранён от несения ответственной вахты...
А разве я подверг действия Командующего сомнению? Отнюдь! Я как раз восхищён! Использовать эфемерный повод для встряски полуторатысячного табуна - это изучать надо! А что пострадал рулевой - так в войну целые дивизии бросали на ложные направления.
---------------------------------
Рассказал - Ульянич В.А.
поместил - Kor.
Оценка: 1.3503
Историю рассказал(а) тов.  : 29-06-2006 11:15:57