История 6171 из выпуска 1662 от 12.07.2007 < Bigler.ru


Остальные

По долинам и по взгорьям Бушвельда в провинции Лимпопо, там, где начинаются горы Ватерберг, мчится самоходный кузовок. Вообще-то, по грамотному, он называется пикап или джип с кузовом. Но местные буры называют такую машину «бакки», что на русский переводится именно как кузовок. Не в смысле корзины, конечно, а в смысле маленького грузовичка. За рулём бакки сидит небритая рожа и дурным голосом, наверняка жутко фальшивя, но зато громко и искренне оглашает окрестности воплями о сияющем внизу, меж парашютных строп, городе Братиславе, о том, что от злой тоски не надо материться, о поездке к бабам по ухабам, о идущей по другим долинам и взгорьям дивизии и ещё много о чём. Орать приходится чтобы не уснуть. Перегон в 1700 километров это тяжеловато. Особенно, когда скорость движения в районе 90-100 километров в час. Машина не гоночная, а полноприводный вездеход. Мощный, но не скоростной. Собственно, кроме небритой рожи из-за руля ничего больше и не видно по причине малых габаритов водителя. Но когда он выйдет размяться, то вид его весьма колоритен для здешних мест. И притягивает заинтересованные взгляды. Голова повязана тряпкой, в которой угадывается первоначально белый цвет. Тряпка спадает на шею, защищая её от солнца и закрывает уши. Поверх тряпки вне машины одевается головной убор типа шляпа брезентовая а ля Индиана Джонс. Не понту ради, а удобства и безопасности для. Удобство - защищает от дождя и солнца, а безопасность - от зелёной банановой змейки. Но об этом ниже. Далее следует рыжая борода, клетчатая рубаха с закатанными рукавами, жилет, карманы которого набиты всякими полезными вещами. На шее болтается складная лупа в металлической оправе, ноги обуты в высокие шнурованные ботинки типа берцы и довершается образ брутального мачо древними джинсами свободного покроя, состоящими в изрядной степени из вентиляции. Джинсы поддерживаются ремнём, на котором слева висит кобура с горным компасом, а справа нож. Параллельно ремню повязана зелёная с красным верёвка с петелькой, в которую при ходьбе, наподобие меча, вдевается молоток. В боевом положении добавляется ещё и рюкзак со всякими нужными вещами и поясная сумочка, в которой в одном отсеке лежит GPS, вы другом запасные батарейки и ещё что захочешь. В кузове загружены всякие нужные в экспедиции вещи. Начиная от палатки, спальника и прочих газовых баллонов для приготовления пищи, до посуды, продуктов и инструмента, сделанного большей частью на заказ и вызвавшего сильное любопытство у изготовителей. Настолько сильное, что денег за него запросили очень божеских, а кое-какие мелочи вообще сделали бесплатно. Ну типа заточки топора, сверления отверстий где надо и пр. Маленькое отступление в качестве полезного совета:

Как покупать снаряжение в буржуйском магазине.
Снаряжение в буржуйском магазине покупать легко и приятно. Выбор такой, что глаза разбегаются, а слюна начинает капать. Но есть тонкости. Вот о них разговор и пойдёт. Начнём с рюкзака. Рюкзаков много. И они прекрасны. Анатомическая конструкция, лямки, тесёмки, застёжки, коих миллион, свисток прямо на лямках, кармашки, сеточки и прочая прелесть. И всё это в таком изящном исполнении, что как сказал один небезызвестный персонаж: «Все цыпочки на Бродвее лягут». Тем не менее, найти рюкзак приличной ёмкости не так просто. Основной размер 60-65 литров. 70-75, это уже большие. Больше 80 найти проблема. Буржуй не понимает, зачем нужен такой большой рюкзак, когда всё снаряжение можно хранить в машине, а рюкзак нужен только для переноски бутылки с водой, продуктов и столовых принадлежностей, когда из базы совершается выход на поиски приключений и для общего моциона. И это так и есть в местных условиях. К тому же у них очень модна внешняя навеска всего, что только возможно. Это недурно, хотя годится не для всех условий, но опять же - для местных годится вполне. Но в результате рюкзак объёмом литров 90 мы нашли. Стоить он будет прилично. Порядка долларов 150. Теперь идём за спальным мешком. Спальных мешков немало. Правда, стоят они прилично, но спать-то надо. Начинаем выбирать. Суперполярные мешки нам не нужны. Чай не в снега едем. Но градусов до 0 или даже -5 желательно чтоб не мёрзнуть. Сходу отвергаем всякие подозрительные изделия из самого нижнего ценового сегмента и переходим к «среднему классу». Здесь надо иметь в виду следующее: когда в характеристиках указано, что мешок предназначен для условий, скажем, до 0 градусов, то по умолчанию имеется в виду, что спать ты будешь одетым в свитер, бельё с начёсом и шерстяные носки. При этом питаться специальным сухим кормом повышенной калорийности для пущего тепловыделения. Во всей этой сбруей, тепловыделяя всю ночь, ты в этом мешке не замёрзнешь. Этого всего, правда, не пишется, типа сам не маленький, понимать должен. А пишется наоборот, что изделие есть самое-самое, специальное и особенное и вообще тебе крупно повезло, потому что как раз для тебя. Тем не менее смотрятся они весьма эффектно и мы один покупаем. Впоследствии его можно будет расстелить на диване наподобие львиной шкуры. В качестве напоминания о путешествиях. Здесь же закупаются всякие мелочи типа самурайской кружки, миски и, в общем, всё. Если укладка бродвейских цыпочек не является основной целью, то после этого отправляемся в фермерский магазин, где покупаем хороший, прочный и недорогой рюкзак меньшего размера для грязных работ (не мазать же наш шикарный суперрюкзак глиной и прочими латеритными камнями!). Ну и вообще, небольшой дешёвый, крепкий рюкзачок для коротких маршрутов весьма неплох. Большой послужит гардеробом, совмещённым со складом. В нём все вещи лежат компактно и достаются легко, благодаря обилию карманов, замочком и прочих клапанов. Там же покупаем непромокаемый костюм дорожного рабочего, крепкие надёжные ботинки, перчатки и прочую мелочь. Стоить всё это будет в разы дешевле, чем во всяких туристических магазинах. А будет, пожалуй, покрепче. Не столь эффектно смотрится, правда, но как известно: «Не эстетично, зато дёшево, надёжно и практично». Продукты удобно перевозить в пластиковом ящике с крышкой. Ящик жёсткий, устойчивый, лёгкий. Можно спокойно перевозить всякие льющиеся и сыпучие вещи - не прольются и не просыплются. Заодно ящик или только его крышка служат столом. Для приготовления пищи покупаем пару трёхлитровых баллонов с газом и насадкой, на которую ставится кастрюля. Всякие специализированные походные наборы посуды из нержавейки отметаем с негодованием, взглянув на цену. Покупаем дешёвую алюминиевую кастрюлю, берём пару пустых трёхкилограммовых консервных банок, копеечные ложки, вилку и пр. Посудой мы обеспечены. Лёгкой, дешёвой, удобной, практичной. Ещё покупаем маленькую подставку на ножках (стоит копейки), на случай если можно будет разводить костёр и готовить на костре. Не на себе тащить - машина везёт. Всё, в основном мы подготовлены. Инструмент и канцелярские товары это уже отдельный разговор. Теперь нам нужно купить карты. Карты и аэрофотоснимки можно легко и дёшево приобрести в специализированной конторе. Качество их исполнения весьма похвально, хотя качество самих карт не всегда столь блестяще. Особенно, когда 10000 карты выполняются методом наложения рельефа на аэрофотоснимки. На картах разного масштаба одни и те же возвышенности могут иметь существенно разные обозначения высоты, например. Но в целом качество карт приемлемое, а простота приобретения и цена так и вовсе приятны.

Да. Путь был длинным, но и он подошёл к концу. Добрались. Дороги здесь хорошие, и хотя часть их платная, тем не менее ехать довольно приятно. Хотя опять же есть нюансы... Из классовой ненависти могут и кирпичом в стекло запустить. Особенно в темноте. На особо опасных в этом смысле участках даже стоят специальные знаки. На которых вежливо сообщается, что здесь могут летать всякие странные предметы. Типа, тебя предупредили и претензии не принимаются. Стёкла, кстати, у местных автомобилей отнюдь не триплекс, как у Жигулей. Поэтому кирпич убивает насмерть. Ну или плати почти 300 баксов за наклейку специальной плёнки. Кстати... Надо наклеить. Семью везти собираюсь... Ну, в общем, приехал. А там...

Про частную собственность на землю.
Да, товарищи... Чтобы говорить о вкусе апельсинов, надо хоть раз хрюкнуть. Вот я и хрюкнул, когда приехал. Впрочем, по порядку. Я ведь умный. Ну, мне так кажется, в смысле. Поэтому прежде чем ехать, я изыскал-таки хозяйку фермы, на которой желал работать и позвонил ей с нижайшей просьбой мне это безобразие разрешить. Дама немедленно согласилась и сказала, что её собственность для меня открыта. Плиз, дескать. Ну, мы тоже не пальцем шитые, культур-мультур понимаем: Сенька, бери мяч и всё такое... Остались весьма довольны друг другом. Она, возможно, до сих пор довольна, а я до фермы доехал... И вот когда я до неё доехал, то понял, что умный-то я умный, но попал как последний идиот. Ферма оказалась поделена на 32 участка и распродана разным людям. Часть принадлежала той даме, а часть незнамо кому. Люди там не наши, поэтому соседей ближайших ещё как-то знают, а через одного уже нет. Кто тут хозяин? Если хозяин есть, то ещё ничего. А часто его просто нет. То есть он есть, но где-то шляется, приезжает раз в год и телефон его не отвечает. Или ещё проще: ворота закрыты, на них ни звонка, ни номера телефона. Что хочешь, то и делай. Я законопослушностью не отличаюсь, пролез бы и втихаря. Но мне же надо работать, обойти всё, молотком поколотить, пробы отобрать... Дней несколько шарашиться, а не просто забежать-выбежать. В общем, частная собственность на землю в здешнем её виде, это для геологии плохо. Не знаю как сейчас в России с этим делом, а в СССР налажено было чётко. И грамотно. Скажем, если земля колхозная, то отказать государевым геологам в праве работать колхоз права не имеет. Но имеет право выкатить счёт за всякий понесённый убыток. По покосу проехали, дерево снесли или оленя застрелили колхозного - платите. В качестве глаз и ушей колхоза, чаще всего оленеводческого (у них земли необозримые были - не уследишь) нанимали геологи проводника из местных. То есть он и проводник и контролёр, чтоб не пакостили. А там, где у колхоза земли поменьше, там председатель сам смотрел, да и люди там кругом. Тоже не скроешь ничего. И все при своём интересе. Врать не буду - отказывать мне не отказывали, но вот проблемы с поиском владельцев были. Кое-куда попасть так и не смог. ИЧСХ, так я и не понял системы, есть ли какая-то централизованная регистрация владельцев земли или нет? Искать-то их как до того, как на место приедешь? Да и после того тоже. Непонятно и непродуманно.

Впрочем... Чего это я начал с дороги сразу? Вернёмся чуток назад. К этапу планирования и сборов. Важный этап. Фундамент, так сказать. У нас тут с товарищами неоднократно споры происходили по поводу Союза, Советской Власти и так далее. И во многих оценках мы сильно расходимся. Это немудрено. Союз, как и любое другое государственное образование имел свои сильные и слабые стороны. Тот, кто больше имел дело с его слабыми сторонами, соответственное и мнение о нём сформировали. Мне же выпала честь иметь отношение к одной из самых сильных сторон Союза. Возможно, самой его сильной стороне: к горно-добывающей индустрии, обеспечивавшей его минерально-сырьевую базу. А точнее - к геологической службе. И скажу вам, положа руку на сердце, такой службы в мире не было, нет и вряд ли будет. Это была Машина. Нет, не так - Махина! И самое главное, чем она выделялась на пять голов выше любой другой геологической службы в мире, была доступность информации. Мы все привыкли ругать бюрократию. Считаем её безусловным злом и явлением сугубо отрицательным. Между тем как бюрократия, как и любая другая вещь, хороша, необходима и полезна, когда она на своём месте и правильно применяется. Геологическая служба СССР, это был образец правильной бюрократии. Со своими загибами, не без того, ну так при таком масштабе... И потом, что есть загиб? Если нам кажется, что данное явление есть глупость и бессмыслица, то не всегда оно так и есть. Скажем, мой друг и старший товарищ, от которого я много почерпнул - бразильский геолог Октавьо сказал мне как-то, что он читал отчёты советских геологов, работавших в странах Африки и они его впечатлили своей грамотностью и профессионализмом, но поразили также и бессмысленным, с его точки зрения, объёмом выполненных работ. Для достижения поставленной задачи, - сказал он, - вполне можно было обойтись много меньшим объёмом работ и, соответственно, затрат. Лет 10 назад я бы с ним согласился и посетовал на неэффективность советской бюрократической системы, где были чёткие и строгие требования, являвшимися аналогом Устава в армии. Умный геолог может сделать лучше, но ему не разрешат. Идиоты, правда? Не совсем. Оно, конечно, зачем окопы копать и караулы выставлять, если мы геройски наступаем, а враг бежит? Утром же всё равно в путь-дорогу. Так лучше поспать и отдохнуть, чтоб со свежими силами. Правильно? Правильно. Если только он, сука, с утречка танковую контратаку как раз на этом участке не организует. И умных военных, сэкономивших силы и средства в землю не вкатает. Вот я и объяснил Октавьо, что любой отчёт, выполненный советскими геологами, выполнялся по строго установленной форме и исполнялся как минимум в трёх экземплярах. Первый оставался в архиве предприятия, второй шёл в архив регионального управления, а третий в Москву. Тоже в архив. И любой геолог Союза, при необходимости мог затребовать любой отчёт. Естественно, имели место вопросы секретности, допуска и всё такое. Бюрократические формальности. Факт. Но правильные и нужные. Так вот, - говорю, - помогли тебе лично те отчёты? Конечно, - отвечает, - помогли. Вот о том и речь. Если уж Родина напряглась и меня в эти ебе...ня закинула, то и задание мне будет поставлено по полной программе. Выжми всё, что можешь. Следующему не нужно будет делать то, что ты сделал. На твоих конкретно работах перерасход, но системе в целом экономия. Но работает это только тогда, когда система едина и иерархична. Как армия. В Бразилии такое невозможно. Наняла его компания для выполнения работ - будь любезен выполни их как можно дешевле. Только то, что необходимо. Ни шагу в сторону. Отчёт в произвольной форме на 20 страницах. Руководство прочло, приняло решение и отчёт пошёл в корзину. Даже если фирма имеет архив и если я как-то по личным каналам узнал о тех работах, то мне этот отчёт могут дать, а могут не дать. В некоторых странах компания обязана сделать отчёт и государственной службе. Но это не копия отчёта компании, а что она посчитает нужным указать. Пойди проверь потом утаили они что-то сознательно или просто и не знали? Образование, подготовка, профессионализм их геологов нареканий не вызывают. А где-то могут вызвать и зависть. Но вот единой и мощной системы у них не было, нет и не будет. И когда я рассказывал Октавьо и своему профессору, как было налажено дело в Союзе, они рыдали от зависти. Ну так вот. Началось всё с того, что в книжке 1929 года Слава встретил упоминание об этом месторождении. Книжка советская и там упомянуто, что в ЮАР найдено месторождение совершенно небывалое, так что чего только на свете не бывает! Полна чудес могучая природа. Вроде по всем раскладам такого быть не должно, а на ж тебе! Долгие и целенаправленные поиски дали ещё несколько упоминаний о чуде природы и (о восторг!), статью местных учёных, изучавших состав руд. Всё. Месторождение было отработано в 20-е годы компанией, которая едва ли не под него была создана и закрылась одновременно с окончанием работ. Никаких отчётов, документов и прочего и близко нет. Есть одна статья, слава богу - весьма и весьма толковая.
Оценка: 1.3883
Историю рассказал(а) тов.  Sovok  : 10-07-2007 21:43:35