История 6752 из выпуска 1951 от 29.10.2008 < Bigler.ru | |
Авиация |
![]() |
Первый полет. Мечты сбываются и не сбываются... С детства я мечтал стать кадровым военным, офицером. Мальчишками мы по нескольку раз бегали на очередной сеанс шедшего тогда в прокате фильма "Последний дюйм", где мальчик вместе с отцом улетают к безлюдному побережью на съемки любительского фильма о жизни акул, и как он, 10-12 летний мальчишка, в одиночку затаскивает в самолет отца, искусанного акулами, и практически самостоятельно поднимает и ведет самолет к аэродрому. Тогда половина пацанов из СССР грезила стать летчиками, другая половина - моряками. То ли время было такое и народ еще не был так испорчен, но в начале 60-х годов прошлого столетия не было такого как сейчас - поголовного "косилова" от армии. Служба в армии была действительно почетной обязанностью, святым долгом, каждого молодого человека. На обладателей "белого" билета смотрели кто свысока, презрительно, как на ущербных, кто снисходительно - как на больных. В военную авиационную школу механиков (ВАШМ) я попал по осознанному выбору, и скорее от отчаяния: военная комиссия забраковала меня и в летное училище, и даже в военно-инженерную академию им. Жуковского по причине слабого вестибюллярного аппарата!? Попытка поступить в другую академию тоже была неудачной: в первый раз, как мне объяснили, я не сдал математику, но ошибки в моей письменной работе так и не показали! Кратко и ясно объяснили: никакой апелляции, тут тебе не гражданский вуз! Во второй (после первого курса МИСиС) - мне отказали по зрению (левый глаз коррекция -0.5!), мне - лыжнику и биатлонисту с 1-м мужским разрядом! И хоть была у меня "бронь", мог бы спокойно закончить институт, но возвращаться в МИСиС не захотел, и на предложение военкома (Москва, ВАШМ или Горький (спортрота СКА)), выбрал ВАШМ - все ближе к авиации! ...Первыми самолетами, которые я увидел в нашем отап, что базировался под Ступино Московской области, были Ли-2, и застал их по прибытию в часть в количестве аж трех штук! В период прохождения службы, т.е. за полтора года, один был разрезан в нашей ТЭЧ, пошел на запчасти, второй - кажется, отдали в музей, возможно в Монино, третий торжественно воодрузили на постамент перед штабом части. Тогда это казалось неизбежным: новые модели самолетов пришли на замену "старикам", на которых летали еще в период Великой Отечественной, и нет уже им места на современном военном аэродроме... Никогда не забуду свой первый полет на Ли-2! До армии я, простой паренек из рабочего поселка во Владимирской области, окончивший металлургический техникум, ни разу не видел так близко самолет такого типа и еще не летал на каких-либо других, даже пассажиром. И хоть в ВАШМе я изучал совершенно другую авиатехнику - современные истребители, на которых мне уже не летать никогда, я, - рядовой срочной службы, специалист по АО из ТЭЧ после рассказа о своей мечте с огромной радостью согласился на предложение старого летчика, командира Ли-2, "полетать" над аэродромом во время дневных полетов. Тогда мы еще не знали, что уже через несколько месяцев эти "старики-самолеты" вместе с их экипажами уже не будут больше кружить над аэродромом... А жаль! Тут же еще несколько младших авиаспецов напросились... Поднялись на борт. Сели в белые, зачехленные кресла, я напрягся... Взлетели... и ничего страшного, меня не тошнит, да и вообще - очень комфортно себя чувствую! Преодолев страх высоты, посмотрел в иллюминатор, картинка - прелесть, голова не кружится, восторг - неописуемый! Пока мои коллеги, авиамеханики, любовались видами на окрестности, на излучину реки Оки, я осторожно прокрался к кабине пилотов, и с любопытством, присущим осмелевшему щенку, заглянул внутрь - место второго пилота - свободно!? Командир оглянулся, улыбнулся и спросил: "Как ты - сынок?". - Замечательно! - отвечаю не столько голосом, сколько жестом. - Садись! - показывает он мне на место второго пилота. От радости мое сердце чуть не выпрыгнуло. После очередного почти горизонтального разворота легли на обратный курс к аэродрому... - Бери штурвал! - следует его команда. "Смотри на приборы! Высота - такая-то, курс - такой-то, скорость - такая! Держи, сынок!"... ...Для меня эти три, может, пять минут самостоятельного управления самолетом показались вечностью и останутся самыми сильными ощущениями на всю оставшуюся жизнь. Руки, ноги от напряжения онемели, глаза слезились, стрелки приборов начали расплываться, но восторг был непередаваемым (поросячим!)! Эти ощущения и восторг даже сейчас, спустя 33 года, настолько превалируют в воспомининаниях, что даже вытеснили из моей памяти фамилию командира экипажа Ли-2 (весельчака и добряка, может это был сам комэск?) Потом еще были дневные и ночные полеты и на Ан-ах, и на Ми-8 (тоже круто!), но только в качестве пассажира, как шутили военные летчики - балласта... После того случая я резко передумал поступать в высшее военное авиационно-техническое училище, да простят меня авиационные инженеры и техники, ну не смог я мириться с тем, что кто-то будет летать, я буду только провожать его взглядом. Пусть я не стал кадровым военным - не всем покоряется небо! Но вот все же исполнилась моя мечта, хоть на мгновение,... и я, вспоминая тот незабываемый случай, могу твердо сказать: "...Я летал еще на Ли-2!" Вот так, господа-авиамеханики! |
|
|
Оценка: 1.6474
Историю рассказал(а) тов. Поручик запаса : 24-10-2008 16:53:37 |
|