Разное < ─КЭЛЮМЮУ < Bigler.ru



Ленд-лиз до ленд-лиза

Считается общеизвестным, что в 1941-м союзники не спешили с помощью русским, выжидая, как повернутся дела на Восточном фронте. Но... Газета «Правда» в отчете о ленд-лизе отмечала, что британские поставки начались уже 22 июня. А первый ленд-лизовский американский завод заработал в Иране до нападения Германии на СССР!

Шланг для сэра Уинстона

«... участников дебатов и в Конгрессе, и в обществе в целом волновала не помощь другим народам, но, скорее, наша собственная стратегия безопасности <... > Ленд-лиз же давал возможность, помогая другим, остановить наших врагов».
Франклин Делано Рузвельт

Я вот не знал, а практике ленд-лиза больше ста лет. Законом от 1892 года конгресс Североамериканских Соединенных Штатов уполномочивал военного министра передавать в аренду военное имущество «в тех случаях, когда, по его мнению, это будет в интересах государства».
Для Великобритании, за полгода войны с Германией подошедшей к банкротству, аренда (лизинг) оказалась спасением. Весной 1940 года премьер Уинстон Черчилль, явно намекая на старый закон, обратился к президенту Рузвельту с просьбой временно предоставить 50 эсминцев.
Сегодня эта сделка давних стратегических партнеров кажется банальной, тем более что речь шла о «коробках» времен Первой мировой, оцененных оптом в 250 тыс. долл., а Великобритания взамен предоставила Америке военные базы в своих колониях. Но тогда всякое вмешательство в политику воюющей Европы вызывало бурные протесты американцев, которые до самого Пирл-Харбора чуть не поголовно рассчитывали отсидеться у себя на ранчо. В стране было полтора миллиона «друзей Германии» вдохновляемых примером «величайшего деятеля после Христа и Наполеона», зоологического антисемита Генри Форда. Курьеры Гиммлера везли через океан наличные, чтобы оплатить миролюбие сенаторов и внести «добровольные пожертвования» в кассу пацифистов. Антифашист Рузвельт уже носил ярлык разжигателя войны. Недавние президентские выборы складывались не в его пользу, пока Рузвельт не вбросил яркий лозунг-обещание: «Ни один американский солдат не погибнет на чужой земле». Теперь он собирался превратить прецедент с эсминцами в закон (работа над ним уже шла в министерстве финансов). Нужен был не менее удачный пропагандистский ход, и Рузвельт его нашел.
«Представьте себе, что загорелся дом соседа, - объяснил президент обывателю, - а у меня есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар. Что же я делаю? Я не говорю ему: «Сосед, этот шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов». Нет! Какая же сделка совершается? Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он возвратил мой шланг после того, как закончится пожар».
Дебаты по биллю «О ленд-лизе» (от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду) в сенате и палате представителей продолжались почти два месяца. Все это время большинство американцев поддерживало президента, считая, что нет ничего страшного в том, чтобы одолжить соседу шланг.
Одиннадцатого марта, подписывая, наконец, закон о ленд-лизе, Рузвельт едва ли сам подозревал, что американская помощь распространится на 42 страны и достигнет 49100 миллионов долларов.


Томагавки для товарища Сталина

Недавняя конференция трех держав в Москве... постановила систематически помогать нашей стране танками и авиацией. Как известно, мы уже начали получать на основании этого постановления танки и самолеты. Еще раньше Великобритания обеспечила снабжение нашей страны такими дефицитными материалами, как алюминий, свинец, олово, никель, каучук. Если добавить к этому тот факт, что на днях Соединенные Штаты Америки решили предоставить Советскому Союзу заем в сумме 1 миллиарда долларов, — то можно сказать с уверенностью, что коалиция Соединенных Штатов Америки, Великобритании и СССР есть реальное дело, которое растет и будет расти во благо нашему общему освободительному делу...
И.В. Сталин, из доклада на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся 6 ноября 1941 г.

Уже 22 июня Черчилль заявил по радио: «Мы обеспечим всякую возможную помощь России и русскому народу». На следующий день Рузвельт на пресс-конференции выказал готовность «помочь России военными материалами». При этом ни у кого не было уверенности, что к тому времени, когда помощь подоспеет, она не попадет в руки победившим немцам. Морской министр США Нокс заключал пари, утверждая, что к сентябрю немцы возьмут Ленинград, Москву, Киев, Одессу. Мало того, сам Черчилль устроил Рузвельту чуть ли не истерику. Сын президента Элиот вспоминал: «В сопротивление русских он не верил или верил очень мало... Он старался внушить нам, что львиная доля ленд-лиза должна принадлежать британскому льву; что всякая помощь Советам приведет лишь к затяжке войны, а в конечном счете — и притом несомненно — к поражению».
Тем не менее, первый морской караван с помощью направился в СССР именно из Англии. Переход, занявший 41 сутки, завершился в Архангельске 31 августа 1941 года.
Рузвельт, не доверяя мрачным прогнозам, направил в Москву своего специального представителя Гарри Гопкинса. Тот был принят Сталиным и вернулся под большим впечатлением от того, что у русских лозунг «Все для Победы» действительно означает «Все для Победы». (Для сравнения: 1941-й в Америке был рекордным по продаже гражданских автомобилей. Имея такой верный доход, владельцы заводов отказывались выполнять военные заказы).
12 июля в Кремле было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии», с которого началась антигитлеровская коалиция.
В конце июля 1941 года не без нажима советской военной миссии во главе с генералом Ф. И. Голиковым правительство Великобритании решило передать Советскому Союзу 200 американских истребителей «томагавк». 140 из них были уже в Англии, а 60 оставлены в США. Советская миссия добивалась, чтобы английское правительство передало СССР также 700 «томагавков», находившихся в то время в Каире, но англичане отказывались, ссылаясь на недостаток английских боевых самолетов на Ближнем Востоке.
12 августа в советские северные порты вышел первый конвой из Америки, получивший обозначение PQ-00, по инициалам высокопоставленного британского морского офицера Эдвардса (P.Q. Edwards). Грузы были из числа поставок, замороженных со времени советско-нацистского пакта: машины и сырье для производства вооружений, однако собственно оружия в их списке не значилось.
В сентябре 41-го на северный фронт прибыли две британских эскадрильи истребителей «Харрикейн». Тогда же англичане согласились уступить предназначенные им американские истребители Пи-40 «Кэррис», которые были отправлены в Россию.
К концу сентября стоимость американской программы возросла до 145 710 823 долларов. В СССР шли авиационный бензин, толуол (сырье для взрывчатки), станки и оборудование, телефонный провод, ботинки, ткани и многое другое. К концу ноября американцы отправили в Россию 79 легких танков, 59 истребителей Пи-40 (большую часть — за счет английского заказа) и около тысячи грузовиков.
1 октября на заключительном заседании Московской конференции трех держав В. М. Молотов, Аверелл Гарриман и лорд Бивербрук подписали протокол о поставках, который войдет в историю как Первый (всего их будет три).

Иран для всех, кроме немцев

«...Американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии» Г.К. Жуков. (Из донесения председателя КГБ В. Семичастного — Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно»).

С легкой руки Валентина Пикуля многие считают, что поставки шли только через северные порты СССР. На самом деле этот маршрут был по значению лишь третьим из пяти, уступая Дальневосточному и самому экзотическому - Южному, через Персидский залив (по ним прошло соответственно 3 964 000, 8 244 000 и 4 160 000 длинных тонн грузов).
Обеспечивая безопасность Южного маршрута, 25 августа 1941 советские войска совместно с британскими заняли Иран, находившийся под сильным влиянием Германии. Поводом был отказ шаха Реза-хана Пехлеви уменьшить численность немецкой колонии. Операция продолжалась до 17 сентября. (16 сентября Реза-хан Пехлеви отрекся от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза-шаха Пехлеви). Потери британцев в столкновениях с шахской армией составили 22 человека убитыми и 42 ранеными. Наши потери неизвестны.
Однако боевые действия в районе Персидского залива начались еще в апреле 41-го, когда британские «коммандос» захватили иракский порт Басра. В рекордные сроки там возник завод для сборки автомобилей, прибывавших из Америки готовыми комплектами, в ящиках. И все это - до нападения Германии на СССР. Но тогда кому предназначались машины? Намерения Черчилля приоткрывает реплика, однажды брошенная советскому послу Майскому. Отвечая на упреки в невыполнении союзнических обязательств, премьер Великобритании огрызнулся: мол, до 22 июня он вообще не знал, на чьей стороне будет воевать СССР. Получается, что «Виллисы», «Доджи» и «Студебекеры», которые пошли нам на помощь, предназначались для войны с нами - разумеется, в случае, если Советский Союз выступит на стороне Германии.
За время войны СССР получил по Южному маршруту две трети ленд-лизовских автомобилей. Что же касается Ирана, то часть территории на юге страны (порт Бушир, провинция Фарс) досталась американцам. Сталин после войны явно намеревался остаться в иранском Азербайджане, однако под американским давлением вывел войска в 1946 году.
Но вернемся в 1941 год. В ноябре Горьковский автозавод занялся сборкой американских автомобилей. Московские ЗИС и КИМ помимо сборки «ленд-лиза» ремонтировали фронтовые машины.
Английские танки впервые приняли участие в боевых действиях на советско-германском фронте во время битвы за Москву.
Английские истребители «харрикейн» обороняли Москву и Ленинград. Их справедливо ругали как устаревшие. Но наши летчики до 1943 воевали и на бипланах И-153. А на «харрикейнах» одерживали победы дважды Герои Советского Союза Амет-хан Султан, А. Рязанов, И. Степаненко.
С 22 июня по 31 декабря 1941 союзники поставили 82 пушки, 648 танков и 915 самолетов. Мало. Но дорога ложка к обеду.
До конца октября Советский Союз платил наличными за все, что приобретал у Америки (впрочем, получив у нее же аванс за будущие поставки сырья на 50 миллионов долларов).
7 ноября 1941 года Рузвельт распространил действие «Закона о ленд-лизе» на СССР. Но это уже другая история.

Последствия войны для Америки

(по статье профессора истории Канзасского университета Т. А. Уилсона «Соединенные Штаты: Левиафан»)
«Тот факт, что первые послевоенные месяцы оказались для экономики США довольно мучительными, не должен мешать разглядеть ее совершенно реальные достижения во время Второй мировой войны. Америка выполнила свои обязательства, связанные с военным производством. Американский народ добился невиданного процветания, и созданное богатство разделила более значительная доля населения. Американская экономика не имела себе равных в мире, разоренном войной. Во время войны значительно увеличилось потребление на душу населения молочных продуктов (за исключением сливочного масла), мяса, птицы, овощей, бобовых и зерновых культур»... «Потребительские расходы на продовольствие подскочили с 14 миллиардов долларов до 24 миллиардов долларов... Распространение переедания было одним из признаков заметного повышения жизненного уровня. Средние еженедельные заработки, с учетом многих часов сверхурочной работы, возросли на 70%».

Сколько мы получили

18 700 (по другим данным, 22 200) самолетов, 12 200 танков САУ, 100000 км телефонного провода, 2,5 млн телефонов; 15 млн пар сапог, более 50000 тонн кожи для обуви, 54000м шерсти, 250000 тонн тушенки, 300000 тонн жира, 65000 тонн коровьего масла, 700000 тонн сахара, 1860 паровозов, 100 цистерн на колесах, 70 электродизельных локомотивов, около 1000 саморазгрузочных вагонов, 10000 железнодорожных платформ, 344000 тонн взрывчатки, почти 2 млн тонн нефтепродуктов, 2,5 млн тонн специальной стали для брони, 400000 тонн меди и бронзы, 250000 тонн алюминия. Из этого алюминия, по подсчетам специалистов, можно было построить 100 тысяч истребителей и бомбардировщиков — почти столько, сколько наши авиазаводы произвели их за всю войну.
Доля ленд-лиза в общем объёме поставок
По бронетанковой технике - 16 %; самолётам - 15,3 %; боевым кораблям - 32,4 %; зенитной артиллерии - 18,4 %; радиолокационной аппаратуре - свыше 80 %; тракторам - 20,6 %; металлорежущим станкам - 23,1 %; паровозам - 42,1 % (по др. данным 70,5%); рельсам 56,5%; автомобилям - 66,1 %, авиабензину 51,5%.

Сколько мы должны

После войны США направили всем странам-лизингополучателям предложение погасить задолженность. Как предусматривалось законом, оплатить предлагалось только гражданские поставки: пароходы, паровозы, железнодорожные вагоны, тракторы, электростанции и др., уцелевшие на 2 сентября 1945 г. За исключением СССР, фактически все страны погасили свои задолженности к 1960 г.
Советско-американские переговоры 1948, 1949 и 1951 г. не привели к согласию, хотя американцы, начав с 1300 млн. долл., дважды снижали сумму и остановились на 800 млн. долл. Советская сторона соглашалась на 300 млн., требуя таких же льготных условий, какие получила от США Великобритания.
В 1972 г. в Вашингтоне было подписано соглашение об урегулировании расчётов по ленд-лизу. СССР обязался до 2001 г. заплатить, включая проценты, 722 млн. долл. Заплатил 48 млн.
В июне 1990 г. Горбачев и Буш-старший вернулись к обсуждению долга. Был установлен срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — 674 млн. долл.
  Классик  : 23-11-2005 11-06-40