![]() |
|
|
Первая в СССР посадка самолета на палубу, М.С. Дексбах на СВВП Як-36М (Як-38), ПКР "Москва" ---------------------------------------------------- Мне говорили, что в начале войны в Афганистане Як-38 пытались использовать в качестве штурммовиков, но ему не хватало мощности двигателя для взлета с поверхнсоти земли. Модет кто-нибудь знает это правда или нет? |
> to Пиджак > Первая в СССР посадка самолета на палубу, М.С. Дексбах на СВВП Як-36М (Як-38), ПКР "Москва" > ---------------------------------------------------- > Мне говорили, что в начале войны в Афганистане Як-38 пытались использовать в качестве штурммовиков, но ему не хватало мощности двигателя для взлета с поверхнсоти земли. Модет кто-нибудь знает это правда или нет? ---------------------------------------------------- Это правда. Ищите материал по операции "Ромб". |
Мой отец присутствовал при првом взлете Як-36. Дело было в Жуковском. Под самолет подсунули бронеплиту, что бы полосу не прожег и пилот, к сожалению не помню фамилии, пытался его поднять. Вокруг стояли пожарные и лили воду. Что бы плита не перегревалась. Зрелище было еще то! Пар, рев двигателей и ничего не видно. А летчик все время спрашивает Ну теперь оторвал? Нет! стоишь. Ну давай еще... Газовал долго, но взлететь тогда не получилось. Через несколько дней - поднялся на несколько метров и завалил на крыло. Потом это машина еще долго в Жуковском валялась. |
Вообще непонятно для чего он делался, точнее - предназначался. Попытка сделать "свой Харриер"? Как истребитель - никакой, штурмовик - тоже. Прикрытие кораблей (с "эрзац-авианосца") осуществлять не в состоянии: малый радиус действия, невозможность дозаправки в воздухе, "никакие" скорость и вооружение, плюс небольшая численность авиагруппы на кораблях пр.1143 (?) если не ошибаюсь. Единственный плюс - набив шишек на испытаниях и эксплуатации получили кое-какой опыт. Его еще пытались научить с гражданских контейнеровозов взлетать, насколько я знаю... В океане (в тропиках) намучились - тяга двигателя в жару падала. А про операцию Ромб иговорить нечего - там вдобавок еще и высокогорье. Он едва сам взлетать мог, какая там полезная нагрузка... |
Автор:
Глюк
Дата: 18.11.2003 14:18 |
> to Кадет Биглер > > to Пиджак > > Первая в СССР посадка самолета на палубу, М.С. Дексбах на СВВП Як-36М (Як-38), ПКР "Москва" > > ---------------------------------------------------- > > Мне говорили, что в начале войны в Афганистане Як-38 пытались использовать в качестве штурммовиков, но ему не хватало мощности двигателя для взлета с поверхнсоти земли. Модет кто-нибудь знает это правда или нет? > ---------------------------------------------------- > Это правда. Ищите материал по операции "Ромб". ---------------------------------------------------- Странно... Прочел 4 статьи про операцию Ромб, но ни в одной ни слова про Як-36М (38), только про Су-25... Буду продолжать поиск... |
Автор:
Глюк
Дата: 18.11.2003 14:20 |
Хм... А вот тут http://ephf.ispu.ru/avio/yak-38.htm написано: Весной 1980 года 4 Як-38 в рамках операции "Ромб" принимали участие в боевых действиях в Афганистане (произведено 107 боевых вылетов). |
Интересно то, что сам А. С. Яковлев к проекту Як-36/38 относился крайне скептически и всячески старался от него дистанционироваться. Об этом можно прочитать, напр. в воспоминаниях Степана Микояна. |
> to Кадет Биглер > Интересно то, что сам А. С. Яковлев к проекту Як-36/38 относился крайне скептически и всячески старался от него дистанционироваться. Об этом можно прочитать, напр. в воспоминаниях Степана Микояна. ---------------------------------------------------- "У победы много отцов, поражение - всегда сирота" (с) |
> to Unicorn > > to Кадет Биглер > > Интересно то, что сам А. С. Яковлев к проекту Як-36/38 относился крайне скептически и всячески старался от него дистанционироваться. Об этом можно прочитать, напр. в воспоминаниях Степана Микояна. > ---------------------------------------------------- > "У победы много отцов, поражение - всегда сирота" (с) ---------------------------------------------------- Да нет, просто А. С. очень хорошо понимал перспективы этой машины, а не делать ее его КБ не могло. |
> to Кадет Биглер > Да нет, просто А. С. очень хорошо понимал перспективы этой машины, а не делать ее его КБ не могло. ---------------------------------------------------- А 41-й Як тогда зачем стали делать (по заводскому Як-141) |
> to тащторанга > > to Кадет Биглер > > Да нет, просто А. С. очень хорошо понимал перспективы этой машины, а не делать ее его КБ не могло. > ---------------------------------------------------- > А 41-й Як тогда зачем стали делать (по заводскому Як-141) ---------------------------------------------------- Яковлев умер в 89-м году. С 84-го года он уже был не у дел, так что 141-й делали без него. Для фирмы Як-141 был единственным шансом получить хоть какие-то деньги на военную тематику. |
> to тащторанга > > to Кадет Биглер > > Да нет, просто А. С. очень хорошо понимал перспективы этой машины, а не делать ее его КБ не могло. > ---------------------------------------------------- > А 41-й Як тогда зачем стали делать (по заводскому Як-141) ---------------------------------------------------- Очевидные причины: 1) наличие четырех авианесущих крейсеров пр.1143 2) неожиданный успех палубных "Харриеров" в битве за Фолкленды 3) наличие у КБ Яковлева опыта в разработке и доводке палубного самолета |
> to Domnitch > > to тащторанга > > > to Кадет Биглер > > > Да нет, просто А. С. очень хорошо понимал перспективы этой машины, а не делать ее его КБ не могло. > > ---------------------------------------------------- > > А 41-й Як тогда зачем стали делать (по заводскому Як-141) > ---------------------------------------------------- > Очевидные причины: > 1) наличие четырех авианесущих крейсеров пр.1143 > 2) неожиданный успех палубных "Харриеров" в битве за Фолкленды > 3) наличие у КБ Яковлева опыта в разработке и доводке палубного самолета ---------------------------------------------------- Беда в том, что при разработке 141-го оставили порочную схему 38-го. И что с нее можно было получить?!! |
> to Кадет Биглер > Беда в том, что при разработке 141-го оставили порочную схему 38-го. И что с нее можно было получить?!! ---------------------------------------------------- Не будучи специалистом, не берусь судить. Субъективно, идея трех двигателей на одном самолете мне не нравится - поворотные сопла "Харриера" как-то изящнее... |
> to Domnitch > > to Кадет Биглер > > > Беда в том, что при разработке 141-го оставили порочную схему 38-го. И что с нее можно было получить?!! > ---------------------------------------------------- > > Не будучи специалистом, не берусь судить. > Субъективно, идея трех двигателей на одном самолете мне не нравится - поворотные сопла "Харриера" как-то изящнее... ---------------------------------------------------- У Яка, вроде, динамический руль на штанге, что из морды растет, или нет? |
> to Domnitch > > to Кадет Биглер > > > Беда в том, что при разработке 141-го оставили порочную схему 38-го. И что с нее можно было получить?!! > ---------------------------------------------------- > > Не будучи специалистом, не берусь судить. > Субъективно, идея трех двигателей на одном самолете мне не нравится - поворотные сопла "Харриера" как-то изящнее... ---------------------------------------------------- Не смогли у нас такой двигатель сделать, как у "Харриера", поэтому тяговооруженность машины получилась просто ужасной. |
Рассказывали что при первом выходе в Средиземку америкосы начали всячески сильно обижать Як-38 в воздухе. Поскольку впрямую писькой меряться не получалось, то родилась идея несимметричного "ответа Чемберлену", неожиданно получившая поддержку наверху: были объявлены учения с боевыми стрельбами с соответствующим оповещением. Как всегда в таких случаях появились любопытные, и при большом стечении участвующих и любопытствующих ЯК-38 выпустил ракету по летучей мишени и таки в нее попал. Результат превзошел все ожидания - от попадания ракеты ближнего действия немаленькая мишень в пламени и с большим бабахом перестала существовать принципиально - вниз вместо падающих обломков сыпалось что-то сродни песку и пыли. После этого акта любопытствующие соседи стали относиться к этим смешным самолетикам с большим уважением и немалой настороженностью, а соответствующим службам задание выяснить что за сильновзрывчатое содержимое было в голове у той ракеты - все при деле и все довольны. Много позднее выяснилось, что разительный эффект был достигнут методом "русского ключа: зубила и кувалды" - мишень перед запуском по самое не могу была забита взрывчаткой. |
> to Andy > Много позднее выяснилось, что разительный эффект был достигнут методом "русского ключа: зубила и кувалды" - мишень перед запуском по самое не могу была забита взрывчаткой. ---------------------------------------------------- Знакомая история... Когда высоким начальникам показывали стрельбу по летающим мишеням ракетами класса "воздух-воздух", на мишени всегда ставился дистанционный взрыватель, так, на всякий случай... |
[C транслита] > то Кадет Биглер > > то Анды > > Знакомая история... Когда высоким начальникам показывали стрельбу по летающим мишеням ракетами класса "воздух-воздух", на мишени всегда ставился дистанционный взрыватель, так, на всякий случай... ---------------------------------------------------- Бесподобно! Простенькои со вкусом. |
> to Кадет Биглер > Беда в том, что при разработке 141-го оставили порочную схему 38-го. И что с нее можно было получить?!! ... > Не смогли у нас такой двигатель сделать, как у "Харриера", поэтому тяговооруженность машины получилась просто ужасной. ---------------------------------------------------- Я в курсе. Но все же не могу понять, в чем Вы видите изначальную порочность отечественных СВВП - в схеме (наличие дополнительных подъемных или подъемно-маршевых двигателей) или в ее реализации (недостаточная тяговооруженность)? |
> to Domnitch > Но все же не могу понять, в чем Вы видите изначальную порочность отечественных СВВП - в схеме (наличие дополнительных подъемных или подъемно-маршевых двигателей) или в ее реализации (недостаточная тяговооруженность)? ---------------------------------------------------- Одно есть следствие другого. Дополнительные двигатели, которые работают только на взлете и посадке и мертвым грузом висят в горизонтальном полете - что это? |
[C транслита] > то Кадет Биглер > &гт; то Домнитч > > &гт; Но все же не могу понять, в чем Вы видите изначальную порочность отечественных СВВП - в схеме (наличие дополнительных подъемных или подъемно-маршевых двигателей) или в ее реализации (недостаточная тяговооруженность)? > ---------------------------------------------------- > Одно есть следствие другого. Дополнительные двигатели, которые работают только на взлете и посадке и мертвым грузом висят в горизонтальном полете - что это? ---------------------------------------------------- А хwостоwой дwигателх ДЦ-10? И он естх мертwый груз на хwосте лучшего самолета wсех wремен и народоw :-) |
> to kilikanzer > А хwостоwой дwигателх ДЦ-10? И он естх мертwый груз на хwосте лучшего самолета wсех wремен и народоw :-) ---------------------------------------------------- DC-10 не знаю, но могу предположить: 1) от этого движка работают генераторы самолета, в т.ч. и на стоянке; 2) по международным правилам для перевозки пассажиров числом не менее сколько-то-там, самолет должен иметь не менее 3 движков. |
Ну почему же мертвым грузом - как правило и в крейсерском режиме работают все три. Кстати на этом самолете был случай полного отказа всех систем управления, и только благодаря такой схеме расположения движков пилоты (2 штатных и пилот-инспектор) смогли посадить самолет на брюхо. При посадке из-за турбулентности самолет начал крениться и в итоге его развернуло боком и он перевернулся и загорелся, но более половины пассажиров спаслось. Позднее такой полет ввели в программу тренажеров DC-10. |
2Andy Ну почему же мертвым грузом - как правило и в крейсерском режиме работают все три. Кстати на этом самолете был случай полного отказа всех систем управления, и только благодаря такой схеме расположения движков пилоты (2 штатных и пилот-инспектор) смогли посадить самолет на брюхо. ================================================= Ну не 3 а 2, ибо именно когда 3-й движок (хвостовой) пошел в разнос - осколки лопаток разлетевшейся вдребезги турбины просто пербили трубопроводы всех 3-х(!) насосов гидросистемы. Соответственно, вся гидросистема вышла из строя, и летчики посадили самолет только используя 2 оставшихся движка (просто снимаю шляпу!!) ------------------------------------------------------------------------------------------- При посадке из-за турбулентности самолет начал крениться и в итоге его развернуло боком и он перевернулся и загорелся, но более половины пассажиров спаслось. ================================================ Загорелся - да, но не перевернулся, ибо летчики были классные, посадить такую махину практически без рулей, на одних движках - это очень и очень непросто. |
Автор:
Х
Дата: 18.11.2004 02:52 |
> to TOPMO3 > 2Andy > > Загорелся - да, но не перевернулся, ибо летчики были классные, посадить такую махину практически без рулей, на одних движках - это очень и очень непросто. ---------------------------------------------------- Там не только не было никакой гидравлики, вдабавок руль поворота и элероны были в положении "поворот вправо" , и пока не начали компенсировать ассиметричной тягой, самолет нарезал круги. То что самолет привели в аэрпорт, отцентровались на ВПП и сели на брюхо так что погибли не все это настоящее чудо. |
Автор:
Otto+Katz,polni+kurat
Дата: 18.11.2004 03:51 |
2 Кадет Биглер Интересно то, что сам А. С. Яковлев к проекту Як-36/38 относился крайне скептически и всячески старался от него дистанционироваться. Об этом можно прочитать, напр. в воспоминаниях Степана Микояна. =========================== Харриер тоже доводили больше года, видел кадры как он после отрыва кувыркался. Автоматика тогда была слабая. Зато сейчас Локхид научился снимать мощность с оси турбины на холодный вентилятор. Работать надо в этом направлении. |
Харриер доводили не больше года, а больше 10 лет, первым в начале 60-х полетел Р.1127 Кестрел, их выпустили около десятка и доводили до уровня Харриера, который поступил на вооружение в начале 70-х, а нынешний Харриер-II - результат совместной работы McDonnel-Douglas и англичан, по отзывам летчиков, летавших на первых и вторых Харриерах - все равно, что с полуторки пересесть на машину класса КамАЗ'а (в статье про Харриер в журнале АС приводились названия соответствующих американских машин). Создание Як-36/38 - попытка на уровне наших технологий сделать машину класса Харриера и попытка почти удачная - если сравнить Як-38 с Harrier GR.1/3, то их ТТХ почти одинаковы, другое дело опять таки Harrier-II, нашим конструкторам сделать соответствующий Як-39 не дали (хотя он был бы конечно послабее), а Як-41, если бы его довели был бы покруче Харриера, превосходя его по вооружению и скорости и уступая по дальности. Кстати, отбирать мощность на холодный вентилятор учились в США еще с 60-х. И еще, посмотрите на схему например Х-35В - тот же Як-41, только вместо двух подъемных движков этот самый холодный вентилятор. Значит не такая уж плохая схема, в схеме Харриера гораздо сложнее установка форсажных камер для обеспечения сверхзвуковой скорости. |
Автор:
Легкий Глюк
Дата: 18.11.2005 11:45 |
> to Кадет Биглер > > to Domnitch > > > Но все же не могу понять, в чем Вы видите изначальную порочность отечественных СВВП - в схеме (наличие дополнительных подъемных или подъемно-маршевых двигателей) или в ее реализации (недостаточная тяговооруженность)? > ---------------------------------------------------- > Одно есть следствие другого. Дополнительные двигатели, которые работают только на взлете и посадке и мертвым грузом висят в горизонтальном полете - что это? ---------------------------------------------------- И все-таки. В конкурсе JSF участвовали три схемы-1.с единым двигателем, 2. с маршевым двигателем и вентилятором, 3. с маршевым двигателем и подъемным реактивным. По крайней мере, это говорит о том, что глобальных преимуществ и недостатков эти схемы друг перед другом не имеют. Выбрана была вторая схема. Тоже с мертвым грузом.:) |
Ответ |
Форум Bigler.ru
>
День 18-11-1972: Первая в СССР посадка...
(Событие)
|
2002 - 2011 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru Кадет Биглер: cadet@bigler.ru Вебмастер: webmaster@bigler.ru |