Bigler.Ru - Армейские истории
Rambler's Top100

Форум Bigler.ru > Обсуждение > День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет... (Событие)
Имя
Пароль
Регистрация

Ответ
Автор: Мореход
Дата: 24.09.2004 06:20
Начался беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (поселок Керби) женского экипажа в составе В. С. Гризодубовой, М. М. Расковой и П. Д. Осипенко на самолете АНТ-37БИС "Родина". Перелет длился 26 ч 29 мин, преодолен маршрут в 5908 км. Летчицам за мужество и героизм, первым из советских женщин, 02.11.38 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
----------------------------------------------------
Бабушку Гризодубову я видел лично в Новосибирске. Моя школа носила ее имя. Классная дама. При рассказе о войне все время было такое чувство, что она прерывает свой рассказ в тех местах где обычно бы редактор вставил beep-beep.
Автор: FromMicrosoft
Дата: 24.09.2005 10:21
ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна (р.1910/11) - сов. лётчица, полковник, Герой Сов. Союза (1938), Герой Соц. Труда (1986). Дочь С.В. Гризодубова. Окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима (1929). Занималась планёрным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В Красной Армии с 1936. Совершала перелёты: Москва - Актюбинск (совместно с М.М. Расковой), 1937; Москва - посёлок Керби (ныне село им. Полины Осипенко, Хабаровский край; совместно с Расковой и П. Д. Осипенко), 1938.
Участница ВОВ. В ходе войны была ком. авиаполка. Совершила около 200 боевых вылетов. С 1945 работала в гражданской авиации. Председатель Антифашистского комитета сов. женщин (1941-45). Депутат ВС СССР в 1937-46. Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степ., орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Автор: Vouk
Дата: 24.09.2005 14:53
> ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна (р.1910/11) - сов. лётчица, полковник, Герой Сов. Союза (1938), Герой Соц. Труда (1986). Дочь С.В. Гризодубова. Окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима (1929). Занималась планёрным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В Красной Армии с 1936. Совершала перелёты: Москва - Актюбинск (совместно с М.М. Расковой), 1937; Москва - посёлок Керби (ныне село им. Полины Осипенко, Хабаровский край; совместно с Расковой и П. Д. Осипенко), 1938.
> Участница ВОВ. В ходе войны была ком. авиаполка. Совершила около 200 боевых вылетов.
----------------------------------------------------
Старожилы Минска помнят один из ее вылетов в 1942 г., когда ее полк отбомбился ночью по жилому району, видно потеряв ориентировку.
Автор: De2
Дата: 24.09.2007 11:21
> Летчицам за мужество и героизм, первым из советских женщин, 02.11.38 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Может быть поправить на "присвоены звания Героев Совесткого Союза"? А то получается, что одно - на всех.
Автор: zigzag
Дата: 24.09.2008 18:05
В процессе перелета экипажем (штурман - Раскова) была потеряна ориентировка. Пришлось совершать вынужденную посадку, из-за малого остатка топлива. Причем Раскова покинула самолет на парашюте, в отличие от летчиц, сажавших машину. Искали их всем Дальним Востоком больше недели. В ходе поисков погибли два самолета с экипажами.
Вот такой героизм, вследствие плохого профессионализма...
Место из посадки можно найти на карте - это в районе поселка П.Осипенко, названного в честь одного и-з членов экипажа. Она погибла, вскоре после рекордного полета.
Автор: АВК
Дата: 24.09.2010 07:53
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Читал книгу Голованова - командующего ДА во время ВОВ. Он о ней отозвался не положительно.Развал дисциплины в дивизии.
Даже привёл фактик очень не лицеприятный - клевета на сослуживца. :(
Все мы люди исостоим из противоречий.
Автор: serwik б/п
Дата: 24.09.2012 16:20
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от zigzag >>>
В процессе перелета экипажем (штурман - Раскова) была потеряна ориентировка. Пришлось совершать вынужденную посадку, из-за малого остатка топлива. Причем Раскова покинула самолет на парашюте, в отличие от летчиц, сажавших машину.
Некропост, но...
Потеря ориентировки при 10+ часах полета в облачности на обледеневшем самолете, скорость которого ненамного отличается от возможной скорости ветра на маршруте с неразведанной погодой -- явление не такое уж удивительное, в те времена -- почти обычное.... И Чкалов блудил в своих перелетах, и Леваневский...
На момент посадки, ЕМНИП, у них были координаты своего места и искать самолет долго не пришлось. Прорубаться к ним -- да. Искали только Раскову, которая покидала самолет по приказу командира, (её кабина была в самом носу и с большой вероятностью могла быть смята при посадке), а после приземления неправильно определила направление на ружейные выстрелы Гризодубовой и Осипенко (эхо спутало) и ушла в другую сторону.
Так что не все так плохо было с профессионализмом. Хотя, конечно, с точки зрения современных регулярных перевозок весь тот полет был дичайшей авантюрой....
Автор: zigzag
Дата: 24.09.2012 16:54
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Нам в училище на кафедре самолётовождения рассказывали об этом полёте. Ст. преподаватель п/ п-к Л-ц интересовался рекордными перелётами, ну и курсантов просвещал по мере возможности.
Что я запомнил:
- отсутствовала радиосвязь. Причина - экипаж получил устаревшие данные по частотам наземных радиостанций. В результате радиокомпас использовать не могли, связаться с землёй - тоже;
- в полёте Раскова утеряла свой комплект аэронавигационных карт - открыла люк астрокомпаса, чтобы определиться по Солнцу, и воздушным потоком карты просто выдуло наружу. Пришлось использовать карты лётчиц - а они были не столь подробные, как у штурмана и более мелкие по масштабу;
- в процессе полёта была полностью потеряна ориентировка, летели наугад;
- ориентировочно определились по месту рекордсменки лишь выйдя на береговую черту Охотского моря. А тут и красная лампочка загорелась - топлива йок...
- искали их девять суток. Раскову - на сутки больше. В процессе поисков столкнулись ТБ-3 и ПС-84. Погибло около двадцати человек.
Автор: serwik б/п
Дата: 24.09.2012 17:44
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Мне вот удивительно -- а "женский" рекорд ФАИ зачситала при таком-то завершении перелета? НЯЗ, перелеты, завершенные аварийно, не учитывались. Или "погибших при перелете нет -- значит засчитываем"?
Автор: LoneWolf
Дата: 24.09.2012 18:09
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от serwik б/п >>>
а "женский" рекорд ФАИ зачситала при таком-то завершении перелета?
Политкорректность и феминизм были уже тогда... :)
По-хорошему, рекордного в этом перелете было только разве что женский экипаж. Емнип, за пару месяцев до того Коккинаки на практически такой же машине прошел практически эту же трассу (и штатно сел), но по маршруту чуть ли не на 1000 км длинее и вроде бы даже на пару часов быстрее.
Автор: serwik б/п
Дата: 24.09.2012 18:42
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от LoneWolf >>>
По-хорошему, рекордного в этом перелете было только разве что женский экипаж. Емнип, за пару месяцев до того Коккинаки на практически такой же машине прошел практически эту же трассу (и штатно сел), но по маршруту чуть ли не на 1000 км длинее и вроде бы даже на пару часов быстрее.
Именно, "женский" рекорд и был нужен. Мужской-то был уже примерно вдвое больше -- Громов в Сан-Джасинто прилетел годом раньше. Да и полет Чкалова на о.Удд в 1936 тоже был намного длиннее...
Автор: serwik б/п
Дата: 24.09.2012 18:53
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Добавлю: Коккинаки летел не совсем "на практически такой же машине". У него был ДБ-3, машина более современная по конструкции и скоростная, чем "женский" ДБ-2, являвшийся, в некотором роде, военным вариантом чкаловско-громовского РД/АНТ-25. И долетел Владимир Константинович до Спасск-Дальнего, т.е почти что до Владика.
Впрочем, я думаю, что вы все это и без меня знаете...
Автор: mat-ed
Дата: 24.09.2012 20:40
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от serwik б/п >>>
"женский" ДБ-2, являвшийся, в некотором роде, военным вариантом чкаловско-громовского РД/АНТ-25
Вообще-то АНТ-37бис и АНТ-25 - совсем разные машины. Хотя бы по количеству моторов.
Автор: LoneWolf
Дата: 24.09.2012 22:53
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от serwik б/п >>>
Впрочем, я думаю, что вы все это и без меня знаете...
не сильно глубоко, увы :)
Цитата:
Сообщение от serwik б/п >>>
У него был ДБ-3, машина более современная по конструкции и скоростная,
ЦКБ-30. Он таки немного отличался от будущего серийного ДБ-3 - хотя и очень схож по общей геометрии.
Цитата:
Сообщение от serwik б/п >>>
чем "женский" ДБ-2,
Емнип, ДБ-2, как таковой, существовал то ли в одном, то ли в двух экземплярах, и они дальше коробочки над заводским аэродромом никуда не улетели. 37бис, он же гризодубовская "Родина", был слегка поболе по размаху крыла, да и моторчики имел, в отличие от стандартных Гном-Ронов, стоявших на машине Коккинаки, несколько форсированные - опять же, боюсь по памяти соврать, но вроде помощнее они были, хотя на той же базе.
Автор: LoneWolf
Дата: 24.09.2012 22:55
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от serwik б/п >>>
тоже был намного длиннее...
американские женщины за это назвали бы вас male сhauvinist pig ;-))

Если серьезно - то сравнение не совсем корректное. АНТ-25 был сугубо рекордной машиной, которая, кроме своего бензина и пилотов, на себе нести ничего не могла. А машины-фигуранты, в общем и целом, были уже почти вполне строевыми бомберами...
"Государственное дело,
ты улавливаешь нить?"
(с)
;-)
Автор: aviapasha
Дата: 24.09.2012 23:30
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от LoneWolf >>>
американские женщины за это назвали бы вас male сhauvinist pig ;-))

Если серьезно - то сравнение не совсем корректное. АНТ-25 был сугубо рекордной машиной, которая, кроме своего бензина и пилотов, на себе нести ничего не могла. А машины-фигуранты, в общем и целом, были уже почти вполне строевыми бомберами...
"Государственное дело,
ты улавливаешь нить?"
(с)
;-)
На базе АНТ-25 был разработан АНТ-36 (ДБ-1), строившийся малой серией (ЕМНИП, 18 машин), который кроме "бензина и пилотов" мог нести 1000 кг бомб, правда уже не на 9-12 тыщ км а тыщ на пять. Но скорость была мала, вооружение кроме бомб - пара ШКАСов с очень узкими секторами обстрела и военные приказали переработать ДБ-1 до устраивавших их характеристик. Из этой переработки и получился АНТ-37, он же ДБ-2.
Автор: LoneWolf
Дата: 25.09.2012 10:23
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от aviapasha >>>
который кроме "бензина и пилотов" мог нести 1000 кг бомб, правда уже не на 9-12 тыщ км а тыщ на пять. Но скорость была мала, вооружение кроме бомб - пара ШКАСов с очень узкими секторами обстрела
Как ты дипломатичен, брат :)
Когда анализируешь такие вещи - начинаешь догадываться, за что товарищ Сталин прислонял вредителей к стенке.
Лично я попытку сделать из РД бомбер (причем, ЧСХ - попытку реализованную! Полтора десятка машин - тоже не баран чихнул) иначе как вредительством назвать не могу. Начнем с того, что 1000 кг бомб - вроде как и нормально, только вот отсутствие бомбового отсека и конструкция крыла даже 4 по 250 подвесить не позволяли. Максимум, что получилось - 10 по 100. И это счастье мы несем на врага со скоростью в лучшем случае 200 (прописью - двести) км/ч, на высоте в лучшем случае 6000, а в нормальном - 4000. При этом летим мы на одном моторе и как утюг, т.е. желательно только по прямой. И тут появляется коварный враг верхом на истребителе... а у нас из секторов обстрела реально присутствует только верхний, и мертвые зоны в нем больше простреливаемых. А самое дорогое, т.е. задница и брюхо, у нас голые совсем и вообще. И весь этот букет мы имеем не на заре воздухоплавания, а, прошу заметить, уже таки в 1936 году...
Автор: aviapasha
Дата: 25.09.2012 10:53
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от LoneWolf >>>
Как ты дипломатичен, брат :)
Когда анализируешь такие вещи - начинаешь догадываться, за что товарищ Сталин прислонял вредителей к стенке.
Лично я попытку сделать из РД бомбер (причем, ЧСХ - попытку реализованную! Полтора десятка машин - тоже не баран чихнул) иначе как вредительством назвать не могу. Начнем с того, что 1000 кг бомб - вроде как и нормально, только вот отсутствие бомбового отсека и конструкция крыла даже 4 по 250 подвесить не позволяли. Максимум, что получилось - 10 по 100. И это счастье мы несем на врага со скоростью в лучшем случае 200 (прописью - двести) км/ч, на высоте в лучшем случае 6000, а в нормальном - 4000. При этом летим мы на одном моторе и как утюг, т.е. желательно только по прямой. И тут появляется коварный враг верхом на истребителе... а у нас из секторов обстрела реально присутствует только верхний, и мертвые зоны в нем больше простреливаемых. А самое дорогое, т.е. задница и брюхо, у нас голые совсем и вообще. И весь этот букет мы имеем не на заре воздухоплавания, а, прошу заметить, уже таки в 1936 году...
Но эти моменты как раз сразу просекли и, насколько я понимаю, те 18 машин просто доделывали из уже наработанного задела и собирались использовать как учебные для отработки навыков длительных перелётов по маршруту экипажами до момента поступления в часть ДБ-2 (или, как оказалось в действительности, ДБ-3). Кстати, те десять "соток", которые таки можно было запихнуть в ДБ-1, планировалось использовать в ядрё..., тьфу, химическом оснащении, при таких раскладах да при прилёте "из-за угла", т.е. с неожидаемого направления, как оружие первого удари или возмездия, могло прокатить. Но после начала солидных боестолкновений повыбивали бы эти ДБ-1 за пару вылетов.
А вот англичане свой аналог ДБ-1 таки в войне применили, правда там было скорее наоборот, относительно боевую машину приспособили для рекорда из-за приличных внутренних объёмов, позволявших разместить дополнительные баки, вдвое превосходившие объёмом основные. Считалось, что на Ближнем Востоке хватит и оборонительного вооружения из двух пулемётов, тем более в Эфиопии, где у их местных противников - итальянцев были очень удалённые друг от друга базы и основными истребителями были бипланы "Фиат" ЦР.42, типа важнее дальность. Подробнее:

http://airwar.ru/enc/bww2/wellesl.html
Автор: serwik б/п
Дата: 25.09.2012 11:09
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от LoneWolf >>>
Лично я попытку сделать из РД бомбер (причем, ЧСХ - попытку реализованную! Полтора десятка машин - тоже не баран чихнул) иначе как вредительством назвать не могу. ...
Посылать их в бой в 1936г., действительно -- билет в один конец, причем даже вероятность того, что долетят "туда" -- почти никакая. Все-таки соседи, против которых это пможно применять (Китай, Афганистан, Персия, Япония) хоть и не Англия с Германией, но и не совсем уж Папуасии...
Но! отрабатывать вопросы тактики и особенностей применения, связи, навигации, бомбометания, работы серийно-массового оборудования в длительном полете, целеуказания и бомбометания после, подготовки строевых летчиков и штурманов, методики перебазирования частей и т.п. -- на 2 экз РД, принадлежащих ЦАГИ? А все ВВС -- "пешим по-летному", раскинув руки в стороны на Центральном аэродроме?
А делать это -- надо, ибо страна большая, границы длинные, соседи по-большести злые, а построить потребное количество нормальных бомберов нереально...
"Государственное дело,
ты улавливаешь нить?"
(с)
В общем, я думаю, это скорее была учебно-опытная серия.
Автор: LoneWolf
Дата: 25.09.2012 11:17
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от aviapasha >>>
Считалось, что на Ближнем Востоке хватит и оборонительного вооружения из двух пулемётов, тем более в Эфиопии, где у их местных противников - итальянцев были очень удалённые друг от друга базы и основными истребителями были бипланы "Фиат" ЦР.42,
Ну, тут такое дело... Если сравнивать ДБ-1 и Уэлсли, то при прочих равных, включая убогое оборонительное вооружение, второй таки под горку разгонялся почти до 400 км/час, что, кмк, не настолько сильно хуже тех же Фалько. А с другой стороны, Фалько были серьезными противниками, уже в Эритрее они носили дополнительных 2 ствола под крылом, а 4 полудюймовых Бреды - это серьезный залп, это при хорошем раскладе в клочья разносило...
Автор: LoneWolf
Дата: 25.09.2012 11:21
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от serwik б/п >>>
В общем, я думаю, это скорее была учебно-опытная серия.
Может быть, и так. Но я все же склоняюсь к мнению, что учебно-опытной эта серия стала по факту - т.е., когда для всех стала очевидной ее полная "профнепригодность".
Автор: Кадет Биглер
Дата: 25.09.2012 12:18
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от LoneWolf >>>
Может быть, и так. Но я все же склоняюсь к мнению, что учебно-опытной эта серия стала по факту - т.е., когда для всех стала очевидной ее полная "профнепригодность".
Якубович пишет так. Изначально планировалась серия из 30 машин. Первый опытный экземпляр разрушился из-за вибраций оперения. Вибрации не пропали и на второй машине. Развертывание серийного производства остановили. В ходе испытания стало ясно, что самолет уже морально устарел, и третий экземпляр переделали в рекордную машину.Это и была "Родина". Четвёртый экземпляр начали строить, но так и забросили.
"Боевые самолеты Туполева" М. Яуза, 2010, с. 82-86.
Автор: LoneWolf
Дата: 25.09.2012 16:26
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от Кадет Биглер >>>
Якубович пишет так.
Тащ командир, дело в том, что мы тут, как положено, растеклись мыслию по древу :) - мой пост и диалоги с Сервиком и Авиапашей относились к ДБ-1 (он же РД, он же АНТ-25) - одномоторному, простиктулху, мотопланеру, из которого попытались сделать бомбер. А Вы (в данном случае, Якубович), похоже, говорите о том самом почти эфемерном, но уже двухмоторном (на 800-сильных Гном-Ронах) ДБ-2, о котором я упоминал в посте от вчера 21:53 - судя по количеству реально построенных машин.
Автор: Кадет Биглер
Дата: 25.09.2012 18:31
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от LoneWolf >>>
Тащ командир, дело в том, что мы тут, как положено, растеклись мыслию по древу :) - мой пост и диалоги с Сервиком и Авиапашей относились к ДБ-1 (он же РД, он же АНТ-25) - одномоторному, простиктулху, мотопланеру, из которого попытались сделать бомбер. А Вы (в данном случае, Якубович), похоже, говорите о том самом почти эфемерном, но уже двухмоторном (на 800-сильных Гном-Ронах) ДБ-2, о котором я упоминал в посте от вчера 21:53 - судя по количеству реально построенных машин.
История ДБ-1 вообще выглядит странно. Непонятно, зачем эта машина вообще была нужна ВВС. Якубович приводит интересный факт. Оказывается, изначально самолет хотели использовать для нанесения химических ударов. Потом отказались от этой идеи. Машина оказалась в серии с массой дефектов, ВВС не хотели ее принимать. Потом была идея переделать ее в стратегический разведчик с дизелем. Тоже не вышло. В общем, ерунда какая-то. Вы верно написали, что по ТТХ машина была уж точно ни в Красную армию...
Автор: LoneWolf
Дата: 25.09.2012 18:42
Re: День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет...
Цитата:
Сообщение от Кадет Биглер >>>
изначально самолет хотели использовать для нанесения химических ударов.
Кстати, это возможно - но опять же, по факту. Ибо кому нужен дальний бомбер, несущий тонну конвенционных бомб весом по 100 кг и никак иначе?
Цитата:
Сообщение от Кадет Биглер >>>
Непонятно, зачем эта машина вообще была нужна ВВС.
Именно поэтому я и вспомнил за вредителей. Кстати, сегодня по ходу дела перелистал статью на airwar - там даже конкретные фамилии упоминаются (в первоисточниках я, конечно, не уверен). Более того - судя по всему, эта явное и откровенное (даже на тот момент, кмк) разводилово страны на бабло продолжалось в общей сложности 4 года...
Ответ
Форум Bigler.ru > Обсуждение > День 24-09-1938: Начался беспосадочный перелет... (Событие)



Часовой пояс GMT +2, время: 04:22.
vBulletin® v3.8.1, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
купить матрас недорого
Можно приобрести напольные стойки для цветов акции
2002 - 2011 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
    Rambler's Top100