Bigler.Ru - Армейские истории
Rambler's Top100

Форум Bigler.ru > Обсуждение > День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с... (Событие)
Имя
Пароль
Регистрация

Ответ
Автор: Grrr
Дата: 23.03.2005 23:12
Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран.Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных наземных служб наведения.
----------------------------------------------------
Это вам не корейский Боинг!
Автор: Штатский
Дата: 23.03.2005 23:13
> to Grrr
> Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран.Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных наземных служб наведения.
> ----------------------------------------------------
> Это вам не корейский Боинг!
----------------------------------------------------
В свое время иранский пссажиркий самолет залетел в СССР - тоже выпроводили обратно, не сбивали.
Автор: Rembat
Дата: 24.03.2005 02:43
[C транслита]
> то Штатский
> > то Гррр
> > Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран.Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных наземных служб наведения.
> > ----------------------------------------------------
> > Это вам не корейский Боинг!
> ----------------------------------------------------
> В свое время иранский пссажиркий самолет залетел в СССР - тоже выпроводили обратно, не сбивали.
----------------------------------------------------
Потому что уже тогда планировали строить Ирану реактор...
Автор: *
Дата: 24.03.2005 04:35
[C транслита]
> то Гррр
> Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран.Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных наземных служб наведения.
> ----------------------------------------------------
> Это вам не корейский Боинг!
----------------------------------------------------
Дык и Иран не СССР, и с KAL007 не ясно (туману как с Курском).
Автор: Дубль
Дата: 24.03.2006 06:22
> to Grrr
> Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран.Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных наземных служб наведения.
> ----------------------------------------------------
> Это вам не корейский Боинг!
----------------------------------------------------
по воспоминаниям В.В. Решетникова, иранцы этот самолет просто-напросто прозевали.
.
Автор: zema
Дата: 24.03.2006 07:05
[C транслита]
> то Гррр
> Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран.Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных наземных служб наведения.
> ----------------------------------------------------
> Это вам не корейский Боинг!
----------------------------------------------------
а то!
Автор: slbd
Дата: 24.03.2006 15:38
Ясное дело Ту-22 с офуенной ракетой, иранский истребитель и сам завалить мог, спецы есть у него оборонительное оружие?
Автор: Lone Wolf
Дата: 24.03.2006 15:50
> to slbd
> Ясное дело Ту-22 с офуенной ракетой, иранский истребитель и сам завалить мог, спецы есть у него оборонительное оружие?
----------------------------------------------------
НР-23 в задней полусфере. При удачном стечении обстоятельств истребителю вполне хватит. :)
Автор: АВК
Дата: 24.03.2006 22:39
> to LoneWolf
> > to slbd
> > Ясное дело Ту-22 с офуенной ракетой, иранский истребитель и сам завалить мог, спецы есть у него оборонительное оружие?
> ----------------------------------------------------
> НР-23 в задней полусфере. При удачном стечении обстоятельств истребителю вполне хватит. :)
----------------------------------------------------
Нудельмана с Рихтером не все возили, часть была вооружена помеховыми станциями. название уже не помню, а лезть в анналы лень :)(.
Автор: Кадет Биглер
Дата: 24.03.2006 22:48
> to АВК

> Нудельмана с Рихтером не все возили, часть была вооружена помеховыми станциями. название уже не помню, а лезть в анналы лень :)(.
----------------------------------------------------
Не надо в анналы, могу и так доложить.
Ту-22П нес помеховые станции "Букет" и "Сирень", а также автоматы сброса ДО.
Автор: Piligrim
Дата: 24.03.2009 09:24
> to Дубль
> > to Grrr
> > Бомбардировщик Ту-22К с подвешенной ракетой Х-22, участвуя в плановых лётно-тактических учениях 203 гвардейского ТБАП ДА из-за ошибки штурмана умудрился залететь в Иран.Удалось благополучно выбраться с помощью наших наземных наземных служб наведения.
> > ----------------------------------------------------
> > Это вам не корейский Боинг!
> ----------------------------------------------------
> по воспоминаниям В.В. Решетникова, иранцы этот самолет просто-напросто прозевали.
> .
==============================
Сначала его прозевали наши:)
Автор: zigzag
Дата: 24.03.2009 16:56
Поднимали по нему истребители ПВО, но перехватить (догнать) не успели... Помню, у нас в полку приказ читали по этому случаю.
Автор: Piligrim
Дата: 24.03.2009 17:06
> to zigzag
> Поднимали по нему истребители ПВО, но перехватить (догнать) не успели... Помню, у нас в полку приказ читали по этому случаю.
=================================
Ну, в общем, прое...
У нас препод рассказывал. Профукали и наши и иранцы, потом подняли пару истребителей, но те потерялись.
Летали ночью и когда стало светать, командир спросил штурмана, сколько лететь еще, тот ответил, командир, в свою очередь удивился почему пейзаж как-то непохож на родные просторы, после этого начали удивляться все вместе.
На обратном ходу иранцы тоже не отреагировали, а наши уже, конечно, ждали:)
Автор: zigzag
Дата: 24.03.2009 17:28
Немного не так. По "моей версии" (ну, что я еще помню из того приказа и по более поздним расказам ПВОшников и "дальников") в этот день у иранцев был праздник какой-то религиозный (или накануне?), и они, по вполне понятным причинам, "Тушку" вообще не опознали, как супостата. Наши долго ждали, когда они претензии станут предъявлять на дипломатическом уровне. А те - молчок. Тогда нервы у "Смоленской площади" не выдержали, и она принесла извинения за сей инцидент. Вот тут-то иранцы и начали возмущаться.
А обнаружил "уклонение" командир корабля. Обратил внимание, что Солнце встает "не с той стороны." Далее действовал по правилам: заорал "Полюс" включил "Бедствие". Его услыша РП с а/э Мары и вывел к себе. После посадки, взвинченный командир, увидал подходящих к самолету людей в незнакомых ему комбезах песочного цвета (их только вели в обращение в САВО и ТуркВО) и взорвал систему госопознования.
Автор: BratPoRazumu
Дата: 24.03.2009 17:32
> to Piligrim
> > to zigzag
> > Поднимали по нему истребители ПВО, но перехватить (догнать) не успели... Помню, у нас в полку приказ читали по этому случаю.
> =================================
> Ну, в общем, прое...
> У нас препод рассказывал. Профукали и наши и иранцы, потом подняли пару истребителей, но те потерялись...
----------------------------------------------------
не пару, а два одиночных из разных полков - Су-17 (!!!) и МиГ-23, причем ШБУ о действиях "соседей" не знали, в итоге они перехватывали друг друга
Автор: Piligrim
Дата: 24.03.2009 18:00
> to BratPoRazumu
> > to Piligrim
> > > to zigzag
> > > Поднимали по нему истребители ПВО, но перехватить (догнать) не успели... Помню, у нас в полку приказ читали по этому случаю.
> > =================================
> > Ну, в общем, прое...
> > У нас препод рассказывал. Профукали и наши и иранцы, потом подняли пару истребителей, но те потерялись...
> ----------------------------------------------------
> не пару, а два одиночных из разных полков - Су-17 (!!!) и МиГ-23, причем ШБУ о действиях "соседей" не знали, в итоге они перехватывали друг друга
=================================
Я про пару с иранской стороны имел в виду.
А Зигзаг правильно напомнил - командир солнце обнаружил почему-то слева, а потом на пейзаж обратил внимание.
А вот что с экипажем потом стало - не знаю
>to zigzag
Не помните, что там по приказу?
Автор: zigzag
Дата: 24.03.2009 20:33
>to zigzag
Не помните, что там по приказу?
Командира понизили в должности. Он был зам. ком. аэ по политчасти, а стал то ли отрядным, то ли рядовым командиром. Ну, и класс на ступень ниже.
Штурман был рядовым. Только получил 2-й класс. Вернулся в класной квалификации "на круги своя"т.е на уровень 3-го класса.
Командир (это со слов его однополчан) сильно переживал по данному ЧП. В конце 90-х умер, сравнительно молодым. Сердце...
Автор: Piligrim
Дата: 24.03.2009 21:22
> to zigzag
> >to zigzag
> Не помните, что там по приказу?
> Командира понизили в должности. Он был зам. ком. аэ по политчасти, а стал то ли отрядным, то ли рядовым командиром. Ну, и класс на ступень ниже.
> Штурман был рядовым. Только получил 2-й класс. Вернулся в класной квалификации "на круги своя"т.е на уровень 3-го класса.
> Командир (это со слов его однополчан) сильно переживал по данному ЧП. В конце 90-х умер, сравнительно молодым. Сердце...
======================================
Мм-да...
А была в общем-то веселая история - самолет на земле, экипаж цел - боевая задача выполнена!
Ну и ПВО-шников на вшивость проверили.
Всех, кого успели:))
Автор: Шурик
Дата: 25.03.2009 08:17
> to BratPoRazumu
> не пару, а два одиночных из разных полков - Су-17 (!!!) и МиГ-23
----------------------------------------------------
Читал (в "Авиации и времени" или "Мире авиации") что в то время Су-17 в Средней Азии "работали" перехватчиками ПВО.
Автор: Михалыч
Дата: 31.03.2009 19:27
Про ракетоносец ТУ-22 я читаю просто сказки, сразу видно, что люди
которые пишут, далеки от реальности!
Для меня эти события как будь то бы вчера. Я был дежурным штурманом на КДП. Полет Ту-22 осушествляется по ортодромии. Перед вылетом изменили курс взлета, естественно должны были изменить курс на 180гр., экипажем этого сделано не было, прозошел полет в зеркальном отношении. Наши службы не видели и помощи не оказывали. Просто над Гималаями стрелка радиокомпаса встала и показала курс на север. Когда они пересекли нашу границу. наши ПВО их тоже не видели,хотя они кричали на весь эфир, кто их слышит. Их услышали Мары. При посадке (хотя топливо было на исходе) командир сделал проход над полосой и увидел звезды на самолетах, только тогда произвел посадку. Командир был порядочным человеком.
Кстати, с ракетой ничего не могли сделать, ракеты на плановые полеты никогда не заправляли топливом и боезарядом.
Автор: Михалыч
Дата: 31.03.2009 19:36
> to Шурик
> > to BratPoRazumu
> > не пару, а два одиночных из разных полков - Су-17 (!!!) и МиГ-23
> ----------------------------------------------------
> Читал (в "Авиации и времени" или "Мире авиации") что в то время Су-17 в Средней Азии "работали" перехватчиками ПВО.
----------------------------------------------------

> to Piligrim
> > to zigzag
> > >to zigzag
> > Не помните, что там по приказу?
> > Командира понизили в должности. Он был зам. ком. аэ по политчасти, а стал то ли отрядным, то ли рядовым командиром. Ну, и класс на ступень ниже.
> > Штурман был рядовым. Только получил 2-й класс. Вернулся в класной квалификации "на круги своя"т.е на уровень 3-го класса.
> > Командир (это со слов его однополчан) сильно переживал по данному ЧП. В конце 90-х умер, сравнительно молодым. Сердце...
> ======================================
> Мм-да...
> А была в общем-то веселая история - самолет на земле, экипаж цел - боевая задача выполнена!
> Ну и ПВО-шников на вшивость проверили.
> Всех, кого успели:))
----------------------------------------------------
Командира никто в должности не понижал, он был порядочным человеком! Он сам подал документы на увольнение.
Штурман Стас был переведен на КМ штурманом-оператором, и класс с него никто не снимал.В полку командиры и штурманы были как правило 1 класса!
Автор: Дубль
Дата: 31.03.2009 19:38
> to Михалыч
оказывали. Просто над Гималаями стрелка радиокомпаса встала и ----------------------------------------------------
не то чтобы сомневаюсь, но при чем тут Гималаи?
Автор: TEPMOC
Дата: 24.03.2010 05:22
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Дык... Шамбала сработала и наступило просветление.
Автор: Абердин
Дата: 24.03.2010 19:38
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Читал про эту историю. Похоже на правду. Взлетали с Украины. В районе Каспийского моря на полигоне успешно поразили ракетой цель (ночью). А вот потом забыли перейти на автоматический режим поворота на 180 (не бейте дилетанта!). Увидев большой освещённый город штурман сказал: "Воронеж. Здессь у меня тёща живет". Это был Тегеран. Дальше вы знаете. За правдивость не отвечаю. Читал в "Коммерсанте".
Автор: АВК
Дата: 24.03.2014 16:46
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Бывший комполка Столяров Леонид Ефимович, ныне генерал-лейтенант в отставке, рассказал на телекамеру об этом событии. Можно найти в сети.
Автор: Неандерталец
Дата: 25.03.2014 01:26
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Цитата:
Сообщение от zigzag >>>
Штурман был рядовым. Только получил 2-й класс. Вернулся в класной квалификации "на круги своя"т.е на уровень 3-го класса.
Штурман в воинском звании "рядовой"?
Автор: aviapasha
Дата: 25.03.2014 01:52
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Цитата:
Сообщение от Неандерталец >>>
Штурман в воинском звании "рядовой"?
Насколько я понял, имеется ввиду штурман самолёта, а не отряда/эскадрильи...
Автор: Неандерталец
Дата: 25.03.2014 05:46
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Хорошо. Штурман самолета в звании рядовой?
Там же в кабине одни офицеры должны сидеть.
Автор: лмн с планшета
Дата: 25.03.2014 07:02
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
"рядовой" в значении "обычный"
Автор: АВК
Дата: 25.03.2014 07:39
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Стас в то время был старшим лейтенантом. Я с ним в одной общаге жил.
Автор: Лёдчик-подводник
Дата: 24.03.2017 13:15
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
To Aviapasha
Хоть и прошло три года.
Штурман экипажа, а не самолёта.
Автор: zigzag
Дата: 24.03.2017 15:23
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Ещё точнее - "штурман корабля". Именно так называлась должность.
Автор: Рядовой необученый
Дата: 24.03.2017 17:32
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
(вспомнив): Опять придётся по пачке "Беломора" лететь!? (с)
:-)
Автор: zigzag
Дата: 24.03.2018 07:37
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Если кому ещё интересен этот случай незаурядной блудёжки, я собрал немного инфы - полюбопытствуйте.

Итак:
Самолёт Ту22КПД, бн 63, подвешена ракета Х-22.
Командир корабля: ЗК аэ по ПЧ м-р Чижов М.Ф. 1 класс.
Штурман: ст. л-т Дроздецкий С.М. 1 класс, выпускник ЧВВАУШ-74. Оператор: к-н Мерзликин В.И.
203-й гвардейский ТБАП (Барановичи).

Рассказ участника ЧП - оператора к-на Мерзликина:
Цитата:
Я , гв. капитан в отставке Мерзликин Вячеслав Иванович,1954 года рождения, оператор радиотехнических средств самолёта ТУ-22 203-го гвардейского Орловского ТБАП. Полк находился на аэродроме г. Барановичи, Беларусь.
В 1983 году был в штатном экипаже гв. майора Чижова Михаила Фёдоровича, штурман гв.ст.л-т Дроздецкий С.М.
Есть много суждений и разговоров по поводу одного полёта выполненного нашим экипажем марта 1983 года. В полку проводились плановые учения.
Первый вылет был выполнен экипажем в составе боевого порядка полка на "отлично". Полк выполнял маршрутный полёт с посадкой на аэродроме Моздок. Это был дневной вылет 23 марта 1983 года. После непродолжительного отдыха и доподготовки экипажей ко второму вылету на аэродром Моздок нагрянули проверяющие разных рангов и должностей от дивизионных до генералов из штаба ДА. Естественно терзали всех и техников и лётные экипажи, ком. АЭ, ст. штурмана и ком. АП гв. полковника Татарченко В .Н.. Досталось и группе руководства полётами. Вообще перебазирование полка в полном составе на удалённый аэродром от точки постоянного базирования, задача не из простых, а здесь ещё 2 вылета максимально приближённых к реально боевым.
Второй вылет состоялся 24 марта 1983 года. В связи с различными заслушиваниями и проверками приезжими контролёрами нашей штурманской службы, руководящего состава полка, предполётные указания проводились в сжатые временные рамки, а смена курса взлёта была доведена вообще на улице ( решение о смене курса взлёта было принято после предполётных указаний), когда экипажи устремились к своим самолётам, так сказать, вдогонку. Второй вылет должен был состояться в режиме строжайшего радиомолчания, согласно постоянной задаче на учения.
Ну, а теперь, закончив предисловие, расскажу о непосредственных событиях в экипаже в тот далёкий март 1983 го года.
Слышал штурман или командир корабля о смене курса взлёта я не знаю (наверное нет), я лично этого не слышал. Поэтому экипаж выполняя второй вылет, неправильно установил курс взлёта(ошибка на 180*). Поэтому весь полёт по маршруту получился в "зеркальном отражении". Полёт осуществлялся в режиме радиомолчания от запуска двигателей до посадки. Моё задание по радиосвязи было: дежурство на канале 4350 КГЦ. Никаких команд не поступало, все были как завороженные. Экипаж выруливает за своим впереди идущим и внимательно следит, чтобы не пропустить нужный борт( чужой аэродром, темнота, ночь). Далее взлёт, построение схемы отхода, радиооборудование работает хорошо(но полная тишина).
Группа руководства полётами на КДП под пристальным вниманием проверяющих.Все они собрались там, так как проверять больше некого, экипажи в воздухе. Не ясно было, кто сидел в креслах за экранами локаторов и других средств радиолокационного контроля (это пусть дополнят мой рассказ те, кто был в группе руководства на аэродроме Моздок.). Генералы в креслах, группа руководства вокруг них, кто куда смотрел и на кого?...
Короче, ГРП тоже не поняла, что все экипажи идут в одну сторону (на север), а один вдруг построил схему отхода на маршрут (на юг) в другую сторону. В РЦ УВД тоже не заметили, что один экипаж уходит в южном направлении, без заявки.
Так и летим, как обычно, каждый член экипажа делает своё дело-всё в порядке. Только ошибка уже заложена ещё на земле, и режим радиомолчания согласно полётного задания. Спустя время в Тбилисском РЦ УВД заметили самолёт нарушитель, летящий в направлений госграницы СССР. В 2 часа 48 минут 24 марта 1983 го года РЦ УВД Тбилиси информирует КП ПВО о самолёте нарушителе. В 2 часа 48 минут принято решение поднять истребители на перехват. В 2 часа 53 минуты истребители подняты в воздух с аэродрома Сайдар. Но в это время, когда лётчики истребители искали нас, мне по заданию и тактической игре учений было положено ставить пассивные помехи из КДС-16 ТМ (программа: непрерывно интервал 0,3) это участок "Элита-Суровикино"(если бы всё было как нужно). Лётчики ИА ПВО не могли нас найти на своих экранах в прицелах. Впоследствии, один из них встречался с нами (он специально приезжал к Чижову домой), он спросил меня: "Что ты сделал, что вдруг весь экран прицела засветился множеством целей?" я ответил, что ставил помехи. А он говорит, вот поэтому я вас не сбил и пришлось доложить, что цель скрылась в горах.
В 2 часа 58 минут экипаж благополучно пересёк госграницу СССР-Иран. Нас не сбили свои, нам в каком-то смысле повезло. Во время пересечения границы СССР-Иран другие средства среагировать не успели. После пересечения границы попали точно на международную трассу, поэтому особого внимания ,с той стороны на нас никто не обратил.
Так долетели до авиабазы Ирана - Мешхед ( по словам штурмана-это точка отворота в зону). Здесь нас должны были легко обнаружить ПВО Ирана и сбить, но в этом районе и в это время было землетрясение, и мы по воле судьбы продолжили свой полёт. Они молились Аллаху и просили, чтобы их больше не трясло, а мы, ничего не подозревая, никому не молились. Здесь штурман дал команду на снижение и идти в зону, думая, что у Барановичей. Командир корабля ответил "никаких снижений , пока не пойму, где мы". Встали в круг. С командиром корабля запрашивали на 1-м, 5-м и 20-м каналах УКВ радиосвязи. Всех, кто нас слышит, чтобы определить место самолёта. Никто не отвечал. Я перешёл в КВ связь. Вышёл на "комету"( это специальная связь для определения местоположения самолётов ДА). Не отвечает, и так до десяти раз. На 4350 КГЦ тоже молчат. Я включил по команде командира корабля сигнал "Бедствие".
Штурман всё это время на вопросы не отвечал ни командиру, ни мне (может без сознания был от содеянного). Затем посовещавшись со мной, командир корабля обратил внимание в предрассветной дымке на наличие гор, и солнце в это время должно быть на востоке( было 5 часов утра), а у нас на Западе встаёт. Вот и принял решение. Относительно Солнца идём строго на Север. Мы где-то далеко на Юге. Штурман молчит, ни слова. Снова и снова запрашиваем по всем каналам и зовём на помощь всех, кто нас слышит "ответьте". Наша палочка-выручалочка "Комета" на КВ связи тоже не выходит, хоть бы разок ответила. А запрашивал её о месте положения самолёта через каждые 10 минут.
Потом, спустя месяца полтора, подошёл ко мне Начальник связи полка майор Линник и спросил " Ты этим позывным (РМВЦФ) работал в тот вылет с "Кометой"? Я ответил "Да". Они слышали тебя, но не могли понять почему оттуда. Этого не может быть и не отвечали на запросы. Думали провокация. Через некоторое время Чижова услышал авиадиспетчер с аэродрома Мары. Было очень мало топлива, давно "минимум " прошли по топливомеру. Запросили дальность до него( точки предполагаемой посадки). Он говорит " у меня экран 200 км.. Вы за экраном. Выходите на меня. Шли на него, затем начали снижение.
Пока выходили к аэродрому, была поднята пара истребителей на перехват и сопровождение, так как мы шли с Ирана и уже сменились коды опознавания "СВОЙ-ЧУЖОЙ". Один из лётчиков пары ИА ПВО в суматохе забыл включить свою систему опознавания и они гонялись друг за другом где-то рядом. А мы уже в районе 3-го разворота, 4-го и заходим на посадку.
Чуть позже Чижов М.Ф. сказал "при проходе над полосой (ВПП) видел наши самолёты со звёздами и солдата расстёгнутого до пупа и ремень на коленях, так сказать. Если бы не видел звёзд, Вас бы скатапультировал, а сам бы врезался в землю. Решение это было принято ещё когда в круг стали.
Так волей судьбы, многих ошибок и стечения обстоятельств наш экипаж остался жив, самолёт и вооружение целы. Для ПВО страны случилась "СТРАСТНАЯ" проверка незапланированная ни нами, ни кем-то ещё. Говорят тогда(когда мы искали счастья у судьбы и надеялись лишь на опыт командира корабля) в штабе у нас на аэродроме вместо прапорщика -"дежурного по штабу" какой-то генерал стоял. Да и других не счесть было ( об этом пусть другие расскажут- те кто там был).
Ну, по итогам того полёта исходя из ряда приказов было наказано, отстранено от должностей, уволены из ВВС и ПВО в районе 2000 человек. Да простят они наш экипаж, как мы их простили. Видит бог - не совсем мы были виноваты.

PS. А моего командира корабля гв. м-ра Чижова М.Ф. в течение года изводили и строгали на всех уровнях и довели до увольнения из армии. А спустя ещё год, он умер, сердце не выдержало того горя, которое он пережил. Вот и попробуй не верить в то, что за всё в ответе командир корабля, чтобы не случилось на земле или в воздухе. ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ.
Взгляд на ЧП со стороны командования (рассказ генерал-лейтенанта Тараканова Александра Ивановича.)

Цитата:
Весной 1983 года в период с 19 по 25 марта с воздушной армией было проведено армейское командно-штабное учение под кодовым названием "Удар-83". Руководил учением заместитель Главкома ВВС маршал авиации Ефимов Александр Николаевич. Тема учения предусматривала: "Планирование и организацию боевых действий ВА ВГК по разгрому авиационных и авианосных группировок противника с выполнением маневра частью сил на другой (южный) ТВД". По теории привлекались: 46 ВА ВГК(СН), 4 ВА ВГК(ОН), ВВС Приморского, 1 и 2 Центральных фронтов, 2 Объединенного флота. К практическим действиям от 46 ВА ВГК(СН) были привлечены: 22 дивизия, 251, 840, 290 и 226 полки (всего семь полков). Использовались полигоны: Гурьяново, Калиновка, 500-й и 600-й. Для авиационного маневра части сил были задействованы аэродромы: Насосная, Моздок и Энгельс.
Исследовались вопросы:
- организация управления смешанными боевыми порядками;
- целесообразность доставки крылатых ракет в новый район базирования боевыми самолётами;
- возможность штатных и приданных средств РЭБ по прикрытию боевых порядков при преодолении ПВО;
- боевые возможности полков при действиях по авиационным базам ночью.
Выполнено: самолётовылетов – 317 с налетом – 1210 часов, бомбометаний - 136, пусков ракет – 3 ( все с оценкой "отлично").
Общая оценка за АКШУ – хорошо. Однако в ходе учений не всё было гладко. В экипаже майора Чижова на самолете Ту-22к в 203-м полку (Барановичи) была допущена потеря ориентировки и нарушение госграницы с Ираном. Экипаж произвёл вынужденную посадку на аэродроме Мары-2. За этот случай мне от Министра Обороны СССР был объявлен "строгий выговор".
Вывод по учению был следующий: "Несмотря на провал в самолётовождении, учебные цели, поставленные на АКШУ, достигнуты. Командование 46 ВА ВГК(СН) показало возросший уровень оперативной подготовки, принимало обоснованные решения и практические задачи решало уверенно".

По инциденту с потерей ориентировки в 203-м полку хочу пояснить следующее. Маршал авиации Ефимов А.Н. по плану АКШУ заслушал решение командира 22-й дивизии генерал-майора Нестерова Г.Д. в Бобруйске на практические действия. Я присутствовал при этом. Командиром дивизии всё было доложено основательно и без замечаний со стороны проверяющих.
В это время 203-й полк находился на аэродроме рассредоточения Моздок и в ночь этих же суток должен был вылетать на выполнение учебно-боевой задачи с выходом на объекты в Каспийском море, а затем левым разворотом по маршруту через г. Курск, следовать на свой аэродром Барановичи.
Маршал Ефимов А.Н. решил вылететь на своём самолёте Ил-22 ВЗПУ в Моздок. На транспортном самолёте Ан-12 туда же вылетела и группа офицеров управления 22-й дивизии. Группу возглавил сам командир дивизии генерал-майор Нестеров Геннадий Дмитриевич. Что касается меня, то Руководитель учения указал мне, Командующему, в это время управлять вылетами частей по учению с КП в г. Смоленске. В Моздоке офицеры групп Ефимова и Нестерова присутствовали на предполётных указаниях 203-го полка. При этом первоначально на указаниях полку был объявлен курс взлета, который запомнил экипаж майора Чижова. В конце предполётных указаний, как бы вдогонку, курс взлёта был изменён.
Изменения курса взлёта экипаж Чижова не услышал и установил курсозадатчик на приборах в самолёте на объявленный курс взлета первоначально. Командир корабля майор Чижов выруливал на старт ночью за впереди идущими экипажами по боевому порядку. Произвёл нормальный взлёт в режиме радиомолчания и выполнил маршрут в прямоугольной системе координат (по ортодромическим курсам) с точностью "всё наоборот".
Командир дивизии генерал Нестеров Г.Д. после предполётных указаний решил руководить полетами лично и от руководства полётами отстранил ранее назначенного руководителя полётов от 203-го полка, имеющего уже опыт руководства полётами на аэродроме Моздок. После взлета экипажа Чижова генерал Нестеров не определил по экранам радиолокаторов, что этот экипаж выполняет схему отхода от аэродрома на маршрут с отклонением на 180 градусов, а группа руководства полетами помощи РП не оказала.
В то же время экипаж Чижова был в полной уверенности, что полет по маршруту выполняет правильно. На экране радиолокационного прицела характерные ориентиры были сфотографированы и они оказались похожими на заданные, при этом всё практически один в один совпадало по времени с запланированным маршрутом. Парадокс, но в жизни бывает и так.
Например, по времени должны быть Апшеронский полуостров и город Курск, но на самом деле, оказывается, был полуостров в Азовском море и иранский город Тегеран. Наконец, командир корабля заметил, что летят не туда куда нужно. Наступал рассвет, всходило солнце, которого не должно быть по расчету времени, так как по заданию полет выполнялся в западном направлении. Экипаж определил, что летят они на восток, а не на запад. Летчик взял курс ноль градусов и пошёл на север. Запросил "Прибой" на 1-м канале УКВ радиостанции. С аэродрома Мары-2 получил "Прибой - 0 градусов". Вышел на этот аэродром и благополучно произвёл посадку.
Командир корабля после посадки вышел на связь с КП ВА по простому телефону и мне лично доложил о причине случившегося происшествия.
Нам уже было известно, что одного экипажа после посадки на аэродроме Барановичи в 203-м полку нет. Известие о том, что экипаж цел и невредим, нас, естественно, обрадовало. Доложили об этом руководителю учения. Далее было расследование, разбор и наказание виновных, как это обычно бывает. В целом нам всё-таки повезло. В это время в исламском мире был праздник Рамадан и экипаж Чижова целых 2 часа 6 минут летал над Ираном незамеченным его средствами ПВО. При этом мы, я имею в виду СССР, избежали и международного скандала.
Последствия этого происшествия ещё длительное время сказывались на судьбах людей, причастных к нему в той или иной мере. Я лишний раз убедился, что в авиации, как нигде, первое решение всегда более верное. Бывает и так, что от решений руководителей, не всегда правильных, страдают многие.
Так было и в нашем довольно позорном случае. Генералу Нестерову Г.Д. не следовало отстранять руководителя полетов от управления полком в Моздоке при взлете 203-го полка на выполнение учебно-боевой задачи. Командир дивизии в присутствии Заместителя ГК ВВС, видимо, посчитал, что он обязан лично руководить полетами. Но его решение было ошибочным, что и привело к негативным последствиям.
При этом выскажу своё мнение по поводу действий в полёте командира экипажа майора Чижова. С одной стороны, в конце полёта его действия были правильными. Доклад лично мне по телефону сразу же после посадки о причине случившегося происшествия в данном полёте тоже был точен. А с другой стороны, в полёте от самого его взлета действия по выдерживанию маршрута в соответствии задания были безобразными.
Допущено вопиющее безразличие к действиям штурмана корабля по ведению детальной ориентировки. Командир корабля майор Чижов, по всей видимости, ни разу не посмотрел в план полёта, в котором обозначены все поворотные пункты маршрута, расстояние между ними, время полёта и заданный курс, что летчик должен проверить на каждом этапе полета и что должен доложить в боевой порядок и т.п. Этого ничего не происходило.
Хотя бы один раз командир экипажа взглянул на показания компаса КИ-12 или ДГМК (дистанционный гиромагнитный компас) и посмотрел на план полета летчика, то сразу бы определил, что летят не туда, куда необходимо по заданию.
Вообще говоря, командир экипажа допустил вопиющую беспечность в ведении ориентировки в полёте. Ведь это произошло на крупном учении, где должна быть особая ответственность каждого экипажа в полете.
Это экзамен для каждого экипажа в полку и полка в целом. По всей видимости, и в обычных полетах также такое отношение к ориентировке могли допускать командиры экипажей, и не только на самолетах Ту-22, но и на других типах, что недопустимо. Естественно, что в частях воздушной армии случай потери ориентировки в экипаже майора Чижова был подробно изучен.
К счастью повторений подобных происшествий не было.
Рассказ сослуживца:


По теме разговора сразу заметил бы, что штурман в экипаже майора Ч., выпустился из ЧВВАКУШ в 1974 году, имел определенный опыт в должности 2 штурмана и штурмана экипажа самолета ТУ-16. О его стаже и опыте в качестве штурмана экипажа ТУ-22 дополнительно спрошу у товарищей.
Что касается смены курса перед вылетом, насколько помню из материалов, доводимых на разборе этого инцидента, на оперативном аэродроме Моздок в экипаже Ч. произошли накладки, обусловленные многими факторами.
Стоит ли говорить, насколько насыщенным и напряженным был период подготовки и выполнения учений. Плюс волнение, если опыт еще не очень большой - это о штурмане. Плюс "чужой" аэродром в темную ночь. Плюс еще на этом аэродроме, штурман был, скорее всего, впервые. Аэродром Моздок - это стратеги. За многие годы полетов на ТУ-22 мне довелось быть на нем парочку, а то и вовсе один раз.
О смене курса взлета:
На предполетных указаниях под запись на МС было сказано об одном курсе взлета. После окончания указаний, когда уже все встали, начали собираться - возник шум разговоров, отодвигаемых стульев - было сказано напутствие, смысл которого: "ветерок подворачивает, будьте готовы к взлету с другим курсом. Экипаж Ч., находясь на удалении от трибуны и по причине общего шума, а также собственных сборов-разговоров, судя по всему, этого напутствия не расслышал.
Далее: курс для выруливания был уточнен ведущему по радио с КДП, остальные запускали, прогревали, выруливали в режиме радиомолчания. В момент, когда озвучивался в эфире курс взлета для ведущего, данный экипаж мог либо подниматься, либо запускать двигатели и проверять управление. Совершенно очевидно, что экипаж не расслышал эту информацию.
Выруливание в энергичном темпе, отслеживание по секундомеру точности занятия ВПП и своевременности взлета. В итоге, штурман на задатчике курсовой системы установил тот курс, который был объявлен на предполетных указаниях.
Все это не оправдывает его, так как у штурмана в кабине есть оборудование, позволяющее определить магнитный курс. Вышесказанное лишь как-то может объяснить причину ошибки штурмана.
Далее, можем попробовать вспомнить, в какой момент штурман начал все-таки контролировать направление по другим навигационным приборам. Совершенно определенно ясно, что штурман уверовал в правильность установленного им условного направления и далее в полете вел навигацию по этому параметру. А показания стрелки гиромагнитного/гироиндукционного компаса счел ошибочными. Глядя на это все со стороны, кажется абсурдным, но фактом остается - штурман подумал об отказе магнитного датчика.
Ошибка экипажа могла бы быть замечена с земли и пресечена на многих этапах, начиная от схемы отхода, но... далее идет серия ошибок со стороны органов управления воздушным движением. И большое количество невероятных, казалось бы, совпадений.

Ещё рассказ свидетеля ЧП:

Михаил Васильевич Яценко был участником событий, затронутых в данной теме. Это взгляд лётчика-профессионала, мнение человека, пережившего эту драматическую ситуацию.

Солнце по курсу

Жизнь в авиации всегда сопровождают романтика, приключения, риск и опасность. А ещё происходят такие случаи и совпадения, что придумать их не может ни один фантаст. Да если даже и придумает кто-то что-то такое накрученное про полёты, всегда можно с уверенностью сказать, что это когда-то и с кем-то уже было. Вот хотя бы такое, как у нас.
Шли учения. Крупные. «Синиe» на земле крушили оборону «Красных», «Красные» в воздухе прорывали ПВО «Синих», а все вместе оттачивали своё воинское мастерство и умение. Наш полк успешно выполнил первый вылет, нанёс сокрушительный удар по стратегическим целям «противника» и, в соответствии с планом, произвёл посадку на оперативном аэродроме Моздок. Пока технический состав готовил самолёты к повторному вылету, лётному составу поставили задачу нанести удар по вновь выявленным целям и дали время на доподготовку и короткий отдых перед вторым ночным вылетом.
Вот с отдыха всё и началось. Пока все хоть ненадолго прикорнули на кроватях, замполиты носились по штабам, стоянкам и казармам, собирая и передавая по линиям связи свои особо важные отчёты о результатах первого вылета, определяя отличников и передовиков, выпуская «Боевые Листки» и Молнии» с именами особо отличившихся. В общем, не до сна им было, не до отдыха. Не было отдыха и у нашего замполита эскадрильи Михаила. За всей этой суетой ему не то, что прилечь, присесть было некогда. А он лётчик и лететь ему надо наравне со всеми, в едином боевом порядке, совершая второй ночной боевой вылет.
Погода стояла чисто лётная. На небе ни облачка, видимость миллион на миллион, теплынь, хоть в трусах ходи. Вот только ветер был… Вернее не был. Штиль. Такой штиль, что пушинка, выпущенная из рук над головой, опускалась к твоим ногам. А заправка полная, как говорится, «под заглушку» и с ракетой, так что взлётный вес максимальный. Но в Моздоке полоса длинная, проблемы со взлётом нет. Ну, почти нет. Она хоть и длинная, но не бесконечная. Вот командир полка и тянул из метеоролога прямо таки клещами данные о ветре на момент взлёта полка, чтоб курс взлёта выбрать такой, чтоб, хоть чуть-чуть, но против ветра. А тот юлит, может такой, может такой, а может и такой. И с каким курсом не взлетай, всё боковой под девяносто градусов получается.
Полоса в Моздоке имеет общее направление с запада на восток, а сам аэродром расположен севернее Кавказского хребта и примерно посередине между Каспийским и Чёрным морем. После изнурительной пытки метеоролог выдал, что ветер в момент взлёта полка будет западный, ну, скорее западный, чем восточный, и даже может дуть с силой до одного, а то и двух метров в секунду. И командир дал команду:
– Взлетаем на запад!
Приехали на стоянку. Занимаем рабочие места, готовимся к запуску и видим, как взлетает пара доразведчиков цели на восток. Тут и по земле по цепочке от самолёта к самолёту передают:
– Взлёт на восток!
– Штурман, – говорю, – ты понял, что курс взлёта на восток?
– Понял, понял, уже и курсовую установил.
На нашем самолёте Ту-22 курсовая система своя, особая, ортодромическая. Это когда «Северный полюс» переносится в ту точку земли, которая тебе надо. Как правило, за эту точку принимают цель, по которой наносится удар. Эту точку соединяют прямой линией с точкой вылета и получают ортодромию. Если лететь по ней, то ортодромический курс всегда будет ноль градусов. От этой линии рассчитывают курс полёта на каждом этапе и курс взлёта и посадки. Рассчитываются и магнитные курсы полёта. Все эти данные мы наносим на карту и в полёте сравниваем фактические показания курса с расчётными. После запуска двигателей штурман включает курсовую систему и вводит в неё все необходимые данные для полёта, в том числе и курс взлёта. А перед взлётом, когда самолёт уже стоит по оси ВПП*, производит согласование системы, чтобы убрать все ошибки гироскопа, полученные на рулении от тряски и резких разворотов. Отступление немного скучное, но необходимое для дальнейшего повествования.
Запуск, выруливание и взлёт производим в режиме радиомолчания, «война», как ни как. А взлёт у нас – красота, особенно ночью. Самолёты по полосе разбегаются сплошным потоком один за другим. У каждого за хвостом тринадцатиметровый факел от форсажей. Оторвавшись, самолёты круто уходят вверх. На фоне чёрного неба выстраивается гирлянда ярких огней, которые поочерёдно гаснут в одной и той же точке небосвода, а им на смену от земли отрывается очередной, продолжая цепочку. Любо-дорого посмотреть. Вот на эту красоту, наверное, и засмотрелись на КДП.
Да, КДП. Командно-диспетчерский пункт, святая святых. Во время полётов там строго ограниченный круг людей допущенных к руководству полётами: РП – руководитель полётов и его ГРП – группа руководства полётами. У каждого своё рабочее место, свои обязанности и своя зона ответственности. И посторонних – ни-ни, строжайше запрещено. А тут учения. На КДП и генерал, и его свита из нужных и разных помощников. И, хоть есть штатный руководитель полётов, общее руководство осуществляет генерал.
Взлёт в режиме радиомолчания, в эфире тишина. Генерал напряжённо следит за взлётом, все напряжённо следят за генералом. И в этой напряжённой тишине никто не увидел на экране локатора, как один самолёт в середине боевого порядка, после выключения форсажей, развернулся в другую сторону и полетел не туда, куда полетели все.
А в воздухе в это время шла напряжённая работа. Ведомые молча отыскивали среди звёзд мигающие бортовые огни своих ведущих и молча пристраивались к ним на заданных интервалах и дистанциях, ведущие пар молча занимали заданные места в ударных группах, ведущие групп – в общем боевом порядке полка. Всё молча, только по расчёту времени и визуальному наблюдению. Всё, как на войне.
Где-то через час полёта в эфире раздался голос. Ведомый запросил у ведущего его угол сноса и путевую скорость, а то он его никак догнать не может. Ведущий необходимые данные передал. По позывному определил, что это наш замполит, Михаил. На всякий случай, сравнил его данные со своими. Всё совпадает. Посетовал на ведомого. Странно, видимость – лучше, чем днём, в свете луны горы Кавказского хребта видны слева по полёту, как на ладони, города на земле лежат яркими световыми пятнами. На заданный курс развернёшься, поворотный прямо по носу светится, с картой сравнил, штангу** на него направил и никакой компас не нужен. Бортовые огни своего боевого порядка впереди вижу. Мой ведомый ещё на отходе, на первом развороте, своё место занял, идёт, как привязанный. Как можно в таких условиях не собраться, или потерять друг друга, не понятно?
Тут голос в эфире:
– Меньше болтать надо, тогда всё видно будет.
Ну, он немного не так сказал, пожёстче, что ли, но все сразу поняли, что режим радиомолчания соблюдать следует строго. И все замолчали. До конца полёта, до посадки. А на земле обнаружили, что одного экипажа нет. Все самолёты на месте, а одна стоянка пустая, та, куда наш замполит Михаил зарулить должен был. Мы возле неё собрались, молчим, ждём, вдруг ещё сядет, зарулит…
Через полчаса стало ясно, что ждать больше нечего. Если он ещё и был где-то в воздухе, то теперь топливо у него, по всем расчётам, закончилось, движки остановились. А без тяги двигателей наш самолёт летит по правилу брошенного топора: недалеко и недолго. По крутой глиссаде снижаться ещё можно, а садиться – нет.
Техники на стоянке остались, лётчики в класс объективного контроля пришли. Сидим, вспоминаем, кто и где его в последний раз видел, кто и что слышал. Ведомого его, Николая, за грудки потрясли: где ты его потерял? Когда? Как?
– Я, – говорит, – после взлёта шасси, закрылки убрал, в набор перешёл, его форсажи впереди вижу. Потом он форсаж выключил, я мигалки вижу, держу его впереди. Тут мой черёд форсажи выключать. Параметры двигателя проверил, глянул вперёд, его впереди нет. Ну, всё правильно, думаю, он разворот выполняет. По расчётному времени сам в разворот вошёл. На прямую вышел, глянул вперёд – его нет. Я опять схему отхода строго по времени строю. Сейчас на привод*** выйду, между нами пятнадцать секунд будет, там уж я его точно найду. На дальний вышел, его нет, а над нами какой-то самолёт прошёл эшелоном выше почти встречным курсом. Хотел ещё РП сообщить, что гражданский борт трассу срезает, над точкой идёт, но подумал, что это с их разрешения, и промолчал. Тем более у нас режим радиомолчания, а они и так всё видят и слышат, и эшелоны у нас разные. Высоту заданную занял, а ведущего так и не нашёл. Потом не вытерпел, запросил у него путевую и угол сноса. Всё совпало. Хотел азимут и дальность запросить, но тут команда поступила, я и замолчал…
Стали выяснять, что за борт прошел при нашем отходе. Оказалось, что в воздухе тогда посторонних не было. А в эфир Михаил выходил только один раз, там, в предгорьях Кавказа. И если у них там что-то случилось… И стало нам грустно-грустно, тоскливо-тоскливо, так плохо, что хуже некуда. Тут телефон зазвонил...
.. Кто-то трубку схватил:
– А? Что? Где??? – и нам кричит – Живы они! Михаил на КП позвонил, что они в Марах сели.
Мы за блокноты да за регламенты схватились. Мары, Мары, это что, позывной аэродрома или его название? Сидим, гадаем, понять не можем. Оно, конечно, хорошо, что живы, а раз сели, то и самолёт цел, но где это и как они там оказались? Тут кто-то вспомнил, что когда-то ехал в поезде в купе с лётчиком, а тот направлялся в Среднюю Азию, в эти самые Мары для дальнейшей службы. Интересное дело, где мы, а где эти самые Мары? Да это же разные стороны света, да это же.… И тут же родилась версия, единственная и правильная, которая сразу всё объяснила.
– Мужики! Да они же курсовую на полосе согласовали, а курс взлёта на восток не изменили. Вот и полетели по маршруту с ошибкой на сто восемьдесят градусов.
Тут же разложили на столе карту и проложили наш маршрут с этой ошибкой. Через несколько этапов линия пути уткнулась в извилистую линию границы СССР и пошла дальше по южным зарубежным странам. И летали они там часа три, не меньше. Надо же, и не сбили, и не перехватили, и на свою территорию спокойно впустили и выпустили. Да, и наши хороши. И за границу выпустили и оттуда не встретили. Вот это мы дали, вот это ПВО проверили! По полной программе. И у нас, и у них. Ой, что теперь будет! Готовьтесь, мужики, от проверок и комиссий отбоя не будет.
Так оно и вышло. Уже с утра понаехало столько народу, да с такими звёздами! И копали, и выпытывали, и выспрашивали, и высматривали, магнитофоны слушали и снимки смотрели, бортжурналы и планы полёта сравнивали, по нашим картам чуть не с лупой ползали. И занятия, и тренажи, и зачёты. И махание мечом, и ныряние в чан с… этим самым, как там, у Леонова в «Джентльменах удачи», помните? В общем, драли нас, как коз сидоровых, и за шкирку мотали, как котят слепых, благо не утопили. Но всё пережили и, даже, без особых потерь. «Слонов» конечно пораздавали, но об этом потом.


Рассказ командира Ту-22 м-ра Чижова (со слов однополчанина):

Цитата:
А теперь поведаю вам всё это словами Михаила, как он нам, стоя у доски перед картой со своим полётом, уже без всяких комиссий, рассказывал.

…На самолёт прибежал, когда экипаж уже свои места занял. Взлёт разведчиков не видел, команду по земле до меня передали, а штурман её тоже мимо ушей пропустил. Двигатели запустил, управление проверил и в своё время за впереди идущим самолётом вырулил. На полосе по оси встал, смотрю, курсозадатчик стоит на нуле, (мы же после первого полёта с эти курсом садились), курсовую согласовали, карту прочитали и на взлёт. Схему отхода с обоими курсами я знал хорошо и хорошо помнил, что на указаниях командир принял решение взлетать «на запад». Поэтому то, что штурман стал подсказывать мне схему отхода «на запад» у меня сомнений не вызвало, а то, что взлетали мы «на восток» у меня как-то в голове не отложилось. Всю схему выполнил чётко, на привод вышли в расчётное время и взяли курс на первый поворотный. Установил режим полёта, проверил показания приборов и работу топливной автоматики. И тут обратил внимание, что ведомый ко мне до сих пор не пристроился, да и я сам впереди взлетевшие экипажи не наблюдаю. Тут на первый поворотный вышло, берём новый курс. Даю команду:
– Проверить правильность взятого направления. – Сам головой кручу, ведомого ищу. Штурман докладывает:
– На карте ортодромический курс такой-то, магнитный такой-то. На приборе ортодромический такой-то, магнитный… – тут у него заминка вышла. Я подумал, наверно, освещение плохо отрегулировал, показания плохо видит, сейчас поправит и продолжит. И точно, продолжает – такой-то. Курс на поворотный Нефтяные Камни взят правильно. Там, командир, чуть правее должен Баку светиться.
Я вперёд посмотрел, точно, на фоне тёмного пятна моря светятся полумесяцем с загибом вправо Нефтяные камни, а чуть справа город огнями сияет. Я ещё удивился, столица республики, а по размерам не больше среднего российского города. Пока размышлял об этом, на свой магнитный компас посмотреть забыл. Да и обстановка у меня никаких сомнений не вызвала. Вон море впереди, поворотный пункт маршрута строго по курсу, все более-менее крупные населённые пункты справа и слева хорошо видны, с картой совпадают. Я расслабился и полностью передоверил это дело штурману. А он уверенно вёл меня по маршруту. Вышли в море, отработали по заданию постановку помех, развернулись на очередной поворотный Махачкала.
– Командир, Махачкалу по курсу наблюдаете?
– Наблюдаю. – На побережье светился город и по размерам больше, чем Баку. Далее следовала Элиста, потом ещё и ещё. После взятия каждого нового курса шел бодрый доклад о проверке правильности взятого направления. А я следил только за ортодромическим курсом и ярко светящимися по курсу контрольными ориентирами. Если бы штурман не смалодушничал на отходе и назвал истинный магнитный курс, если бы я проверил его показания на своём приборе, то ничего этого не случилось. Но если бы, да кабы…
Если взять за точку вращения аэродром Моздок и повернуть вокруг неё карту на пол-оборота и наложить на неё наш маршрут, то окажется, что все крупные ориентиры и поворотные пункты маршрута совпадают. Просто они имеют другое название. Вместо Каспийского моря – Чёрное, вместо Баку и Нефтяных Камней Ейск и полуостров, левее него и имеющего такую же конфигурацию и светящийся какими-то огнями. На своём месте оказалась «Махачкала», он же город Батуми на побережье Чёрного моря и так далее. И только Кавказский Хребет не изменил своего названия. Как был у нас через час полёта слева по борту, так и остался, только летели мы по разные стороны от него. Но и это ещё не всё. Полёт в сторону Ейска совпал с трассой гражданской авиации. Офицеры ПВО, увидев на экране локатора засветку от самолёта, идущего строго по трассе, но в неурочное время и на неурочной высоте, отвечающий на кодовый запрос «Я – свой», но не отвечающий на все вызовы по связи, стали ругаться с диспетчерами, почему они не предупредили их об изменении в графике полётов. А те ни слухом, ни духом об этом борте. Пока выясняли что к чему, Михаил вышел на «Нефтяные Камни», развернулся влево и полетел над Чёрным морем уже по… международной трассе, уже в сторону границы, всё так же в неурочное время, на неурочной высоте и всё так же без связи. Тут уж тревогу забили, подняли дежурные силы на перехват уходящего за кордон самолёта и команду дали: «Сбить нарушителя». И перехватили бы и сбили, но совпадения ещё не закончились. Ведущий дежурной пары был уже готов открыть огонь, но в это время Мишин оператор Слава, согласно поставленной задачи, с разрешения командира корабля, приступил к постановке помех… Перехватчики раз за разом заходили на цель, а она, прикрывшись помехами, всё уходила и уходила. Приграничное пространство не безгранично и, после очередной безуспешной атаки, цель оказалась, как у нас говорят, «за ленточкой». И прекратила ставить помехи. Всё строго по плану. Всё это мы узнали из результатов расследования. Почему не перехватили наши южные соседи? Не знаю. Это надо было узнавать по дипломатическим каналам, а наши следователи, даже имея большие генеральские звёзды, выхода ни них не имели.
…Чем дольше мы летели, тем менее увереннее становились доклады штурмана. Он чётко называл очередные поворотные и они светились точно по курсу на расчетных дальностях, но с трудом называл города, мимо которых мы пролетали, как будто совсем не сверялся с картой. Очередное совпадение было метеорологическое. Николай вызвал меня по связи и попросил дать угол сноса и путевую скорость (скорость самолёта с учётом скорости и направления ветра). Данные я передал и, хоть летели мы со встречными курсами вдоль Кавказского хребта и между нами было километров триста, они совпали. Просто ветер за хребтом дул с той же силой, но в противоположном направлении. Я еще хотел запросить у него азимуты и дальности по РСБН****, но грозный окрик «Не..» остановил меня. А ведь тогда ещё была возможность вернуться мне на своё место. И полетели мы с одинаковым курсом по одному маршруту, но в разные стороны.
Последний внятный доклад от штурмана я получил в середине маршрута, развернувшись на новый курс:
– Командир, впереди по курсу Курск. – И далее читка сверки правильности взятого направления. И всё. Дальше он замолчал. Надолго замолчал. А впереди действительно светился большой город. Очень большой. И, чем ближе мы подлетали, тем больше я поражался его размерам, освещённости и мигающим огням окружающих его аэродромов. Я насчитал пять штук. Даже если два или три из них военные, всё равно многовато для областного города. И ещё горы. Не холмы и возвышенности, а именно горы. А какие в Курске горы? Там равнина. Попросил оператора запросить наше место у «Кометы». (Есть такая система определения места самолёта по дальней связи. Посылается определённая радиограмма, несколько станций пеленгуют передатчик и прокладывают пеленги. Точка их пересечения даст место нахождения передатчика. Остаётся только измерить широту и долготу и сообщить их экипажу. Точность определения тогда составляла тридцать-сорок километров. Для Северных широт и океанских просторов, где вообще нет никаких ориентиров, этого, наверно, достаточно, для средней полосы России маловато. Но Михаил и этому был бы рад.) Но «Комета» молчала. Вернее не молчала, а не давала ответа на запрос, при этом подтверждала факт получения радиограммы. Слава раз за разом посылал радиограммы, получал подтверждение и не получал ответа. В очередной радиограмме он передал кодовый сигнал «Я – свой», в следующей и кодовый запрос и ответ «Я – свой», но всё было напрасно. Координат мы не получили. Какой-то шибко бдительный начальник, увидев, что запрос приходит не из Арктики или океана, а из южной приграничной страны, решил, что это происки супостатов и запретил давать координаты. И мы лишились последней возможности определить своё место.
Штурман молчал, «Комета» молчала, курсовым приборам веры не было, ведь один показывал, что мы летим на запад, а другой – на восток. Не было веры и наземным ориентирам, ибо под нами были горы. А где у нас горы? В Карелии, но это слишком далеко, да в Карпатах. А, вот, здесь мы вполне могли оказаться, уклонившись от маршрута влево. В том районе есть у нас аэродром Стрый. Стал его вызывать по всем каналам связи, но он молчал. Молчали все: штурман, экипажи нашего полка, все возможные близь лежащие аэродромы, Центр Управления Полётов и «Комета».
И тут произошло ужасное событие, увидев которое, я не поверил своим глазам, а волосы встали дыбом.

Но событие это сразу всё просветило и прояснило: прямо по курсу самолёта из-за горизонта поднималось Солнце! Догнать я его не мог никоим образом, значит, я лечу ему навстречу, значит, я лечу на восток и лечу уже часа три, не меньше! Когда, как и почему так случилось, разберёмся потом, на земле. Сейчас главное найти эту землю, нашу землю. И я с максимальным креном развернул самолёт влево, на север. Где-то там и только там лежит моя Родина. Далеко ли, близко, неизвестно, но мы обязаны были дотянуть до неё. Другого пути нет. А топлива оставалось всё меньше. И чем меньше его оставалось, тем быстрее оно убывало. Включив первый канал, надеясь лишь на чудо, я послал свой глас вопиющего в пустом эфире:
– …Кто меня слышит, кто меня слышит?
И чудо совершилось. Меня услышали и ответили на чистом русском языке:
–…Слышу вас хорошо. Что случилось?
– Отказала курсовая система. Где лечу – не знаю. Держу курс на север. Топлива мало. Помогите выйти к вам или ближайший аэродром.
– …Выходите на меня, ближе никого нет, посадку с хода обеспечу.
Мы с оператором с быстротой молнии листали все имеющиеся у нас на борту справочники и блокноты, но аэродрома с его позывным не нашли.
– Я не знаю, кто вы. Дайте частоту дальнего привода.
Несколько томительных секунд собеседник хранил молчание, потом выдал:
– Я – Мары, частота дальнего…
Я не помню, какими словами смог уговорить штурмана настроить радиокомпас на нужную частоту, но АРК заработал. А дальше всё было просто. Поставил стрелку на ноль и перешёл на снижение. С земли подсказывали дальность, а скоро я и сам увидел аэродром. Полоса узкая, короткая, но хватить должно. На стоянке стоят самолёты. По размеру небольшие, но зачехлены наглухо, как мусульманки в паранджу: ни глаз, ни ног не видать, и что под ней тоже. Короче, принадлежность самолётов определить не смог.
Прошёл над полосой, установил курсозадатчик и выполнил визуальный заход на посадку по коробочке. Топлива на второй круг уже нет, разве что высоту набрать, да прыгнуть. Расчёт сделал минимальный, приземлился сразу за «зеброй»*****. Полосу освободил, по рулёжке рулю, а сам всё гадаю, свои или нет? На зачехлённых самолётах опознавательных знаков не видно, машин нет, чтоб по номерам определиться, ни надписей, ни указателей, ни лозунгов. И вдруг вижу, у одного из самолётов часовой стоит. На меня во все глаза смотрит, аж рот раскрыл. Форма одежды непонятная, но внешний вид… На плече висит автомат АКМ, дулом вниз, на груди пуговицы до пупа расстегнуты, ремень на поясе ниже…, до самых бёдер спущен. Наши! Дома я, у себя, в России. И так хорошо стало: экипаж жив, самолёт цел, полоса исправна. А лётчику для счастья большего-то не надо.
На стоянке из самолёта вышли, тут к нам машина подъехала. Из неё офицер вышел, и солдатик с автоматом выскочил, в стороне встал, ствол на нас направил. Офицер подошёл, представился, я тоже. Осмотрели друг друга, убедились, что все свои. Солдатика оставили самолёт охранять, а сами с капитаном – а это он на КДП дежурил, нас услышал и посадил – к нему на КДП поехали, домой звонить.
А потом началось. Прилетел самолёт с комиссией. Местный гарнизон за всю свою бытность столько генеральских звёзд не видел, сколько из него по трапу спустилось. А ещё свита из полковников и прочих.
Нас по разным углам растащили, чтоб и видно не было, бумагу дали:
– Пишите объяснительные, как всё было.
Потом возле каждого человек по пять-семь уселись, каждый вопросы задаёт, все ответы записывают. И на бумаге схемы рисовали, и в своей документации каждую закорючку объясняли, и в кабине самолёта всё, что можно показывали. Наконец, старший генерал все бумаги собрал, бегло просмотрел и дал команду к нам домой лететь.
Ну, думаю, хоть передохну, пока летим, сосну в уголке. Да, не тут-то было. Нас опять по разным углам салона растащили, опять вопросы и ответы, объяснительные и схемы, и что на карте, и что на плане. И всё под запись, чуть не подпись под каждым словом. Тут к тем, что со мной беседовали, подходят ещё три офицера. Двое, не говоря ни слова, хватают за руки и за спину выкручивают, а третий по комбезу шарит, карманы выворачивает.
– В чём дело, – говорю, – я что, преступник, или сопротивление оказываю? Что за обращение с офицером?
А они мне:
– Пистолет где?
А это Славик им рассказал, как перед вылетом мы, как положено, получили личное оружие, пистолеты ПМ, зарядили и в карманы комбинезона положили. У тех глаза на лоб повылазили. Как, на борту самолёта с кучей генералов, двумя кучами полковников и прочими бугорками, находятся трое до зубов вооружённых, этих самых, ну, нас, короче, провинившийся экипаж?
– А вдруг вы, – говорят, – захотите самолёт захватить и за границу улететь (а то мы там ночью только не были), или застрелитесь, а нам потом отвечай? Нет, уж, сдайте оружие!
Оружие мы сдали и как-то сразу все успокоились, заулыбались, и трогать нас перестали…
Чем история закончилась? Не знаю, как в верхах и других частях, а у нас довольно-таки хорошо. Все разборы и занятия мы внимательно прослушали, случай досконально изучили, тренажи на тренажёре и в кабине самолёта провели, зачёты успешно сдали. За границу больше без команды не летали.
С лётной работы никого не сняли. Только Михаила от должности замполита освободили, чему он, честно говоря, только рад был троекратно: летать разрешили, майора не лишили, от замполитского ярма избавили. Он ещё летал несколько лет, потом ушёл на пенсию, уехал к себе на родину. А через несколько лет узнали мы, что умер. Пришёл с работы домой на обед, прилёг отдохнуть и умер. Сердце остановилось. Не прошёл для него даром этот полёт, не прошёл.
Штурману корабля, Стасу, объявили взыскание по служебной и партийной линии и перевели его в другой полк на другой тип самолёта, где в экипаже два штурмана летает. У него, кстати, в личном деле характеристику нашли, где прямо было указано, что нельзя ему летать на самолётах с одним штурманом. Как этого кадровики не заметили при таком строгом отборе на наш тип, не знаю. Дальнейшая судьба его мне не известна.
Остальное всё мелочи. Доходило даже до курьёза. Например, заместителю командира полка, назначенному в Моздоке руководить полётами в помощь командиру дивизии, объявили выговор «За отстранение командира дивизии от руководства полётами». Он даже не расстроился: «Такой формулировки во всей Армии не сыщите».
Славик, оператор, ничего не получил. Летал, кажется, до расформирования полка после развала страны. Живёт, по моим данным, всё там же, в Барановичах.
Николай, ведомый, тоже ничего не получил. Сначала, ему в вину ставили, что не доложил о замеченном самолёте, идущем с другим курсом. Но потом поняли, что если это дальше раскручивать, то встанет вопрос о том, а куда смотрела группа руководства во главе с генералом? Ограничились наказанием заместителя командира полка. Николай, кстати, мой однокашник по лётному училищу, прослужил, до расформирования полка, уволился. Живёт в средней полосе России на берегу большой реки.
Как и был ли наказан командир полка – не знаю. Да мне и знать не положено. Он ещё долго руководил полком, потом получил, вроде бы повышение и был переведён в какой-то руководящий штаб. Я к тому времени уже служил в другом гарнизоне в другой должности и точнее сказать не могу. Знаю только, что после увольнения прожил он несколько лет и умер. Наверное, тоже всё даром не прошло.
Изображения
полет ту-22 в иран.jpg (375.7 Кбайт, 600 просмотров)
Автор: Шурик
Дата: 24.03.2018 11:28
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Цитата:
Сообщение от zigzag >>>
Здесь нас должны были легко обнаружить ПВО Ирана и сбить, но в этом районе и в это время было землетрясение, и мы по воле судьбы продолжили свой полёт. Они молились Аллаху и просили, чтобы их больше не трясло, а мы, ничего не подозревая, никому не молились.
КЗ!
Автор: zema
Дата: 24.03.2018 16:18
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Цитата:
Сообщение от Шурик >>>
КЗ!
Я то же ЗА, что что б в текущий!
Автор: АВК
Дата: 24.03.2018 17:17
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Подпрыгивая и хлопая в ладоши - а я первый в текущем об этом написал. Давно. Но найти можно :)))
Автор: АВК
Дата: 25.03.2018 16:11
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Уважаемый ЗИГЗАГ, если можно, дайте ссылку на источник информации по залёту в Иран.
Автор: zigzag
Дата: 25.03.2018 17:40
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Информация почерпнута с сайта "Яркий самолёт Ту-22"
http://tu22.ru
На тамошнем форуме есть ветка с названием типа "Ветер-то поменялся" или " А ветер в это время поменялся" - точно не помню. Если интересно - поищите.
Автор: АВК
Дата: 28.03.2018 06:32
Re: День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с...
Цитата:
Сообщение от zigzag >>>
Информация почерпнута с сайта "Яркий самолёт Ту-22"
http://tu22.ru
На тамошнем форуме есть ветка с названием типа "Ветер-то поменялся" или " А ветер в это время поменялся" - точно не помню. Если интересно - поищите.
-------
Спасибо.
Ответ
Форум Bigler.ru > Обсуждение > День 24-03-1983: Бомбардировщик Ту-22К с... (Событие)



Часовой пояс GMT +2, время: 17:23.
vBulletin® v3.8.1, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Отечественные пластиковые горшки для цветов отзывы
ортопедические матрасы в москве
2002 - 2011 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
    Rambler's Top100