Выпуск N 102330.11.1023-03.02.2005
Военно-исторический календарь |
|
02-02-1061
|
Первое документально зафиксированное сражение между русскими и половцами. В «Повести временных лет» об этом событии написано: «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал». Хан Искал погибнет во время очередного набега на Русь в 1064 г., а переяславский князь Всеволод (сын Ярослава Мудрого) станет в 1076 г. Великим князем киевским, впервые использовавшим титул «князь всея Руси». За 160 лет (вплоть до битвы на реке Калке) русско-половецкие отношения изменились до неузнаваемости: от половецких набегов на Русь и ответных походов князей в степь до браков Рюриковичей (Мстислав Удатный, Юрий Долгорукий и другие) с дочерьми половецких ханов и христианизации половецкой элиты. И русские, и половцы совместно испили горькую чашу во время нашествия татаро-монголов в 1222-1242 годах.
|
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
02-02-1238
|
Войско Батыя в конце декабря 1237 г. двинулось во Владимиро-Суздальские земли. Кратчайший путь из Рязани во Владимир лежал по рекам Пра и Гусь, однако Батый, сделав крюк, направился через Коломну к Москве. Москва привлекала его своим богатством; кроме того, Батый стремился выманить княжеские дружины из-под защиты городских стен, чтобы уничтожить их и взять города незащищенными. Под Коломной должны были встретиться, чтобы дать отпор Батыю, войска владимирского и черниговского князей. В бою под Коломной русские войска, среди которых был и отряд москвичей, пытались остановить стремительное продвижение врага. Захватчики, используя преимущество в численности и тактике, разбили соединенные русские войска и двинулись к Москве. После битвы под Коломной защищать Москву было почти уже некому. Преследуя отступавших русских воинов, татаро-монголы ворвались в город, сожгли его и разграбили. При этом руководитель обороны Москвы воевода Филипп Нянька был убит, а малолетнего князя Владимира, сына Юрия Всеволодовича, взяли в плен. 7 февраля 1238 г. столица Владимиро-Суздальского княжества пала. Затем на реке Сить были разгромлены войска Юрия Всеволодовича, а сам князь убит. Через год войска Батыя разгромили южнорусские и западнорусские княжества, и над русской землей на долгие годы установилось иго Золотой Орды. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1702
|
Указом Петра Великого начата постройка на р. Сяси шести 18-пушечных кораблей. Начало создания Балтийского флота России. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1706
|
Близ города Фрауштадт саксонско-русский корпус Шулленбурга (20 тыс. саксонцев и 7 тыс. русских, при 32 пушках) был атакован шведским корпусом генерала Карла Реншильда, имевшим около 10 тыс. солдат и не имевшим ни одного орудия. Тем не менее, Шулленбург потерпел полный разгром. Союзники потеряли убитыми свыше 7 тыс. чел., причем в основном это были русские. Интересный факт: кроме русских и саксонцев у Шулленбурга был полк французских драгун.Этот полк сдался в плен саксонцам в 1704 г. в битве при Гохштете, где была разбита армия Людовика XIV. Французы сдались шведам после первых же выстрелов и их полк целиком был принят Реншильдом на шведскую службу. |
| Поделиться:
|
| |
алхимик
|
|
02-02-1783
|
(13 февраля н.ст.) Официальная дата создания Черноморского флота. В этот день в Ахтиарскую бухту прибыл для постоянного базирования отряд из 11 кораблей Азовской флотилии под флагом вице-адмирала Ф.А. Клокачева. На следующий день началось строительство города и военного порта Ахтиар (с 21 февраля 1784 г. — Севастополь). Черноморцев - с праздником! |
| Поделиться:
|
| |
Бывший Мент
|
|
02-02-1868
|
Сторонники сёгуна Токугава Йошинобу, отчаявшись получить подмогу, сдают крепость Осаку войскам императора. С падением Осаки заканчивается противостояние сёгуната и императора.По иронии судьбы, падение Осаки в 1615 г. привела династию Токугавы к власти, которая закончилась с падением крепости два с половиной века спустя. |
| Поделиться:
|
| |
Lt Scheissekoppff
|
|
02-02-1895
|
(14 февраля н.ст.) Родился Александр Александрович Микулин (ск. 13 мая 1985 г.), академик АН СССР, Герой Соц. Труда, генерал-майор-инженер, ученик Н.Е. Жуковского, конструктор авиадвигателей, автор первого советского авиадвигателя жидкостного охлаждения М-34. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1905
|
Под копытами эскадрона гвардейской кавалерии обрушился Египетский мост через реку Фонтанку в Петербурге. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1910
|
(15 февраля н.ст.) Родился Давид Абрамович Драгунский ( у. 12 октября 1992 г.), генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза (за форсирование Вислы и штурм Берлина), в годы войны - командир гв. танковой бригады, после - начальник курсов "Выстрел". |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
02-02-1918
|
(20 января ст.ст) Декретом Совнаркома церковь отделена от государства, а школа от церкви. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1920
|
Подписан Тартуский мирный договор между РСФСР и Эстонией. По условиям договора к Эстонии, помимо исконных эстонских земель, отошли также населённый этническими русскими и сету Печорский край (ныне Печорский район Псковской области России) и заселённые русскими территории на правобережье реки Нарва (ныне в составе Сланцевского и Кингисеппского районов Ленинградской области России). Эстония освобождалась от каких-либо обязательств перед Россией, от долгов царского правительства, получала из золотого запаса России 11,6 тонны золота (15 миллионов рублей золотом) и получала в концессию 1 миллион десятин леса.
Столь выгодные для Эстонии условия договора объяснялись тем, что к моменту подписания договора в Эстонии была интернирована Северо-Западная армия Юденича. Кроме того, заключая договор, Ленин был уверен, что в Эстонии вскоре должна произойти революция наподобие революции в Германии. Он ошибался... |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1937
|
Гражданская война в Испании. Началось сражение в долине реки Харама. Мятежники, при поддержке итало-германских интервентов, атаковали части республиканцев, оборонявших подходы к шоссе Мадрид-Валенсия. Для ликвидации прорыва республиканским командованием были выдвинуты подразделения 11-й, 12-й и 15-й интернациональных бригад - 1-й британский батальон, американский батальон им. Авраама Линкольна, балканский (болгаро-греческий) батальон им. Георгия Димитрова, итальянский батальон им. Джузеппе Гарибальди, немецкие батальоны им. Эрнста Тельмана и им. Эдгара Андре, польский батальон им. Ярослава Домбровского, франко-бельгийский батальон им. Парижской Коммуны. Ожесточенные бои продолжались до конца месяца. Воины-интернационалисты понесли большие потери, но сумели остановить фашистское наступление.
There's a Valley in Spain called Jarama, It’s a place that we all know so well, It is there that we gave of our manhood, And so many of our brave comrades fell. |
| Поделиться:
|
| |
Шурик
|
|
02-02-1939
|
Во время пожара погиб 85-летний Владимир Шухов - великий русский изобретатель. В юности мать предсказала ему смерть от огня. Так оно и случилось: пожар, в котором старик получил смертельные ожоги, начался из-за случайно опрокинутой свечи. Шухова еще до революции называли "первым инженером Российской империи". Он придумал и сконструировал десятки технических чудес. По его проекту в окрестностях Баку был проложен первый русский нефтепровод, он придумал вращающуюся сцену МХАТа, установку для получения качественного бензина, более сорока видов подводных мин. Шухов спроектировал знаменитую радиобашню на Шаболовке и дебаркадер Киевского вокзала, сконструировал стеклянные купола для почтамта и гостиницы "Метрополь". Все расчеты по своим проектам он делал вручную, не пользуясь даже логарифмической линейкой. После революции большевики конфисковали у дворянина Шухова дом на Смоленском бульваре, а его самого условно приговорили к расстрелу. Даже это не подвигло Владимира Григорьевича к эмиграции. В 1919 г. инженер спроектировал радиобашню высотой 350 метров. Она должна была стать самым высоким сооружением в мире, но из-за нехватки денег построенная башня достигла лишь 150 метров. В годы индустриализации пожилой изобретатель проектировал цеха новых заводов, за что получил звание академика. Многие изобретения Шухова (паровая машина, сетчатые перекрытия, крекинг-процесс по получению бензина) не были надлежащим образом запатентованы, и ловкие люди на Западе оформили авторские права на себя. |
| Поделиться:
|
| |
РПГ
|
|
02-02-1943
|
День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1946
|
70-летний Михаил Калинин подписал указ, согласно которому Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР. Решение полностью соответствовало Акту о безоговорочной капитуляции Японии. Рузвельт и Черчилль согласились отдать эти земли Сталину еще на Ялтинской конференции в начале 1945 г. Япония "отдала" СССР Сахалин и Курилы, что закрепил мирный договор, подписанный в 1951 г. в Сан-Франциско. Однако СССР в связи началом "холодной войны" не послал в Сан-Франциско свою делегацию, а в тексте договора не упоминалось, кому именно отходят японские земли. Японцы так и не смирились с потерей своих территорий. Мирный договор между Россией и Японией не подписан до сих пор. В конце 1950-х Хрущев пообещал японцам вернуть острова Хабомаи и Шикотан, но не успел, так как вскоре был смещен со своего поста. Осенью 1997 г. Борис Ельцин и японский премьер Рютаро Хасимото провели неформальную встречу в Красноярске. Главы государств сходили вместе в баню - и договорились решить вопрос спорных территорий до 2001 г. |
| Поделиться:
|
| |
РПГ
|
|
02-02-1956
|
Первый пуск баллистической ракеты с ядерным зарядом. Ракета Р-5М была запущена с полигона Капустин Яр. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1974
|
Первый полет многофункционального лёгкого истребителя F-16, разработанного компанией General Dynamics в США. Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости F-16 пользуются успехом на международном рынке вооружений, состоят на вооружении 24 стран. F-16 является одним из самых массовых истребителей — на 2009 г. построено свыше 4400 машин. Хотя F-16 больше не строится для ВВС США, он всё ещё производится на экспорт. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1975
|
Произошел пожар на противолодочном крейсере "Москва" Черноморского флота. Корабль находился на бочках в бухте Севастопольской. Пожар продолжался более 7 часов, погибло 3 человека (мичман и 2 матроса).
Впоследствии крейсер был поставлен в ремонт с модернизацией в ЧСЗ (Николаев) более чем на полтора года. |
| Поделиться:
|
| |
Kor.
|
|
02-02-1983
|
Резидентуры КГБ получили постоянное оперативное задание по выявлению фактов, свидетельствующих о приготовлении НАТО к ядерному ракетному нападению на СССР. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-1983
|
В г. Ухта родился Арсен (Арсений) Сергеевич Павлов (прозвище — Моторола) — участник вооружённого конфликта на востоке Украины, командир противотанкового специального подразделения "Спарта" Донецкой Народной Республики. Полковник вооружённых сил ДНР. Герой Донецкой Народной Республики (21 февраля 2015 года). Прозвище Моторола получил после срочной службы в морской пехоте — Павлов был связистом по воинской специальности. Погиб 16 октября 2016 г.: на тросе лифта в доме, где он проживал, сработало взрывное устройство. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
02-02-2001
|
В провинции Бамиан взрывчаткой, огнем танковых орудий и ПТУРС-ами талибами уничтожаются гигантские древние статуи Будды. На протесты мировой общественности, в том числе Организации Исламской конференции (ОИК), в которую входят 55 мусульманских стран "министр культуры" Исламского Эмирата Афганистан мулла Кудратулла ответил, что "делегация ОИК не имеет никаких религиозных доводов в пользу того, что наши действия противоречат исламу". |
| Поделиться:
|
| |
Logo-d
|
|
02-02-2009
|
К 30-летию исламской революции Иран вывел на орбиту свой второй искусственный спутник "Омид" ("Надежда") с помощью РН "Сафир-2" ("Посланник") и первый, запущенный самостоятельно. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
|
 |
Флот |
 |
О природе устоявшихся выражений
The First Requirement for a warship is that it should float the right way up.
British Admiralty, Naval War Manual 1948
Первейшим требованием к боевому кораблю должно являться то, что корабль должен ходить в вертикальном положении.
Британское Адмиралтейство, Морской Боевой Устав, 1948 г.
Я могу подтвердить, одно из немногого в своём весьма ограниченном жизненном опыте, что устоявшиеся выражения вроде “пи...ц подкрался незаметно” называются устоявшимися не зря. Данную ситуацию по канонам жанра стоило бы описывать сидя в английском кресле, попивая бурбон и заталкивая очередную порцию кавендиша в свою трубку. Не мешал бы для фона и хороший кабинет с огромными книжными полками и подвешенным на плечиках отутюженным кителем контр-адмирала. Увы, ни заинтересованных глаз молодых лейтенантов, внимающих каждому слову, ни, тем более, контр-адмиральской тужурки в природе не существует, по крайней мере для меня. Как нет давно и наносного морского эстетства—закончилось, вышло всё. Есть бурбон и трубка и есть ужасающее понимание природы пи....ца как форс мажорного обстоятельства, возникающего из ниоткуда а затем правящего бал твоей судьбы по сатанинским законам хаоса, в котором только и начинаешь осознавать себя щепкой, бегущей по волнам....
Я штормов много испытал всяких—были и молотобойные в Бискае и страшные горы воды у Тронхейма и резкие смены настроения природы в гирле Белого Моря, равно как и строем, шагающие под ураганный вой ветра, волны Средиземки. Было и избиение у Фиолента—в погоду, в которую нельзя стрелять—но мы всё равно стреляли...Но осень 1987 я не забуду никогда—я тогда стал другим, потому что мне не было смешно, совсем, и это не легковесное заявление. Системный Анализ и Теория Катастроф уже дают какие то рудиментарные методы разбора и даже предсказания того, что надо избегать всеми силами, но что наша жизнь—игра. И не имеет значения сколько раз повторяться будут заезженные клише—проявления оных могут потрясти даже замого циничного прагматика...
У ПСКРов проэкта 205П есть одна странная технологическая деталь—они не стоят ровно на киле, в них заведён технологический крен в 2 градуса на правый борт. Невооружённый глаз это едва замечает. Именно по правому борту у 205го находится его катер Чирок со всей системой его спуска и подъёма—шлюпбалки, кильблоки, шпили и собственно сам Чирок—всё вместе свыше полутора тонн—оттого и технологический крен. И есть у 205го ещё одна технологическая черта, читаемая в формуляре корабля с придыханием и уважением—угол заката, то есть угол крена с которого корабль уже не возвращается в вертикальное положение, а проще переворачивается—88 градусов. Это больше чем феноменальная мореходность—это Ванька-встанька в его самом лучшем проявлении остойчивости и надёжности, которая и вывела эти небольшие корабли и в ревущий Тихий Океан и все моря от Балтики до Каспия, где огромная страна установила свои морские границы.
Командир корабля принимает решения—только он и никто больше, и нет ничего более решительного, чем предугадав ситуацию, отрезав всю ненужность теории метацентрических высот и водонепроницаемых переборок и правил борьбы за живучесть, выдать команду на убегание от надвигающегося пандемониума природных стихий, хотя даже это тоже обговорено руководящими документами. И руководящий докУмент по нашему проэкту так и гласил—до того как не раздуется свыше 15 метров в секунду даже и не думать об укрытии. Хотя кто им следует—таким руководящим документам. Потому и затыкали нами в тот день Границу на самом дальнем участке у Гасан-Кули. Затыкали потомучто мы и были единственным, что болталось в море, как некий предмет в проруби, на ближней линии, обозначая присутствие боевой единицы, которая не могла быть боевой по определению—нас выгнали в море двоих: Валерку и меня. Так мы и делали только то, что или торчали на якоре на Сальянском Рейде или дрейфовали южнее, приставая по УКВ ко всяким Астраханским сейнерам да буксирам с Нефтянных Камней, тащащих за собой длинющие понтонные гирлядны. Резервная линия потому и называется резервной, что делать на ней в мирное время нечего, если только не зашлют в Красноводск, под видом передачи топлива для дивизиона, за арбузами. Нас было двое офицеров на весь корабль и у старого капитан-лйтенанта Валерки болел желудок—болел очень сильно, а третьего ранга он уже перехаживал второй год...
Нас выгнали в ранний вечер с резервной линии, потому что на Гасан-Кулях что то случилось на шестьсот....ом и их надо было отзывать и отзывать срочно и мы пошли, повинуясь приказу, служебному долгу и желанием наконец то повесить Валерке Третьего Ранга. Нам и дали прогноз на двое суток—так себе, винегрет из умеренных ветров и умеренно противной болтанки. А у Валерки действительно болел желудок и болел сильно и видя его окончательно окислившееся лицо, ну ничего мне не оставалось как усесться в командирское кресло на ГКП ночью и воткнувши свой взгляд в экран РЛС и попивая невообразимую растворимую роскошь чёрного Бразильского “Пеле” и покуривая не менее дефицитный Лорд, начать пинать своего рулевого. Так и пошли, слегка раскачиваясь на Каспийской зыби—уютно, почти по-домашнему, наплевав на всё и вся и желая побыстрее добраться до “точки”, где согласно прогнозу, всё должно было быть вполне пристойно.
Странный тот район моря, очень—подобно огурцу висит в правой части его, чуть к югу от Челекена остров с соответствующим названием—Огурчинский: 30 миль песков, постов ПВО, арбузов, растущих на натуральной бахче, гюрзы и ужи и на самом южном его окончании—маяк, высокий и далеко видимый с моря. А вот дальше, дальше, вниз и в сторону от Огурца—сто с лишним миль прямой как стрела пустынной береговой черты, втыкающейся в бок Ирану—ни одного мыса, или даже мысика, ни одной выпуклости, за исключением длинющего пирса в Окареме, который выдаёт себя на локации в хорошую погоду аж миль с пятнадцати, как заусенец, торчащий из идеально ровной и лощёной кожи на ладошке ребёнка. Всё—нет там больше ничего в этом районе!!! Кара-кумы, отдельно разбросанные заставы, караваны верблюдов и....пылевые бури. Плоская как поднос земля и пятиметровая изобата, тянущаяся в десятке миль от побережья—муть одиночества и тоски и негде укрыться на 90 миль а в штормах корабли полными ходами не ходят.
С утра мы взяли воды в Окареме, пришвартовавшись вот к этому самому длинющему пирсу, где то посередине его трёхсот метровой длины и, успев посмотреть уже Орбитовские программы по телеку и, поспав, двинулись. Вот тогда то первые признаки пи...ца и начали проявлять себя. Мы просто их не регистрировали сознательно, но уже чувствовали—кишками чтоли? Интуиция или как там её ещё называют—повышенная чувствительность, граничащая с паранойей. Опять пришёл среднесрочный прогноз от Оперативного Дежурного, опять тоже самое—смесь непонятных умеренных ветров и никуда не уйти от этого. Поразило другое—Шестьсот.... пробился к нам на УКВ в ЗАСе—и это на такой то дистанции, слышимость была хорошей. Ну не должно было быть связи такой, загоризонтной, в УКВ, в ЗАСе—а она была, да ещё чёткая, с прекрасной слышимостью и без матюгов в радиорубку по Каштану с обещанием вахте там (в рубке) провести контрольное учение по раздвиганию филейных частей.
Шестьсот... просили нас торопиться, очень (и что там у них тогда случилось—не помню даже—поотравились моряки чтоли) но цифры те я помню до сих пор. Сдача Границы в движении, и нас молили идти быстрее. Мы и шли—под бортовыми машинами, под 15 узлами—мы не могли бросаться топливом, самими нужно было. И потом последний вопрос: как там у вас погода на Кулях. И ответ, странный и не вписывающийся в рамки того, что мы наблюдали—штиль, ребята, полнейший—зеркало, а не море. А у нас... а у нас Курс 190 скорость 15, и начинает задувать с порывами до 14-15 метров в секунду. Ветерок почти в борт, зыбь—в задницу и низкая облачность, рванная........ и задницу корабля носит и водит в подбивающей под винты воде.
--Ладно, мы снимаемся, пойдём на полных, сдача на ходу через час...
--Погода, погода как там у вас....бля..
--Да зеркало у нас и солнышко светит, ну чё не понятно то?
На тот момент нас разделяло миль 60 и через час на почти встречных курсах должно было остаться 20. Валерке стало хуже—началась рвота, не от качки—от качки морские волки не блюют. Лежал он в командирской койке, укрытый регланом и с обрезом у изголовья. Ему было плохо совсем. Мне тоже—но уже от одиночества. Моряки на боевых постах, и в коридорах—все с серьёзными лицами почему то. Ребят, да что за фигня, что впервой чтоли штормовать?? Да нет—уж сколько раз, и ничего, да и шторма нет как такового—так ерундистика, ещё скиснет скоро. А может чуют чтото, или случай массового психоза?? Нет, все как один напряжены. Старшины команд, мичманки, тоже попритихли. Ну что за чушь.
Без команды раскрепились по-штормовому. Шестьсот...опять на связи—сдача-приёмка Границы. Принял, сдал, запись сделал...
--Как погодка у вас там на переходе??
--Идём под тремя машинами, но чтото задувать начинает.
--Ага, а у нас уже порывы до 15-17!!!
--Да нет, на Кулях крассотища была—курорт...
Дверь на ГКП хлопает, спускается сигнальщик и в слышно как гудят леера.
--Тащ старший лейтенант, ветер усилился до 15 с порывами до 20!! И Море странное какое то....
Да, море странное: здоровенная зыбь, метра в три, подбивает нас взад—но это дело обычное, а вот остальное. Чехол на носовой пушке, вцепившись люверсами в леера надувается как шарик и начинает трепыхаться. А вода вокруг кипит, сбрасывая пену с верхушек волн. Через минут сорок видно и шестьсот...на самом краю десятимильной шкалы РЛС—прут узлов 25 на контркурсе, но им и простительно, у них ЧП. Они опять, позже, выходят на связь...
--Так, ребятки, у нас—жопа. Порывы до 25, море 5 баллов, выходим на бортовые, бъёт сильно очень...
Так они уже далеко на Севере, а мы всё спускаемся на Юг—ещё час-полтора и мы—в точке, а точнее на границе. И тут это у-у-у-у, с повышением высоты звука, через приоткрытую дверь на мостик и первый вуш-ш-ш-ш, и гора брызг через правый борт. И на мгновение море перестаёт кипеть—застывает в своей тёмно-свинцовой угрозе, ровно настолько чтобы седеющий старшина команды успел только прошептать:”Это—пи....ц”. И потом мы летим, куда то вниз, проваливаясь в тартарары, или ещё куда похуже, хватаясь на ГКП кто за что и только могучий, оглушающий Бум-мм (мы приводнились) и дрожь по всему корпусу корабля и опять этот Вущ—ш-ш, нас накрыло по самый мостик:
--Тащ стартенант,--вахтенный сигнальщик очумело заглядывает на ГКП, весь мокрый и испуганный,--ветер 270 градусов, стабильно 27 с порывами до 30-32....
--Вниз!!! Бля, Сафутдинов, какого х.., вниз,--уже в Каштан, срывающимся голосом—водонепронецаемые задраить, перемещения по кораблю ограничить, на верхнюю палубу НИКОМУ, бля слышите НИКОМУ......
--ГКП, радиорубка, нам с базы: срочно!!!
--Что там ??!!! Читай....
--Срочно, всем кораблям и судам, в Южной Части Каспийского Моря—укрытие немедленно, ураган....предупреждение....ветра до 35.....
--А какого х..я они молчали!!!!! Где они, бля, были......
Да впрочем, что этот бедный пацан ответить может. Нас валит на левый борт и бросает вниз...опять. Бууу-ммм, Дзынь-ба-бах—полетели тарелки в кают-компании.......Бах!!! С пушечным выстрелом грохает дверь в каюту механика. Запись, сделать запись в журнале вахтенном—вон лежит он в штурманской выгородке на ГКП, на автопрокладчике. Прямо над автопрокладчиком, на самой выгородке, подвешен чёрный эбонитовый кренометр (ха-ха, а о дифферентах то и не подумали) и его стрелка носится как бешенная от 40 левого, до 40 правого борта. “В связи с погодными условиями: ветер-30, море-7 баллов, и размахе качки плюс-минус 40 ведение вахтенного журнала невозможно, следуем в укрытие....” Карандашные буквы выходят кривыми, по диагонали через две или три строчки....всё, записано а вот теперь самое главное. Повернуть, совершить циркуляцию почти обратную, со 190 на 345 градусов. Ураган, если повернём, если сможем, будет нам в правый борт—зыбь идёт с Севера и нам идти 15-ю узлами шесть часов до заветного маяка на Огурце. Ору рулевому у Самшита—крепкий, толковый Эстонец со странной фамилией Мёльдер:
--Мельдер!!! Аккуратненько, руль--право ТРИ градуса, аккуратненько, слышишь!!!!
Мёльдер стоит, широко расставив ноги, упираясь левой ступнёй в основание командирского кресла, правая, захватывает стойку стола, на котором стоит Орион, левая рука вцепилась в ручку на РЛС, правой—он аккуратно двигает чёрный штурвал вправо. Сбрасываем обороты с 1200 до 1000 бортовыми—начинаем поворачивать. Пять мучительных минут, с ударами в скулы и захлёстом воды—наконец картушка репитера на Самшите, трясясь, словно от страха доползает до 345 градусов.
--Михалыч, до 1200 на бортовые поднимай!!! Мёльдер, руль прямо!!!
Да он и сам знает, что я ору то??? Стрелки тахометров лезут к 1200 оборотов и тут замечаю застывшие глаза Сафутдинова, сидящего на вахтенном диване на ГКП, которые не мигая смотрят куда то по диагонали в иллюминаторы по левому борту. Оборачиваюсь и застываю сам. В сумерках, тёмно свинцовая стена воды идёт на нас, открывая перед своим гребнем пропасть—такую же тёмную и свинцовую. Сперва Вуш-ш-щ, потом Бум-м-м и мы валимся на правый борт, мигает свет, Сафутдинов (почему то горизонтально на спине) закрывает лицо руками—в него летят грузики для карт, измерители, протрактор и журналы с автопрокладчика. Слышен визг машины левого борта—она молотит винтом воздух. И мы лежим, мучительно долго лежим на правом борту и не можем встать....Мама—роди меня обратно!!! 30 метров в секунду ветра и море—не дают нам встать....Секунд 30, а может и дольше, противный липкий страх и пересохшие губы, трясутся коленки—ба-баф....в кают-компании сносит телевизор...нет звук мягкий—упал на диваны....Мы не можем встать, мы лежим правым бортом на воде!!!! Я вижу Сафутдинова на вахтенном диване, сам почти вися в воздухе и схватившись за командирское кресло. БЧ-5 орёт по каштану:
--Вы бля там что совсем ё..у дались??!!! У нас машины с фундаментов снесёт к еб...ям!!!
Медленно, нехотя, начинается возврат в вертикальное положение и тут доходит: Чирок, катер и вся его система—это почти две тонны живой массы, которые сейчас и решают всё. Так и будет—езда на правом борту. Бум-м-м, Вуш-ш-ш!!!! Мы опять валимся на правый борт и опять мучительное ожидание и застывший ужас на лице Мёльдера и Сафутдинова.
--Сафутдинов, вниз—как хочешь, ползком, на карачках—проверить командира, в дверь не стучать—так зай...вползёшь!!!
Сафутдинов задом, как карась, сползает в проём трапа....
Бум-м-м-м!!!! Вуш-ш-ш.........с носовой пушки содрало чехол, бляяя. Гаснет экран РЛС, оставляя только кривую и жирную как слизняк зелёную отметку на экране—вода пробравшись по вентиляционным магистралям в продольный коридор, залила основной прибор РЛС.......
--Метристы, ГКП—вы у меня бляяя под трибунал пойдёте!!!
Не пойдут, знаю, что не пойдут—с ветошью и ЗИПом они уже ползут в коридор, выбираясь со своего БП в приборном отсеке....Мы слепы и у меня осталась только стрельбовая РЛС МР-104....
В проёме трапа, на ГКП появляется голова Сафутдинова:
--Тащстртенант, командиру плохо, рвёт с кровью, но говорит....
Бум-м-м, Вуш-ш-ш и мы летим на правый борт и лежим, лежим мучительно долго—да снесло бы чтоли бы бляяя весь этот Чирок к едрене фене в море.....Мучительно долго встаём на ровный киль и потом резко валимся на левый борт—падаем долго.....
ПЯТЬ ЧАСОВ СПУСТЯ
Мёльдера вырывает прям на ГКП. Его рвёт долго и мучительно, и он блюёт прямо под себя, провиснув, с руками по-прежнему на корпусе Самшита, и рвоту разносит по ГКП—жутким запахом, забивающим всё желание сопротивляться.....
--Мёльдер, ты получишь ещё одного Отличника—можешь готовить форму в отпуск. Мы придём в базу—собирайся сразу к себе в Таллинн....
--Курсовой 10 Левого Борта вижу маяк!!!!
--Да вижу, бляя, вижу, Сафутдинов....
Сафутдинов орёт во всю мощь своих лёгких. Да вот он—Огурчинский маяк.
--Расчёту МР-104 на боевой пост!!!!
Мне нужна только дистанция—только дистанция до берегового уреза или до маяка—тоже пойдёт. А качка вроде как уменьшилась. Да точно, мы уже не валимся так. Эхолот отбивает уже глубины в десятках метров и мы уже под защитой Огурца. Сафутдинов аккуратно высовывется на мостик, потом измеряет ветер—20 метров в секунду....
--Сафутдинов, придём в базу—я тя, как бляя, в отпуск отправлю!!!
Сафутдинов растирая влагу на лице рукавом своего грязноватого (весь в краске) реглана пытается улыбнуться. У него не получается, его начинает душить спазма и не спросившись он исчезает куда-то вниз.
Минут через 40 мы становимся на якоря, на два, с отдачей 70 метров на обоих клюзах, при глубине в 12 метров. Ветер 17 с порывами до 20, море в районе 3-4 балла, якоря держат хорошо. Спускаюсь к Валерке в каюту—он лежит бледный на койке, обрез у изголовья полон блевотины, в тусклом освещении ночника видно кровавые размывы в ней.
--Ты как, Валер??
--Пока живой, мы на Огурце??
--Да, я журнал не писал...
--Да и хер с ним, я заполню...
Меня вырывает, благо обрез рядом. Вот же блин....когда всё вроде закончилось. Валерка приподнимется на койке:
--Андрюх, ты бы шёл—поспал, я поднимусь скоро....
Запах в помещениях корабля ужасен—запах масел, рвоты и чего то ещё. Радиометристы колдуют в продольном коридоре у РЛС—а, магнетрон гакнулся—но это ничего, двадцать минут и всё путём. Расчёту МР-104—благодарность, БЧ-5—спасибо вам просто за всё. Радиометристы—насчёт трибунала, команду не числить. Я вползаю в каюту и пытаюсь открыть полусферическую шамбошку вентиляции—меня обдаёт потоком прохладной морской воды из неё. И меня прошибает: “Да это Пи...ец какой то”
На следующее утро нам дали команду домой. Шестьсот...решил штормовать, идя до базы. Ночью, в 7ми бальный шторм у них произошла самоотдача правого якоря, который провиснув на уровне ватерлинии лапами понаделал пробоин в правой скуле, затопив форпик и хрен там знает чего ещё. У них повело корпус—до самого Наргена они боролись за живучесть.
Придя домой через три дня, я очень долго и впервые, присев на корточки обнимал дочь, нюхая её волосы, пахнущие ромашковым мылом. Жена, посмотрев на меня с удивлением спросила:
--Да что это с тобой такое случилось??
--Пиздец, родная.....
ПС. Размах качки, задокументированный в этом реальном эпизоде, достигал 67 градусов обоих бортов. Я никогда больше не смотрел на Проэкт 205П как на просто корабль. В 1991 году, мой друг (чуть постарше меня—на 4 года) штормовал у Курил на своём заглохшем 70 Лет ВЧК-КГБ ПСКР пр. 1135.1, где он был командиром. Порывы ветра достигали 40-45 метров в секунду......вспоминать это он не любил.
|
| Поделиться:
|
Оценка: 1.8203 Историю рассказал(а) тов.
Попсикл
:
01-02-2005 18:46:20 |
|
Обсудить
(99)
|
|
,
23-04-2010 20:30:46, АлександрЯ
|
| Почаще бы такое тут читать... Сидим сейчас с другом, морским... |
| Версия для печати |
 |
Свободная тема |
 |
ГРОЗНОВСКИЙ И НАСЕКОМЫЕ
Я заведомо прошу прощения у читателей, если в сценарии этой байки вдруг проявится накатанная сюжетная линия. Но, как говорилось уже не раз на нашем сайте и за его виртуальными границами, - слов из песни не выбросишь.
Я тогда переживал довольно приятные дни. Сделка, лично мною совершённая (одна из немногих, к сожалению), принесла некоторую сумму денег, и я стал счастливым обладателем первой, за свою жизнь, иномарки.
Грозновский и обстоятельства, случайные совпадения и Грозновский. Бывает такое, бывает. Бывают люди, которые притягивают деньги. Даже на подошве их валенка может вдруг оказаться примёрзшая купюра достоинством в десять баксов. Грозновский же просто решал задачи. Электрические головоломки. И опять же, совпадения, совпадения, совпадения. Они к нему липли пиявками.
Где-то в глубокой, по внутреннему содержанию и по географии, дыре российской провинции, я получил в наследство плохонький, полусгнивший домик. Оседлал коня, привязал к сиденью супругу и поехал в свои новые владения. Езды - примерно 200 км от большущего пролетарского города, раскинувшегося на берегах Волги-матушки.
Туда добрались без приключений. Я бросил авто во дворе и стал заниматься покосившимся деревянным домом. Осмотр не принёс каких-либо радостных результатов, и всё, что мне оставалось, - спросить у жены:
-Что делать-то будем? Жить тут невозможно. Земля - плохонькая. Ну, стоИт путёво, на возвышенности, над речкой. Но, ....продавать? - кто сюда поедет?!
Супруга мудро налила нам по полстакана, разложила взятые с собой продукты и сели мы повздыхать, да подумать.
В конце-концов было решено, хотя бы отремонтировать крышу, как первый акт реанимации. Для этого нужно было сгонять в райцентр, купить руберойд, да накинуть его поверх древней, местами уже дырявой, жести. А авто - ни в какую. Не заводится. Деталей уже не помню, но не заводится. Кажется, ни щелчков, ни, даже, мерцания лампочек на панели. Хорошо, хоть, дом на пригорке стоял. Толкнул я агрегат, вскочил за руль. Вторая передача, зажигание. Скорость растёт. Бросаю сцепление. Найн. Опять набираю скорость. Опять бросаю сцепление. Найн дуплетом.
-Да, думаю, спуск-то скоро закончится, а иномарка моя, маркитанка, блин, буржуйская, повелениям не подчиняется.
Потом колдобину какую-то поймали, незаметно завелись и отчалили.
Прошло немало времени, пока я приобрёл необходимые материалы, откинул заднюю лавку, вынул полку и загрузил машину. А она...
Правильно, она опять не завелась! На моё счастье, иномарки тогда, в тех широтах были ещё явлением неординарным. Так что, добровольцев потолкать диковину было хоть... Множество, короче. И не только детвора. Один из членов местного совета даже лапу приложил. Протолкали, я вам доложу, километра с три. Результатов, - три тонны, и все - отрицательные. По мере того, как к границе населённого пункта приближались, народ отсеивался. Ну, понятно ведь. Иномарка - иномаркой, но не до Владивостока же её толкать. А тут Кировец наперекор выскочил. Руль я крутанул, в кювет спрыгнул. Так, кормой кверху и застыл. Жаль, блокнота не было. Я таких словопусканий дотоле не слыхивал (про тракториста). На всякий случай ещё раз попытался завести и .... О чудо. Нежно заворковал двигатель и техника пошла. В общем, назад доехал, жене сердобольной тему описываю. А жена, молодчина, уже в лесок сгоняла, древесины набрала, печь завела, картошку поставила. Сели обедать, под яблоней-пенсионеркой. А ума не хватило, аппарат-то заглушил я, рефлекторно. Так что, думы были, в основном, про то, что в гараж переться надо будет. Я, хоть, и за автомеханика, всё ещё, по старой памяти и держал себя, да только, какой то барьер психологический испытывал. Боялся в иномарку своими оглоблями залезать. И всё хорошо было бы. Погода чудесная, ветерок нежно листву перебирает, речушка, опять же внизу пастораль нагоняет. А, как про авто своё подумаю, - каюк. Не по себе от логистики. Как её в город переправить.
И тут началось. Обстоятельства и Грозновский.
-Эй, хозяева! - кричит от калитки какой-то небритый тип в болотных сапогах. Шланг не найдётся? Бензин мне слить надо с машины.
Я мельком на просителя глянул, в багажник пошёл. Был у меня шланг.
Нашёл его, к калитке направляюсь, а прототип Грозновского уже меня в объятиях тискает.
-Сергей Николаич (у нас разница в возрасте - лет пятнадцать), говорит, откуда это ты здесь? Тебя мне сам бог послал.
-Не, - говорю, Грозновский, у меня тут наследство стоит. Так что, я тут на вполне законных основаниях. А вот ты что тут делаешь?
-Рыбалим мы тут, со свояком. Отпуск прожигаю.
-Садись, - тащу его за собой. Жена, говорю, ты прототипа Грозновского признаёшь?
-Дядя Витя? Ну и зарос!
Слово за слово, картопля за картоплей, стаканчик за стаканчиком, хорошенькие мы уже. Я Грозновскому аппарат свой с гордостью показываю. Ходит он кругами, языком цокает, да всё норовит в болотниках своих на капитанское место залезть. Не пустил гада. Пусть сначала грязь из-под ногтей вымоет, а уж потом и претендует. Майор запаса, умудрённый жизнью и обиженный моим гнусным поведением, взял, да сболтнул:
-Хорошие у них тачки, на Западе. Только, нежные, не для наших трасс.
Тут, значит, майор запаса широким жестом на местность показывает, а я язык глотаю. Опять он попал.
-Честно говоря, дядя Витя, вляпались мы тут. И, на радость небритому особю, все беды свои рассказываю. Про то, что дОрого стОила, а сейчас от работы отлынивает.
-Трактор я тебе обеспечу, до асфальта дотянем, - покровительственно говорит Грозновский, и мы, зажав бутылёк под мышкой, идём покурить в стог сена (о как, смельчаки). Я сначала жалеть стал. Ведь, Грозновский, - он как я сам, - как рот откроет со своими баснями, так хрен ему его обратно залепишь.
И понесло его. Меня аж в сон клонить стало. А что, хорошо-то как вокруг. Ну, не сегодня крышу покроем, так завтра. А переночевать в стогу можно, как в детстве. Только что-то мне заснуть мешает. Я отплёвываюсь, с рук что-то отряхиваю, а всё равно, мешает что-то. Щекочет. Дядя Витя себе славу воспевает, под шумок уже прямо из горлышка пригубляет, ничего вокруг не замечает, а у меня всё тело щекочет. Сказать что-то хотел, да не могу. Во рту тоже что-то ворочается. Сплюнул, я , в общем. Смотрю, муравей. Ёклмэнэ. Повсюду мураши. Повсюду. В носу, во рту, в рукавах, в штанах, за пазухой. Минут двадцать я па отплясывал посреди двора, насекомых изгонял. И Грозновский плясал. Супруга фотоаппарат на радостях вынула, со всех ракурсов нас запечатлела. У меня уже дыхание сбилось, хрипеть начинаю, а эти гады всё не кончаются.
-У меня, вот случАй был, с мурашами, - неожиданно продолжает рассказы небритый прототип Грозновского.
-Прикинь, - в Барнауле-сколько-то, антенны у меня были. Подсолнечники. Потому подсолнечники, что автоматически крутятся, за космосом следят. И вот, один такой крутиться перестал. Но не совсем, - раз крутит, раз не крутит. А разбираешь, кожуха снимаешь, - аппаратурой цепляться начинаешь, - работает как часы, и хоть плачь.
В общем, знаешь, я как появляюсь, всё сразу срастается. Работает, по-стахановски. Так что, меня ребятки оттуда удалили. Говорят, - нам НАДО ЧТОБЫ НЕ РАБОТАЛО. А тебя железо боится. Я с неделю, наверное, к тарелкам к этим не подходил. А тут, - начкаром заступил, на сутки. Иду себе ночью, около мастерских наших. Слышу, бойцы гогочут. Захожу, - они честь отдать пытаются, только, криво как то у них получается. Еле успокоил. Чё ржёте? - спрашиваю. Они - опять кренделем, да под стол, пальцами на сержанта своего тычут.
В общем, там кто-то из дому сгущёнку получил, да сварил втехаря. Потом открыл, и, видать, кто-то это дело за солидол принял. В релюхе какой-то якорь смазали, закрыли, а она и выпендриваться стала.
А сейчас бойцы её сняли, вскрыли, а там - муравейник целый. Насекомое между клеммами попадает, - нет цепи. Только искрой слегка их поджигает, бедолаг. Пара-тройка пусков, - тушка с контакта валится и всё как надо работает. Короче, с ними я поржал немного, и, прямиком, к тарелкам своим. А там - аврал, - полный состав и тучи сгущаются. Три часа все релюхи вскрывали. Нашли-таки.
Грозновский опять пригубил и глянул на меня. Проверяет, впечатлился ли я. Ого-го, как впечатлился. Ещё пару сотен мурашей выплюнул и к машине побежал. Схемку мы с ним полистали, потенциальное гнездо мурашиное искали. Особо ничего не придумали. Капот открыли, он пальцем в релюху какую-то пихает. Открыли. От уж блин. Грозновский, совпадения, интуиция и фирма «Бош». Крутая фирма. Среди самых клёвых в мире, по электротехнике и оборудованию. Мы этих гадов повыгоняли, а потом полдня дыру, или щель какую, искали. Не нашли дыру. Не нашли. Я хрен его знает, товарищи, как в новое, герметически закрытое реле влезли муравьи. А Грозновский? Он ещё много чего говорил. Но я внимательно слушал. Потому как, заслужил он внимания слушателя, заслужил!
|
| Поделиться:
|
Оценка: 1.2674 Историю рассказал(а) тов.
Тафарель
:
30-01-2005 12:49:40 |
|
Обсудить
(46)
|
|
04-02-2005 20:04:06, Сапёр
|
| > to Sasha
> > to Попсикл
> > > to двок
> > > > to Попсикл
>... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|