Выпуск N 163630.11.1636-01.06.2007
Военно-исторический календарь |
|
31-05-1223
|
Сражение на Калке: преследуя половцев, тумены Субедея и Джебе вошли в контакт с русскими князьями, которые опрометчиво перебили татарских послов. Русские выступили на помощь половцам, разбили монголо-татарский авангард, тот при отходе заманил их под удар главных сил на Калке. Галицкий князь Мстислав Удалой, волынский князь Даниил и половцы переправились через Калку, прочие остались на западном берегу. Монголы разгромили половцев и галицко-волынские полки, Мстислав Киевский не пришел им на помощь и был сам осажден в лагере, где и сдался через 3 дня. В отместку за гибель послов монголы перебили всех пленных. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
31-05-1569
|
Начало первой в истории русско-турецкой войны: в поход против России с целью захвата Астрахани выступила турецкая армия под командованием Касим-паши.
Завоевание Россией Казанского и Астраханского ханств имело следствием усиление её влияния на Кавказе и в Крыму, что ослабляло позиции Османской империи в противостоянии с Персией, а также грозило туркам в будущем потерей этих территорий. Для устранения этих угроз в 1568 году султан Селим II дал указание готовить совместный турецко-крымский поход на Астрахань с целью завоевания города. После изгнания русских из низовий Волги султан планировал прорыть канал между Волгой и Доном для облегчения торговых путей между Каспийским и Черным морем. Селим II отправил крымскому хану Девлет-Гирею приказ приступить к подготовке экспедиции (в походе приняло участие от 40 до 50 тыс. человек крымцев), а командующим турецкой армией (около 20 тыс. человек) был назначен Касим-паша. Кроме этого, вместе с армией шло около 30 тыс. человек рабочих, которые должны были рыть канал, пока армия штурмует Астрахань. В Азовском же море поддержку походу оказывал турецкий флот. В сентябре 1569 года началась осада Астрахани. Но турецкий поход закончился полной неудачей: строительство канала оказалось гораздо сложнее, чем планировалось, плохое снабжение армии привело к большим потерям из-за голода, болезней и дезертирства, а плохая осенняя погода окончательно деморализовала армию осаждающих. При этом отряды русских и казаков успешно уничтожали строителей канала и результаты их работы. В том же сентябре Касим-паша решил завершить экспедицию и начал отступление. Весной 1570 года был подписан мирный договор между Русским царством и Османской империей. А поражение в 1572 году в битве при Молодях окончательно поставило точку в попытках турок отвоевать Нижнее Поволжье. Первая русско-турецкая война завершилась полной победой России. Следующее прямое столкновение двух государств произойдет только через 100 лет, но ареной противостояния двух государств на протяжении XVII-XIX веков будет уже Крым и Правобережная Украина. |
| Поделиться:
|
| |
Питерский банкир
|
|
31-05-1743
|
Русско-шведская война 1741-43 гг.: близ острова Корпо в Балтийском море произошло сражение между русской (капраз Кайсаров, 9 галер) и шведской (адмирал Фалькенгрен, 19 галер) флотилиями. Кайсаров решительно атаковал шведов, в ходе трехчасового боя особенно отличились русские артиллеристы. В результате меткого огня на шведских кораблях начался пожар, и они были вынуждены отступить. (А вот статья о Кайсарове у Брокгауза и Ефрона: "Кайсаров (Иван Иванович) - капитан-командор. Учился в Венеции в 1719 г.; командовал галерной эскадрой; при Анне Иоановне участвовал в строении моста через Неву, состоял в Донецкой и Днепровской экспедициях против турок; в 1742 г., командуя 2 прамами и 7 галерами, одержал победу над шведами при Корностреме. Позже был директором адмиралтейской коллегии". - КБ) |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
31-05-1788
|
Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. русская дубель-шлюбка под командованием капитана 2 ранга Рейнгольда Сакена, шедшая из Кинбурна, против устья реки Буг была атакована турецкой эскадрой в составе 30 судов. Не желая сдаваться превосходящему по силам неприятелю, Сакен взорвал свое судно вместе со взявшими его на абордаж турецкими галерами. В честь подвига капитана Сакена в церкви Морского корпуса была установлена мраморная доска. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
31-05-1878
|
В Дуврском проливе затонул один из первых германских броненосцев, "Гроссер Курфюрст", протараненный броненосным фрегатом "Кёниг Вильгельм" во время манёвров немецкого флота. При этом погибло 269 моряков. |
| Поделиться:
|
| |
|
|
31-05-1900
|
Англо-бурская война: британские войска заняли Йоханесбург, город на подступах к столице Трансвааля - Претории. В тот же день, два года спустя, в Претории был подписан завершивший войну мирный договор, по которому буры признали аннексию Трансвааля и Оранжевой Республики Англией. ( На стороне буров сражались добровольцы многих стран, в том числе и из России. Тогда в России была популярна песня "Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне..." - Stroybat). |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
31-05-1912
|
Куба. Антиправительственное восстание против режима президента Х. Гомеса, поддержанное выступлением негритянского населения против расовой дискриминации. Повстанцы взяли под контроль гг.Сантьяго-де-Куба и атаковали вмб США Гуантанамо. Видя, что местные власти не в состоянии справиться с повстанцами, США снова послали к берегам Кубы флот и войска. Оккупационный корпус США высадился в г. Гавана и ряде других кубинских портов, развернув боевые операции против повстанцев. Наиболее напряженные бои шли в провинции Орьенте, в восточной части острова. Американским войскам под командованием ген. Карманьи с большим трудом удалось захватить сперва Сантьяго-де-Куба, а потом и другие города. Интервенты имели значительные силы, располагали многочисленной артиллерией, с моря их поддерживали корабли. И тем не менее в течение более чем двух месяцев американским войскам пришлось вести тяжелые бои буквально за каждый метр территории. |
| Поделиться:
|
| |
sluhatch
|
|
31-05-1915
|
На рассвете после короткой артподготовки под Болимовым (западнее Варшавы), впервые на Восточном фронте немецкие войска в полосе шириной 12 км начали газовую атаку из 12 тыс. баллонов смеси хлора с фосгеном. В двух русских дивизиях было выведено из строя почти 9 тыс. чел, из которых более 1 тыс. чел. погибли. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
31-05-1915
|
Первая бомбардировка Лондона с воздуха. Поздним вечером цеппелин LZ-38 под командованием гауптмана Эриха Линнарца сбросил на северо-восточную часть Лондона около 150 одиннадцатикилограммовых зажигательных бомб. В результате налета 7 человек погибли, 35 получили ранения разной степени тяжести, был зафиксирован 41 пожар, 7 домов сгорели дотла. Общий ущерб от налета составил более 18 тысяч фунтов стерлингов. Английская ПВО никак себя не проявила - английские истребители совершили 12 безрезультатных вылетов, прожекторы не смогли засечь цеппелин, зенитная артиллерия не произвела ни одного выстрела. Цеппелины совершали налеты на Лондон вплоть до октября 1916 года. |
| Поделиться:
|
| |
Шурик
|
|
31-05-1916
|
Началось Ютландское сражение между главными силами германского (Шеер, 22 лк, 16 крейсеров) и британского (Джеллико, 28 лк, 43 крейсера) флотов в Северном море. Британцы знали о выходе немцев из радиоперехватов. Авангардная эскадра Хиппера вступила в бой с авангардом британцев - эскадрой Битти - в 14:28. Немцы резко свернули на юго-восток, стремясь навести противника на свои главные силы, но Битти вовремя обнаружил их и отошел под прикрытие Гранд-Флита. В 18:00 британские корабли пытались охватить германский флот, но тот уклонился от сражения под прикрытием дымовой завесы и торпедных атак эсминцев. Шееру удалось укрыться в своих базах, а британский флот ушёл на север. Потери немцев - 1 лк, 5 крейсеров, ок. 2500 убитых; англичан - 6 крейсеров, ок. 6100 убитых. |
| Поделиться:
|
| |
Замполит
|
|
31-05-1919
|
Спущен на воду эсминец флота США "Эрндон"(USS Herndon). Этот корабль знаменит тем, что прослужил во флотах трёх стран. В сентябре 1940 г. , в рамках Ленд-лиза эсминец был передан британцам , которые переименовали его в "Черчиль"(HMS Churchill). Эсминец участвовал в погоне за "Бисмарком", высадке союзников в Северной Африке и в сопровождении трансатлантических конвоев. В июле 1944 г. эсминец был передан советским ВМФ, где получил новое имя -"Деятельный" и был введен в состав Северного флота. В январе 45-го был потоплен германской подлодкой в 40 милях к востоку от мыса Тереберский. |
| Поделиться:
|
| |
алхимик
|
|
31-05-1938
|
Летчик-истребитель А.А. Губенко, воевавший в Китае в качестве добровольца, совершил таран японского истребителя, посадив благополучно свою машину. За этот подвиг Губенко был удостоен звания Героя Советского Союза. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
31-05-1941
|
Окончание операции "Меркурий" - немецкие войска в результате десантной операции полностью овладели Критом. В численном и тактическом отношении защитники Крита были сильнее своего противника. Но это преимущество отступало на задний план по сравнению с безраздельным господством, которого могли добиться немцы в воздухе. Противник имел в своем распоряжении 8-й авиационный корпус прикрытия и 11-й авиационный корпус вторжения, в общей сложности 650 боевых самолетов (в том числе 430 бомбардировщиков и 180 истребителей), 700 транспортных самолетов и 80 планеров. Силы вторжения составляли 15 тыс. человек, еще 7000 человек должны были высадиться с кораблей. Из 28000 английских войск, находившихся на Крите, было эвакуировано около 14500 человек. Потери английской авиации за период с 17 мая до конца кампании составили 38 самолетов, потери немецкой авиации - 220 самолетов, в том числе 119 транспортных; кроме того, 148 самолетов противника были повреждены. Потери английского военно-морского флота были очень большими: потоплены 3 крейсера и 6 эскадренных миноносцев; получили повреждения 1 линейный корабль, 1 авианосец, 1 вспомогательное судно, 6 крейсеров и 8 эскадренных миноносцев. |
| Поделиться:
|
| |
sluhatch
|
|
31-05-1942
|
В Праге совершено покушение на имперского заместителя протектора Богемии и Моравии, обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, одного из главных инициаторов создания системы концентрационных лагерей. В 1932 г. Гейдрих вступил в СС, в 1934 г. он назначен шефом центральной службы гестапо. В 1934 г. во время событий "Ночи длинных ножей" Гейдрих сыграл решающую роль в уничтожении берлинской организации штурмовиков. 17 июня 1936 г. он был назначен руководителем тайной полиции (зипо) и СД. В 1940 г. Гейдрих стал президентом Международной комиссии криминальной полиции и в этой должности приступил к организации системы немецкого шпионажа в других странах. В 1941 г. ему было присвоено звание обергруппенфюрера СС (генерал). К этому времени Гейдрих стал главным управляющим системы концентрационных лагерей; им было создано первое гетто для евреев. 27 сентября 1941 г. Гитлер назначил его заместителем рейхспротектора Богемии и Моравии. 4 июня 1942 г. Гейдрих скончался. В траурной речи Гитлер назвал Гейдриха "человеком с железным сердцем". Смерть Гейдриха послужила сигналом к массовым кровавым репрессиям в отношении мирного населения Чехословакии. |
| Поделиться:
|
| |
sluhatch
|
|
31-05-1942
|
В осаждённом Ленинграде состоялся футбольный матч на стадионе "Динамо". Матч прерывался на время обстрела и бомбёжок. Его транслировали по радио, в том числе и в сторону позиций врага. |
| Поделиться:
|
| |
Кадет Биглер
|
|
31-05-1944
|
Эскортный миноносец "Ингленд" (DE-635) под командованием капитан-лейтенанта Уолтона Д. Пендлтона топит японскую субмарину RO-105, шестую за 13 дней. Абсолютный рекорд для кораблей американских ВМС.
Вот слова адмирала Кинга (главкома U.S. Navy):
"There'll always be an England in the United States Navy." (В ВМФ США всегда будет "Англия" - КБ) Обещание не было сдержано. С 1994 г. в составе американского ВМФ нет корабля с именем "England". |
| Поделиться:
|
| |
Mikle
|
|
31-05-1946
|
Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова образовано опытно-конструкторское бюро ОКБ-153. Главным конструктором назначили Олега Константиновича Антонова. Сразу ОКБ было дано задание на создание сельскохозяйственного самолёта Ан-2, первый полёт которого состоялся 31 августа 1947 года.
В 1952 году КБ переехало в Киев и в дальнейшем было прославлено на весь мир созданием тяжелых транспортных самолетов.
К сожалению, судьба его, как и многих советских авиационных КБ после распада СССР, сложилась так, что, как говорится, хвастаться нечем. |
| Поделиться:
|
| |
Piligrim
|
|
31-05-1974
|
Сирия и Израиль подписали соглашение о прекращении огня, создании буферной зоны между двумя государствами и обмене военнопленными. Но мирного договора до сих пор так и не заключено, и Израиль продолжает контролировать Голанские высоты, являющиеся частью территории Сирии. |
| Поделиться:
|
| |
Stroybat
|
|
31-05-1993
|
Командующий внутренними войсками МВД России генерал-лейтенант А.С. Куликов утвердил Положение "О квалификационных испытаниях военнослужащих на право ношения крапового берета". Краповый берет является отличительным символом военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск МВД РФ и ФСИН РФ. |
| Поделиться:
|
| |
Полицейский, Шурик
|
|
31-05-1995
|
Министр обороны России Павел Грачев подписал рапорт генерал-лейтенанта Александра Лебедя об увольнении из Вооруженных Сил. Ситуацию министр обороны прокомментировал так: "Кто такой генерал Лебедь? Это обыкновенный генерал. Хотел служить, 23 года служил в армии. Сейчас решил стать, видимо, каким-то политическим деятелем. Мы это не отрицаем. Спокойно к этому относимся. Он написал рапорт, я подписал рапорт. Ну, будь здоров". |
| Поделиться:
|
| |
Stroybat
|
|
|
 |
Авиация |
 |
Пыль.
Пыль, что в ней особого, но каждый, кто прошёл Афган, сохранил воспоминания о ней. Собственно на какую-то частицу, мы состоим из этой пыли, сколько её было проглочено. Здесь в Афгане она другая. Неблагодарное дитё войны, афганская пыль. Колёса и гусеницы техники перемалывают в порошок горные породы, порождая её, а она «благодарит» своих «родителей» тем, что абразивом проникает в смазку их двигателей, забивает фильтры, радиаторы. Она вместе со своей союзницей жарой терзает тех, кто ходит с колонами, или до поры до времени тайком лежит на земле, как в засаде, чтобы наброситься на вертолёт, пилот которого, неосторожно выберет это место для посадки.
К вертолётам у пыли любовь особая. Не получилось с наскока поймать на посадке, ничего, она своё возьмёт измором. Медленно но настойчиво, как вода камень, точит она лопатки двигателей, потихоньку воруя мощность. И вот в критическую минуту, когда пилот рванёт ручку шага винта, вертолёт не отзовётся привычным гулом набирающих обороты двигателей. Вместо этого хлопки, словно кашель астматика. Помпаж! Изуродованные пылью лопатки двигателя не в силах загнать воздух в камеру сгорания и тот с шумом выплёвывается обратно. Лётчик сбрасывает шаг в надежде, что с меньшей нагрузкой двигатели «успокоятся», так его учили и так написано в рекомендациях, в общем правильно. Но на этот раз «болезнь» оказалась слишком запущенной. Хлопки нарастают и вот с очередной порцией воздуха двигатель «выплёвывает» остатки лопаток... Потом смятые от удара двигатели увезут в союз, где его изучат, напишут новые рекомендации, а обломки вертолёта будут лежать на краю аэродрома. Первое время они будут как свидетельство трагедии, но пройдёт несколько замен и это будут просто обломки.
Мы только прибыли в Афганистан, нас везут на стрельбище. Армейский Урал с открытым кузовом, грунтовая дорога. Толстый слой пыли, мелкой словно пудра, как вода растекается под колёсами грузовика. Водитель солдат старается ехать как можно медленней, по всё равно пыль клубится за кузовом, мешает дышать, противно скрипит на зубах, смешивается с потом, воротник нового комбинезона мгновенно чернеет и противно прилипает к шее. На полигон мы приехали уже все серые от пыли.
Утром, более сотни вертолётов на аэродроме Кундуз производят газовку двигателей, проверяют исправность систем перед лётным днём. Поднятая винтами с грунтовых стоянок пыль несколько часов висит в воздухе. Стало понятно, почему в жилом городке всё покрыто белёсым налётом.
Пыль, её можно и не замечать, порой кажется, что её и нет, но сегодня в первый раз в Афганистане поднимается на потолок вертолёта. На четырёх тысячах резко обрывается полоса пыльного воздуха, словно выныриваем из воды. Оказывается над Афганистаном тоже синее небо, а не белёсое и выцветшие как казалось там внизу. От величественных, заснеженных хребтов Гиндукуша невозможно оторвать взгляд. А там внизу Афганистан, эго почти не видно сквозь толстый слой пыльного воздуха.
Дальний пост охранения, высокогорье. Восьмёрка садится на крохотный пятачок. Пыль бубликом крутится вокруг винта. Вертолёт почти не видно. Но вот пыль опадает, вертолёт спокойно молотит лопастями на малом шаге, суетятся солдаты разгрузочной команды. Доставка груза, обычное дело оказывается в этих краях.
Внизу ползёт цепочка колоны. Поднятая гусеницами, колёсами пыль, плотно окутывает колону. Чистый воздух достаётся не только головной машине. К сожалению, не только воздух... То здесь, то там, на обочинах, под откосом, изувеченные взрывом остатки техники.
При запуске начал помпажировать пусковой двигатель. У него нет защитных устройств, пыль сожрала его. Хорошо вовремя успел выключить, иначе бы сжёг вертолёт. Делать нечего, иду запускать дежурный борт. Молодцы технари, нашу ласточку починили оперативно.
Я давно оставил попытки вывести пыль из своей кабины. Но вид покрытых «пудрой» пультов продолжает раздражать. Попробовал не закрывать кабину пока винт не выйдет на обороты. И точно, поток воздуха вымел старую пыль и тут же нанёс новую.
Разгрузка восьмёрки затянулась, у нас топливо на исходе, высота и вес позволяют, решаемся тоже сесть. Находим ровный участок на берегу реки. Заходим, внезапно теряем видимость. Пыль набрасывается на нас как кобра, резко и без предупреждения. Спасибо машине, выручила. Сами виноваты, не подумали, что пыль сюда могла нанести река.
Зимой затянули дожди, пыль превратилась в не менее противную грязь. Налипает на обувь, тянется за ногами в модуль. И только стоит ей высохнуть, снова переходит в привычное состояние. Помесив месяц грязь, начинаешь думать, что пыль лучше. Хотя грязь, та же пыль, только с водой.
Пыль, оказывается и к ней можно привыкнуть и не замечать. Приехал в отпуск, мать удивляется, что я и мои вещи пропитаны пылью. А я и не замечал. Хотя, одной ночи на пересылке в Хайратоне, было достаточно, чтобы насквозь пропитаться ей.
Возвращаюсь с отпуска. На ми восьмом пассажиром лечу из Хайратона в Кундуз, внизу под нами пустыня, царство песка и пыли.
Весна, прекрасное время, грязь уже высохла, а пыли ещё нет. Жаль, продлится это недолго. Пройдёт месяц, солнце убьёт зелень, высушит землю, техника перемелет дороги, всё вернётся на круги своя.
Занесло пролётом в один из гарнизонов. Да, зря я называл Кундуз царством пыли.
Что может быть хуже пыли? Пепел. Знакомая площадка, садились не раз. Заходим с ходу и перед самой землёй оказываемся как в молоке. На второй круг уходить поздно плюхаемся в слепую. Повезло, не опрокинулись. Оказывается, чья-то добрая душа решила сжечь сухой бурьян. А через час мы уже забыли про это.
Странно, снова начала раздражать пыль, чем ближе замена, тем сильнее. Впрочем, начинает раздражать всё. Скорей бы отсюда.
Сегодня улетаем в Кундуз. Замена. Два лишних дня проторчали в Файзабаде. Шла пыльная буря. Афганистан и его пыль не хотела отпускать нас.
Через год после Афгана сломался мой фотоаппарат «Зенит». Отнёс в мастерскую.
---Им что, в песочнице забавлялись? Ремонту не подлежит!---вынес вердикт мастер. Хотел последовать его совету. Не получилось. Не смог выбросить верного друга верой и правдой служившего мне там. У нас одинаковое число вылетов. Лежит в шкафу.
Сегодня перебирая вещи, нашёл свою афганскую панаму. И хотя она стирана-перестирана, она всё равно пахнет афганской пылью. Особый этот запах. В курсантскую пору, в заволжских степях тоже было много пыли. Но та пахла полынью, ковылью, простором. Эта, гарью солярки и керосина, пороха, тротила и кажется немного юностью. А может, мне всё просто почудилось и разыгралось воображение. Ведь сколько лет прошло. И всё это просто, пыль.
|
| Поделиться:
|
Оценка: 1.8232 Историю рассказал(а) тов.
шурави
:
23-05-2007 23:34:19 |
|
Обсудить
(20)
|
|
,
28-02-2008 22:39:27, Major-777
|
| Наблюдал за канадцами отправляющимися в Афган с благотворите... |
| Версия для печати |
 |
Авиация |
 |
Цифры и слова
Одна скупая строка в летной книжке: маршрут GKY-ACT-TYR-GKY, время 4.5 часов, инструктаж, 4.2 часов СМУ (сложные метео условия). Почему-то этот вылет показался мне достойным более развернутого описания, но в строгих графах логбука нет места для слов, принимаются только сухие цифры. Вот как это было.
Тайлер, Техас. 24 мая. Стою на крыле Скайрэйдера и с интересом наблюдаю, как накатывается на аэропорт шквальная линия. Многослойный пирог черных грозовых туч уже давно заглотил западный горизонт, и сейчас этот монстр, бабахая громом и свистя 40 узловым ветром вытягивает свои мохнатые пальцы в нашу сторону. Порт накроет, без вопросов. Между слоями трещат молнии и клубятся вертикальные потоки с потрясающей воображение динамикой. Зрелище фантастическое и достойное пера поэта, картинкой такое, пожалуй, не передать. Мое пристальное созерцание этого природного явлениия, однако, имеет мало общего с высоким исскуством. Недалеко от стоянки музейных боевых самолетов в ужасе притих мой одномоторный Пайпер Чероки. "Задан путь ему на запад" - через все это многослойное безобразие нам надо будет как-то умудриться пролететь. Наверное, имеет смысл объяснить, как мы вобще здесь оказались.
Каждому летчику, как и любому уважающему себя кошаку, зачастую приходиться принимать решения типа "лезть/не лезть" (ask SteelMajor). В общем и целом, и те и другие, основываясь на опыте сомнительного происхождения, предпочитают ошибаться в сторону меньшего риска, т.е. уютно лентяйничают себе на диванах, и совсем никуда "не лезут". После десятка-другого решений "не лезть", от тоски и скуки хочется, погладив себя против шерсти, выбрать противоположную опцию. Местами проканывает, но чаще всего Фортуна (оперативная кличка "Лотерея") начинает кидаться кирпичами в любопытную наглую морду, превращая вялотекучку обычного дня в серию Событий. И еще бывает так, что "лезть" просто необходимо.
Один из моих студентов, по слухам, сын какого-то непальского барона, готовился сдавать на "инструмент рэйтинг", т.е на право летать в "системе" по приборам, и успевал в предмете, прямо скажем, неважнецки. Невнимательный он какой-то. Глядя на наши с ним ИЛС-подходы, персонал башен в местных портах просто аплодировал стоя - щедрые корректировки курса, постоянно увеличиваясь по амплитуде, как маятник с динамической нестабильностью, легко апгрэйдили любую предпосадочную прямую в противолодочный зигзаг. Над срезом полосы мы с ним обычно появлялись в ракурсе "поперек", а объясняться с службами и сажать самолет из этого косяка приходилось инструктору, то есть, мне. Неприятно, правда? Хотел я пару раз применить грубую физическую силу, но ограничился вербальным эквивалентом.
А теперь представьте себе веселую страну Непал в недалеком будущем. 320-ый Эйрбас на заходе в какой нибудь Баглунг или, не дай бог, Лукла. Туманы с тучками. Шаг влево, шаг вправо от заданного курса - Горы. Полторы сотни усталых от болтанки пассажиров и этот мой студент за штурвалом. Для начала 30 градусов вправо, потом 45 влево. И т.д. и т.п. А в итоге - громкий шмяк, Гималаи дорогу никому не уступают. Совсем нехорошо. В дождливый день решил я ему показать зачем весь этот полет по приборам бывает нужен. Штормовой фронт на радарах полз оранжево-красной змеюкой мимо нас, на северо-восток, но низкой облачности и обычной кучевки в северном Техасе должно было хватить на 4-х часовой полет по маршруту с нулевой видимостью. Просчитав варианты, решил "лезть". Как оказалось, зря.
Пока мы были на маршруте, фронт совершил прыжок пантеры и обрушился на Даллас, превратившись в шквал. На момент нашего отправления из Тайлера Центр управления воздушным движением объявил всем бортам, следовавшим в окрестности DFW так называемый ground stop. То, что было в воздухе завернули на запасные аэродромы. Самолеты, запрашивающие разрешение на взлет, были задержаны на земле. В том числе и наш маленький Чероки. Так что Тайлер, здравствуй еще раз.
Заглушились и пошли в терминал. Голод не тетка, в лес не убежит. Непальский ас выпросил у наземников машину - джип с ручной коробкой, съездить поесть. Я по жизни водил только автоматы и простодушно допустил студента к рулю, тот божился, что сможет. Не надо было так дерзить судьбе. Оказалось, что летает он лучше чем ездит. После десятка его душераздирающих попыток тронуть этот агрегат с места, я чуть не тронулся умом, мы поменялись местами и я научился сам переключать передачи. Ничего, в принципе, сложного, но вот, опять же, приключение.
Вернулись мы в терминал битком набитый скучающим летным составом. На тармаке яблоку некуда упасть от прятавшихся от непогоды самолетов. Шквал помог этому маленькому аэропорту выполнить годовой план по обслуживанию прибытий. Вылетов пока не наблюдалось - в брифинг-офисе на экране мониторов было прекрасно видно желто-красную змею, боком ползущую на юго-восток. Сюда. Матерые пилоты грузовиков, как их здесь называют, "фрахтовые псы", с сомнением пожимали плечами и предлагали отсидеться. Захотелось посмотреть шторм вживую, не каждый день такое бывает. С центроплана музейного Скайрэйдера обзор был отличный, и сложенные вверх плоскости палубника обеспечивали убежище от дождя и града. На землю падала ночь, и на полосу продолжали один за одним садиться самолеты.
Как только я обустроил наблюдательный пункт, пробегающий мимо летчик грузового Каравана прокричал, что Даллас открылся, на сколько, неизвестно. Рванул за ним, надо быстренько регистрировать полетный план и делать отсюда ноги - взлетать в шторм проще, чем в него садиться. По пути до терминала за мной начал гоняться только что сошедший с полосы двухмоторный Бэрон. На всякий случай сделал петлю между парковками, чтобы уйти с дороги. Бэрон в точности повторил мою траекторию, чудом не покромсав винтами тесно поставленные самолеты. Обернулся, так и есть, маньяки-убивцы за штурвалом. Приняли меня и мою инструкторскую форму за наземника из парковочной команды. От Бэрона убегать безполезно, осталось только войти в роль.
Вывел их на самое почетное место, прямо у дверей терминала, провел ладонью по горлу - глушитесь. Объяснились, посмеялись. Единственный борт в этом порту, у которого остановка здесь по расписанию. Оба измятые - только что прорвались через шторм, который рвет воздух над головами. Для них вопроса "лезть/не лезть" в принципе не существует, забирают в Тайлере срочный груз и уходят на восток, догонять и ломиться через эту непогоду по новой. Наш случай попроще, линия шквалов уходит восточнее, на западе радар высветил только желтые и зеленые отметки средней и умеренной интенсивности.
У Чероки от обилия воды вокруг "поехала" электросистема. Посадочные и рулежные фары не работают. В кабине света тоже нет. Усталый старт обзывает поцами и разрешает рулить вслед за новеньким красавцем Меридианом, света их галогенок хватит на небольшой город. С ними сегодня тоже стряслась комедия - получасовой демо-вылет обернулся гонками с грозовыми облаками и 6-часовым сидением в этом маленьком порту. Клиенты, наверное, уже готовы на все, и выписывают чек на полтора лимона дрожащими руками.
После взлета нам дают схему "Сидар Крик - Додж - 3". Название очень символичное - над воздушным перекрестком "Додж" (мой вольный перевод "не влезай - будюгнет") бушует гроза. Кабина течет, малость кидает, я читаю схемы, используя сотовый телефон в качестве источника света. Слышу по радио, как давешний Бэрон (позывной "Звездолет - 4") запрашивает смену эшелона. Голос прерывистый, похоже, молотит их там беспощадно. Желаю удачи. Наша одиссея уже почти закончена - шторм выплевывет Чероки в необычно чистое и спокойное ночное небо. Внизу разноцветные огни Далласа мутно пробиваются сквозь плотное одеяло низкой облачности, мягкий лунный свет добавляет очарования. Центр великодушно разрешает навигацию до подхода на самоконтроле, посадка и рулежка проходят до неприличия штатно.
Воспитательное мероприятие имело неожиданный успех. Студент стал подходить к учебе серъезнее, и подходы с тех пор летает более менее сносно. По крайней мере, достаточно хорошо, чтобы не влепить самолет со всей дури в склон какой нибудь К-9. Мне же в награду достались впечатления и эта запись в летной книжке - маршрут GKY-ACT-TYR-GKY, суммарно 4.5 часов, инструктаж, 4.2 часов СМУ. |
| Поделиться:
|
Оценка: 1.4254 Историю рассказал(а) тов.
overland
:
28-05-2007 12:21:19 |
|
Обсудить
(9)
|
|
31-05-2007 19:40:58, lancer
|
| КЗ.Очень понравилось...Жаль,не успел проголосовать:(... |
| Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|