Выпуск N 290230.11.2903-19.12.2013
Военно-исторический календарь |
17-12-1619
|
Родился Рупрехт Пфальцский, известный полководец 17-го века, лидер английских роялистов времен Английской революции, человек с яркой биографией, необычной даже для того времени. Сын короля Чехии Фридриха V родился, когда уже начался военный конфликт, вошедший потом в историю как «Тридцатилетняя война», но, повзрослев, принял в нем активное участие на стороне протестантов Нидерландов. Попал в плен к австрийцам и был освобожден под честное слово не воевать против Священной Римской империи. Слово свое он сдержал, но военное ремесло не бросил: в Англии началась революция, и его дядя король Карл I позвал племянника на помощь. Рупрехт переехал в Англию и назначен главнокомандующим королевской кавалерии. В историю Англии он вошел как «принц Руперт». Горячий и увлекающий характер принца сыграли фатальную роль для его дяди в битве при Нейзби в 1645 году: роялисты потерпели полное поражение, и принц вынужден был бежать во Францию. Потом несколько лет Руперт занимался каперством в Средиземном море и в районе Азорских островов, нападая на суда английских купцов. После Реставрации 1660 года вернулся в Англию и принял активное участие в англо-голландских войнах. Потом принц уехал в Канаду и принял деятельное участие в её колонизации: его имя сейчас носит территория вокруг Гудзонова залива (Земля Принца Руперта), а также река Руперт в Квебеке.
Неугомонный роялист умудрился оставить свой след даже в истории математики: его имя носит задача («Куб принца Руперта»), заключающаяся в том, что в кубе можно проделать отверстие, через которое возможно протащить копию изначального куба. Согласно преданию, принц поспорил, что в кубе можно вырезать отверстие, достаточно большое, чтобы через него можно было протащить куб такого же размера и выиграл свой спор. |
Поделиться:
|
|
Питерский банкир
|
17-12-1796
|
Указом Павла I учрежден Фельдъегерский Корпус - связь специального назначения. День Фельдъегерской связи России. |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
17-12-1862
|
Улисс Грант издал приказ, согласно которому за спекуляции хлопком и торговлю с противником все евреи изгонялись из министерства финансов и все еврейские семьи обязаны были покинуть Теннеси. При этом одним из ведущих спекулянтов был отец самого Гранта! |
Поделиться:
|
|
Logo-d
|
17-12-1883
|
(29 декабря н.ст.) Родился Степан Сергеевич Вострецов, военачальник, участник Гражданской войны. В армии с 1906 г. Участник Первой мировой войны, за храбрость награжден тремя Георгиевскими крестами. В годы Гражданской войны командовал ротой, батальоном, полком. За проявленное мужество и умелое руководство одним из первых награжден четырьмя орденами Красного Знамени. Во время конфликта на КВЖД (1929 г.) возглавлял Забайкальскую группу войск. С мая 1931 г. командир стрелкового корпуса. Умер в 1932 г. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1892
|
(29 декабря н.ст.) Родился Архангельский Александр Александрович (ск. 18 декабря 1978 г.), ааиаконструктор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947 г.), доктор технических наук (1940 г.), Герой Социалистического Труда (1947 г.), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1952 гг.). Образование получил в Московском высшем техническом училище (1918 г.). С 1912 г. работал в аэродинамической лаборатории МВТУ под руководством Н.Е. Жуковского; с 1918 г. в ЦАГИ. В 1922 г. принял участие в создании первых советских самолетов. Участвовал в создании большинства самолетов конструкторского бюро А.Н. Туполева. Разработал основной фронтовой бомбардировщик первого периода Великой Отечественной войны - СБ и пикирующий бомбардировщик Ар-2. В 1957 г. получил Ленинскую премию. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1903
|
Братья Вилбур (1867-1912 гг.) и Орвил (1871-1947 гг.) Райт совершили первый устойчивый, управляемый и самоходный полет на аппарате тяжелее воздуха. Первый полет длился 12 секунд, самолет пролетел 36 м, четвертый и последний в тот день - 59 с, и 260 м. Мир изменился навсегда. Фото первого полета сохранилось. Пилот - Орвил. Вилбур бежит вслед летяшему самолету, оставляя следы в песке. На земле виден рельс, с которого самолет взлетал, стартер для двигателя, скамейка, к которой проволокой крепилось крыло. За четыре года, которые эти велосипедные механики занимались проблемой полета, они построили аэродинамическую трубу, измерили влияние профиля крыла и угла атаки на подьемную силу и сопротивление, изобрели контроль крена и координированный (горизонталь и крен) поворот, разработали теорию пропеллера и построили пропеллеры с КПД 70-80% (лучшие тогда были 30%, сейчас - 85%), построили вместе с Ч.Тейлором двигатель внутреннего сгорания на 16л.с, отработали схему управления полетом, летая на планерах собстевенной конструкции. Позже братья улучшали свой самолет: был загрублен и перенесен в хвост руль высоты, появилось место для пассажира, более мощный двигатель, варианты с шасси и поплавками, закрытая кабина и т.д, но уже к 1911 г. другие конструкции превозшли их детище. |
Поделиться:
|
|
Женя
|
17-12-1905
|
В селении Раутъярви Выборгской губернии в семье крестьян родился Симо Хяюхя (Хайха), один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (ск. 1 апреля 2002 г.). По данным финнского коммандования с декабря 1939 по март 1940 гг. уничтожил 705 солдат противника (возможно, часть из его боевого счёта была приписана в целях пропаганды). В войсках был прозван белой смертью. 6 марта 1940 г. получил тяжёлое ранение в голову. Был признан негодным к службе и не принимал участия в войне 1941-1944 гг. За заслуги был произведён из капрала в лейтенанты. Хяюхя предпочитал использовать М 28-30 без оптического прицела, что позволяло ему избежать обледенения оптики, держать голову ниже, и избегать блеска. Помимо прочего, Хяюхя разработал такие приёмы работы снайпера как замораживание водой наст перед стволом винтовки, чтобы предовратить всплеск снега при выстреле и держание снега во рту чтобы скрыть дыхание. |
Поделиться:
|
|
Lt Scheissekoppff
|
17-12-1912
|
(29 декабря н.ст.) Родился Березняк Александр Яковлевич (ск. 7 июля 1974 г.), советский конструктор, д.т.н. (1968 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973 г.). С 1931 г. в авиационной промышленности. После окончания МАИ (1938 г.) работал в ОКБ В. Ф. Болховитинова, где совместно с А. М. Исаевым создал первый советский ракетный самолет БИ с ЖРД (1942 г.). С 1957 г. - главный конструктор. Ленинская премия (1962 г.), Гос. премия СССР (1970 г.). |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1917
|
Родился летчик-испытатель Юрий Александрович Гарнаев, Герой Советского Союза. Испытывал высотные скафандры, средства спасения летчиков реактивных самолетов, системы дозаправки самолетов в воздухе. Проводил исследовательские полеты на вертолетах Камова, Миля, Яковлева. Испытал ЛА вертикального взлета и посадки "Турболет". Провел эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4. Погиб в 1967 г. при тушении лесных пожаров во Франции на Ми-6. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1917
|
(30 декабря н.ст.) Вступил в силу Декрет СНК "Об уравнении всех военнослужащих в правах", которым отменялись все чины и звания в армии, а также все ордена и знаки отличия. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1918
|
Временное Советское правительство Латвии во главе с Петром Стучкой объявило о переходе всей власти в руки Советов. После Нового года под его контролем находилась практически вся территория Латвии. Правительство Карлиса Улманиса переехало в Лиепаю. |
Поделиться:
|
|
|
17-12-1923
|
При ОГПУ создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) для выполнения особого задания - поиска затонувшего в районе Балаклавы (Крым) в 1854 г. английского парохода "Чёрный принц" с предполагавшимся большим грузом золота на борту. Позже ЭПРОН занимался подъёмом затопленных, затонувших судов и терпящих бедствие судов. С 1932 г. ЭПРОН - единственная организация в СССР, осуществляющая судоподъёмные, аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы, проводимые на всех морях, реках и озёрах СССР, и подготовку водолазных кадров в учебном центре — Военно-морском техникуме в Балаклаве. В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН был передан в ВМФ, где на его основе была создана Аварийно-спасательная служба, а ЭПРОН как самостоятельная организация перестал существовать. За время своей деятельности Э. поднял 450 и спас от гибели 188 судов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1929 г.). |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1926
|
В Литве совершен военный переворот: к власти пришел диктаторский режим Антанаса Сметоны. |
Поделиться:
|
|
|
17-12-1928
|
Родился Леонид Сергеевич Броневой (ск. 9 декабря 2017 г.) советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1987), Лауреат Государственных премий РСФСР (1976) и России (1996). Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством". Отец в 1936 г. был репрессирован как троцкист. Мать развелась с ним и сменила сыну отчество с "Соломонович" на "Сергеевич", но несмотря на это они как "семья врага народа" были отправлены в ссылку. В 1950 г. окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского, играл во многих театрах и в кино. Лучшие кинороли - Мюллер, Доктор из "Формулы любви", Велюров. |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1932
|
Образовано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Оно было организовано для оборудования пути от Белого моря до Берингова пролива и обеспечения безопасности плавания по нему. В задачи ГУСМП, в числе прочих, входило изучение берегов, определение глубин, нахождение бухт, якорных стоянок и подходящих мест для посадки аэропланов, составление карт, оборудование фарватеров знаками и маяками, построение сети метеорологических станций и организация воздушной разведки. |
Поделиться:
|
|
Octopus
|
17-12-1935
|
Первый полет пассажирского самолета Дуглас DC-3 (в СССР выпускался под названиями ПС-84 и Ли-2) |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
17-12-1939
|
Преодолев предполье, Красная Армия вышла к первой полосе укреплений "линии Маннергейма". |
Поделиться:
|
|
Замполит
|
17-12-1939
|
Блокированный в бухте Монтевидео, карманный немецкий линкор "Граф Шпее" уничтожен своим экипажем. Немецкие моряки отклонили предложение англичан о сдаче и взорвали свой корабль, практически повторив подвиг русского крейсера "Варяг". Экипаж был интернирован в Уругвае. |
Поделиться:
|
|
|
17-12-1958
|
В Северодвинске произошло событие, значение которого для отечественного Флота трудно переоценить – Правительственная комиссия подписала акт приемки в состав ВМФ первой в Советском Союзе АПЛ ( тактический номер К-3), впоследствии получившей имя "Ленинский Комсомол" (пр.627). 17 января 1959 г. Совет Министров СССР специальным постановлением утвердил акт приемки и обязал ВМФ принять АПЛ в опытную эксплуатацию. |
Поделиться:
|
|
Мыкола
|
17-12-1959
|
Создание Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). На боевое дежурство заступили первые МБР Р-7 (ОКБ С.П. Королева). Первый Главнокомандующий - М.И. Неделин.
С 1995 г. - День РВСН |
Поделиться:
|
|
Кадет Биглер
|
|
|
 |
Армия |
 |
Свиданка
Жаркое лето 1983 года. Я в Еланской учебной дивизии уже четвертый месяц. Воскресенье, стою и маюсь дневальным по роте. Считаю часы. Знаю из письма с малой Родины, что именно сегодня должны приехать родители с младшим братом. После третьего месяца службы курсанты Елани начинают экспериментировать с борзометром. Такова традиция. Вот и прихватил меня сержант в казарме с ушитой гимнастёркой, вогнутой бляшкой и подбитыми каблуками. Это был перебор. Замкомвзвода так и сказал: «Переборщил ты, Дух, однако. Разом решил перепрыгнуть в Черпаки? «Машину времени» наслушался? Гимнастёрку расшить, бляху выправить, сапоги привести в порядок и осознать свой проступок дневальным в выходные...» Все мои доводы о приезде родных именно в этот день разбиваются в непоколебимость сержанта в моём духовном падении и быстрейшем перевоспитании. Чтоб я с родными встретился, так сказать, с чистой совестью.
После обеда из штаба полка по селектору передали, что меня ждут на главном КПП. Приезд родных в учебную часть, тем более первый раз - это святое! Да залёт-то лёгкий. Подумаешь, традицию сильно уважил, перестарался. С кем не бывает. Да и на нормальном счету я был у своих непосредственных командиров. От службы особо не косил, за формой следил и офицерам не стучал. Чего ещё надо отцам-сержантам? И как-то раз на спор с замкомвзвода быстрее его собрал и разобрал автомат Калашникова (привет урокам НВП в технаре). Быстро решив вопрос с дежурным, срываюсь бегом на КПП. А наш пехотный полк от него дальше всех, за нами только танковый полк оставался. Надежда только на свои ноги. Так, где мелкой рысью, где быстрым шагом, предвкушая радостную встречу, я на месте. Уходя из роты, допустил ошибку, едва не ставшую роковой - не поменял сапоги. Всё же я причислял себя к борзым курсантам и приказ сержанта выполнил наполовину. Принял волевое решение оставить свои сапоги с нарощенными каблуками. Надо же хоть как-то покрасоваться перед отцом. Может быть, и мама оценит такой шедевр солдатской моды.
Прошел через КПП. Понятно, радостная и долгожданная встреча. Родные уже договорилась насчет комнатёнки в Калиновке. Через минут сорок, уплетая мамины пирожки, прощаюсь до завтра. Вечером сменюсь, потом возьму увольнительную. В обчем, планов громадье! Окрыленный и счастливый открываю дверь КПП и начинаю понимать, что не все планы могут сбываться. Нос к носу встречаюсь с комендантом гарнизона майором Маркарян! Вернее, его примечательный нос где-то на уровне моей груди, росточка он был невеликого. А у меня метр восемьдесят и плюс каблук. И верхняя пуговица на куртке расстегнута. Пока я, прожёвывая последний мамин пирожок, со словами "Виноват, товарищ майор", устранял сеё грубейшее нарушение формы одежды, пытливый взгляд коменданта спускался всё ниже... Ну, и в самом низу его ждал приз. Правильно - сапоги. Вернее, каблуки.
И вот я уже пред строгими очами дежурного по КПП (капитан-танкист). Советский солдат всегда лучше соображал в экстремальной ситуации. Понимая, что цейтнот жестокий, быстро излагаю, что родичи приехали, но делаю упор на солдатский долг. Я же, блин, в наряде, благо повязка была в кармане. Быстро натягиваю на правую руку. Дрогнул служивый. Делает предложение, от которого нельзя отказаться: «Марш в камеру и тридцать минут на то, чтобы оторвать каблуки, иначе...» Набираюсь наглости ( я же борзый курсант!) и прошу, чтобы одолжили ненадолго штык-нож. Поданное ходатайство, конечно, было невозмутимо отклонено. Зато я получил "дельный" совет от офицера танковых войск: «Отрывай хоть зубами, Пехота!». Вот оно - братство войск Советской Армии! Совет со всех сторон хорош, окромя одного - полезности. В тиши каземата приступил к работе, благо, не забрали ремень. У бляхи один угол был заточен. Главное, сделать зазор между каблуками. Ковырял, ковырял - дело пошло. Один каблук оторвал. Тут ко мне подселяют двух поддатых прапорщиков. Вначале стучали в дверь и в два голоса орали про вопиющую несправедливость ко всем прапорщикам дивизии. Потом по какому-то глобальному армейскому вопросу их мнения разделились. Запахло рукопашной. На меня ноль внимания, но условия для кропотливого вдумчивого труда никакие. Не знаю, уложился я в полчаса или нет, но оба каблука в руках. Стучу в дверь, выпустили. Дежурный слегка удивлен. И нафига ценные советы задаром раздавал? Слово офицера есть слово офицера - надо отпускать. Новая вводная: длань капитана указывает на дорогу от КПП, а там длинный прямой участок: « Тридцать секунд, и я тебя не вижу. Если вижу - высылаю вдогонку УАЗ и цурюк на нары». Для приличия бегу какое-то расстояние, а затем резко прыгаю в спасительный ивняк вдоль дороги. Мать-природа на нашей стороне!
Вечером сменился, а утром получил от ротного сутки увольнительных и в строго уставном обмундировании спокойно выдвинулся на КПП. Затем за две бутылки водки сержантам продлил свой праздник жизни ещё на сутки. Теперь, конечно, всё вспоминается не без юмора, но тогда ...
(рассказал товарищ Тиханков) |
Поделиться:
|
Оценка: 1.1368 Историю рассказал(а) тов.
Камрад
:
16-12-2013 09:18:26 |
Обсудить
(15)
|
19-12-2013 09:48:47, archer
|
Угу, я вот только сейчас с удивлением узнал, что этот Ив... |
Версия для печати |
 |
|
|
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю |
|
|
 |
|