Bigler.Ru - Армейские истории, Армейских анекдотов и приколов нет
Rambler's Top100
 

Выпуск N 1806

30.11.1806-08.02.2008

Военно-исторический календарь

07-02-1238
Войско хана Батыя взяло приступом Владимир. Князья Всеволод и Мстислав Юрьевичи были убиты в бою, их дружины уничтожены. Большинство жителей города погибло. Москва, тогда ещё не слишком значительный город, пала за 5 дней до этого - 2 февраля. Зимой 1238 г. та же участь постигла ещё 12 городов, среди которых оказались Ярославль, Дмитров, Волоколамск, Тверь. Через 2 года орды татаро-монголов возьмут и разграбят Киев.
  Кадет Биглер
07-02-1807
Во время русско-прусско-французской войны 1806-1807 гг. в районе Прейсиш-Эйлау 26-27 января (7-8 февраля) 1807 г. произошло сражение между русскими и французскими войсками. 4 (16) января русская армия под командованием генерала Л. Л. Беннигсена начала наступление от Бялы на запад с целью разбить изолированные левофланговые корпуса (М. Нея и Ж. Бернадота) наполеоновской армии. Из-за нерешительности Беннигсена этого достигнуть не удалось. Наполеон собрал войска с зимних квартир (до 70 тыс. чел.) и перешёл в наступление от Алленштейна (современный Ольштын) на север с целью отрезать русскую армию (78 тыс. чел., в том числе 8 тыс. пруссаков) от сообщений с Россией. Под прикрытием арьергарда генерала П. И. Багратиона главные силы русских войск отошли на позицию северо-восточнее Прейсиш-Эйлау, где произошло двухдневное кровопролитное сражение. Попытка Наполеона обойти левое крыло русских войск была сорвана их упорной обороной. Потери составили по 26-36 тыс. чел. с каждой стороны. Активные боевые действия продолжались до мая 1807 г.
  Кадет Биглер
07-02-1885
Сформирована Воздухоплавательная команда – первое в русской армии воздушное регулярное подразделение под началом поручика А.М. Кованько. Занималось всем, что летает - от почтовых голубей до первых аэропланов. На протяжении многих лет располагалась в Гатчине, где находился учебный аэродром авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы (первый в России), и в 4-х километрах от Гатчины, в деревне Сализи – учебный полигон с аэростатами и эллингами для них. В апреле 1887 года команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и основан Учебный воздухоплавательный парк (УВП).
  Logo-d
07-02-1887

(19 февраля н.ст.) Родился Андрей Григорьевич Шкуро (фамилия при рождении — Шку́ра, генерал-лейтенант. В Первую мировую войну - командир "особого партизанского отряда" (в нынешней терминологии - отряда спецназа), в Гражданскую - командир Кубанской казачьей бригады и конного корпуса, совершил ряд успешных рейдов по советским тылам. Войска Шкуро отличались особой жестокостью и разгулом. Во время Второй мировой войны занимался подготовкой резерва для 15-го казачьего корпуса фон Паннвица. Арестован англичанами и выдан в СССР. За сотрудничество с гитлеровцами повешен 16 января 1947 г.

  Замполит
07-02-1899

Родился Мордух (Матвей) Борисович Шенкман — советский промышленный деятель, организатор производства, директор воронежского авиационного завода №18, первым наладившего производство штурмовика Ил-2 - самого массового советского самолёта во время войны. В ноябре 1918 г. вступил добровольцем в РККА. Сражался с Петлюрой и Юденичем. В армии был направлен в броневую автомобильную школу. В 1922 г. послан учиться в Ленинградский технологический институт. Окончив его, работал на заводе «Большевик» на должностях инженера-конструктора, мастера и начальника цеха. Ездил в командировки за границу на закупки оборудования и занимался его запуском в Советском Союзе. Работал на руководящих должностях на заводе «Двигатель» и Подольском электровозостроительном заводе. В 1928 г. был снова призван в РККА, где прошёл техническое обучение.  В начале 1930-х годов - директор фабрики швейных машинок в Подольске, затем директор авиазавода в Таганроге. В годы репрессий Шенкман на приеме у Сталина подписал документ, запрещающий работникам НКВД находиться на территории завода, прекратив тем самым истребление ведущих специалистов и начальников цехов. В 1938-1941 гг. - директор Воронежского авиационного завода №18 им. Ворошилова. После эвакуации завода в Куйбышев, в промышленную зону Безымянка, выпуск Ил-2 был возобновлён уже к ноябрю 1941 г. Ему адресована знаменитая телеграмма Сталина:

«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше "Ил"ов. Предупреждаю последний раз. СТАЛИН»

Шенкман не струсил и ответил Сталину:

«Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива. Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем, завод достиг ежедневного выпуска 3 машин, 19 января по 6 машин, 26 января 7 машин. Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолётов является размещение на недостроенной части завода. Настоящее время не достроены корпус агрегатных цехов, кузница, корпус заготовительно-штамповочный, компрессорная. Отсутствуют воздух, тепло, кислород, жилье для рабочих. Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства, ускорению снабжения завода готовыми изделиями, материалами. Просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих. Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать. Шенкман».

Всего через полгода после начала работы завод выпускал продукцию уже с перевыполнением плана.

23 мая 1942 г. Шенкман погиб в авиационной катастрофе.

  Кадет Биглер
07-02-1903

(20 февраля н.ст.) Родился Доватор Лев Михайлович, Герой Советского Союза (посмертно), генерал-майор. В начале войны командовал кавгруппой, провел в августе-сентябре рейд по тылам противника на Смоленщине, командовал 3-м и 2-м гвардейским кавкорпусом. Убит в декабре 1941 г. в бою под Рузой.

  Замполит
07-02-1907

(20 февраля н.ст.) Родился Семён Михайлович Штеменко (ск. 23 апреля 1976 г.), генерал армии. В годы войны - офицер-оператор Генштаба (замнач и начальник направления, 1-й зам и начальник ОперУ). С 1948 по 1952 гг. - начальник Генштаба и замминистра Обороны СССР, с 1968 г. - начальник штаба Объединённых ВС Варшавского договора.

  Замполит
07-02-1909

(20 февраля н.ст.) Родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи, советский летчик-испытатель. Погиб в 1942 г. при испытании экспериментального реактивного истребителя БИ-1 с ЖРД. Для работы тогдашних ЖРД требовалась кислота, поэтому летать на БИ-1 было смертельно опасно. Химические ожоги летчиков и отравления парами кислоты были в порядке вещей.

  Кадет Биглер
07-02-1918

Народный комиссариат по военным и морским делам отдал приказ № 84, которым предписывалось полностью сохранить для трудового народа все авиационные части и школы. Согласно этому приказу авиационные отряды старой армии не демобилизовывались, а переформировывались в авиаотряды Красного Воздушного флота.

  Кадет Биглер
07-02-1920
Красная Армия освободила Одессу от белогвардейцев.
  Кадет Биглер
07-02-1920

По постановлению Иркутского ВРК расстрелян адмирал Александр Васильевич Колчак. Его тело было сброшено в прорубь.

  Кадет Биглер
07-02-1921

В Суйдуне (на территории Китая) в результате спецоперации ВЧК убит атаман Оренбургского казачества, генерал-лейтенант А.И. Дутов. После поражения армий Колчака и Анненкова под натиском РККА отряд Дутова перешел границу с Китаем, но борьбу с Советской властью атаман не прекратил. Член РВС Туркестанского фронта Г.Я. Сокольников совместно с Председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским приняли решение о ликвидации Дутова. Группу агентов ВЧК возглавил Касымхан Чанышев – выходец из богатой татарской семьи, перешедший на сторону красных. Группа Чанышева смогла ликвидировать и атамана, и охрану, и без потерь вернулась в Россию. По мотивам этих событий в СССР в 1970 году был снят первый фильм тетралогии о чекисте Чадьярове «Конец атамана».

  Питерский банкир
07-02-1926

Родился Константин Петрович Феоктистов (ск. 21 ноября 2009 г.) - лётчик-космонавт СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (1964 г.), доктор технических наук (1967 г.), профессор (1969 г.). Член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым) на первом аппарате новой серии "Восход" (впервые - без скафандров). Участник Великой Отечественной войны. В 1949 г. окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1964 г. в отряде космонавтов. К. П. Феоктистов был первым гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт. К. П. Феоктистов был первым конструктором космических кораблей, опробовавшим своё детище "в деле". Видный и активный представитель "гражданского лобби" в космических программах. С 1990 г. преподавал в МГТУ им. Баумана.

  Кадет Биглер
07-02-1943
По трехсотметровому низководному мосту через Неву, построенному воинами-железнодорожниками всего за 10 суток, паровозная бригада машиниста И. Пироженко провела первый поезд с продовольствием от сибиряков и уральцев для блокадного Ленинграда. Паровоз ЭУ 708-64 установлен как памятник на платформе вокзала станции «Волховстрой-1». www.mil.ru
  Кадет Биглер
07-02-1956

Родился Майданов Николай Сайнович. С 1974 по 1976 г. проходил службу по призыву в ГСВГ. В 1976 г. поступил в Саратовское ВВАУЛ. После окончания училища в 1980 г. проходил службу в ЮГВ, Одесском, Туркестанском, Забайкальском военных округах. С 1992 г., после окончания Академии им. Ю.А. Гагарина, служил в Средне-Азиатском, Северо-Кавказском военных округах. Дважды за время прохождения службы направлялся в ДРА, в период с 1984 по 1985 г. и с 1987 по 1988 г. Выполнил 1500 боевых вылетов с огневым поражением противника с общим налетом 1200 часов. Принимал участие в десантных операциях в районах Пандшер, Ташкудук, Мазари-Шариф, Газни, Гардез, Джелалабад, Бараки, Файзабад. Высадил более 200 десантных групп. На вертолете Ми-8 одним рейсом эвакуировал 46(!) человек с двух сбитых вертолетов, попавших в окружение (Майданов разогнал перегруженный вертолет по-самолетному, и бросил его в ущелье, в падении раскрутив винт и сумев удержать машину в воздухе - прим. Ioann). С территории, занятой душманами в районе населенного пункта Тулукан, эвакуировал летчика, катапультировавшегося с сбитого Су-25. 29 июля 1988 г. за проявленную доблесть был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина. С июня 1988 г. - командир войсковой части. С августа 1999 г. принимал участие в контр-террористической операции. Руководил личным составом части, выполнявшей боевые задачи на территории республики Дагестан и Чеченской Республики. За Ботлихскую операцию награжден орденом Мужества. 29 января полковник Майданов погиб при выполнении боевого задания. В 2000 г. Указом Президента Российской Федерации полковнику Майданову было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

  Ioann The Angry
07-02-1981

Самолет Ту-104А авиации ТОФ (регистрационный № СССР-42332) с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э. Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток после 10-ти дневных командно-штабных учений, разбился сразу после взлёта с военного аэродрома Пушкин. Через 8 секунд после отрыва при снегопаде на высоте 40 м вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С креном на правое крыло 20º и пологим снижением самолёт столкнулся с землей в 500 м от ВПП, разрушился и сгорел. Погибли все 50 человек, находившиеся на борту самолёта - 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Среди пассажиров на борту самолёта находились 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР. Зв всю Великую Отечественную погибло меньше флотских военачальников. По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза, в том числе мебель и телевизоры. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что и повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю. - КБ

  Кот Бегемот
07-02-1992

Отводя падающий самолет от с. Хворостянка Липецкой области, погиб начальник ЦБПЛФА (Центр боевой подготовки лётчиков Фронтовой авиации - КБ)- Суламбек Сусаркулович Оскаров. Герой России (посмертно).

  1avn
07-02-1992
При выполнении тренировочного полёта в сложных метеорологических условиях у самолёта МиГ-29, который пилотировал начальник Липецкого центра переучивания лётчиков генерал-майор Суламбек Осканов, произошёл отказ авиагоризонта, в результате чего в условиях плохой видимости была потеряна пространственная ориентировка. Выйдя из облаков, лётчик увидел перед собой населённый пункт. Ценой собственной жизни он сумел предотвратить падение самолёта на посёлок Хворостянку Добринского района Липецкой области, отвернув от него в последние секунды полёта с 12-кратной перегрузкой. Самолёт упал в поле у окраины деревни Казельки Добринского района. Генерал Осканов стал первым в истории Героем Российской Федерации. Похоронен на родине в Ингушетии.
  Кадет Биглер

Остальные

«7763, 7763 - Шестаково!.....7763, 7763 - Шестаково!»
Тьфу ты ёпт. Опять! «На связи, 77 шейсятретий».
«7763, давай в дежурку, мухой!»
«Принял, 77 шестьдесят третий».....

- Значится так, знакомься, лейтенант. Эти двое, да не верти ты головой, так вот, эти двое - комитет. Поступаешь в их полное распоряжение. Не ссы, всё будет нормально. Какой приказ? Приказа нет, я тебе тут приказываю, как старший по званию. Иди, представляйся, и ...и вали, короче. Да, батарею в станции на новую замени.
Заканчивалась вторая смена простого белорусского участкового. Скоро 23:00 и, - «кормушка», сдаём оружие, станцию, отчитываемся по протоколам... Привет, милая дорога к дому. А дома... приготовленный любимой тёщей ужин (изрядно прореженный не менее любимым тестем), спящая жена, и мой друг - диван. И надо же, в 22.45 - такое! Принесла нелёгкая, да ещё и комитетчики. От этих не отвертишься тем, что у тебя куча материалов и необходимостью вечернего обхода надзорников. Что же такое случилось...
- Ну, здорово, участковый, я - Саша, это - Боря. Можешь не запоминать, пофиг тебе должно быть. Тебя как? Серега? Тоже молодец. Да не ссы ты на самом деле, всё нормально будет! Оружие в порядке? Молодец. Посиди тут немного...
Двое из комитета удалились в дежурку. Да, бля, попал. Глобально попал... Эти просто так задабривать не будут. Да ещё и про оружие вопросы. Херня какая-то получается, господа офицеры...
- Ну что, готов?, - капитан Лопатенко протягивал мне бронежилет, - Да не ссы ты! Всё нормально будет, - уже менее уверенно сказал он. Я же был совсем не уверен...
- Ну что, Серёга, идём? Давай, давай, всё будет нормально!, - опять они, - брон ты одень, не носи в руках, потом не успеешь. Да, и макарыча с предохранителя сними, и тренчик страви, не мне тебя учить, небось и сам уже понял. Тема такая, Серёга: на твоих сотках наша разработка, 3 человека, завалились к бабе, погоняло - «кончита», в курсе?
Ещё бы мне быть не в курсе...кончита, «звезда» района. «Даю всем, кто даёт выпить». При этом умудряется поддерживать в квартире образцовую чистоту и порядок, воспитывать (хотя, какое там воспитание) дочку 4 лет отроду, нигде не работая, не имеет задолженностей по платежам. Такая вот «чёрная невинность». То, что у неё в квартире бывают интересные личности, я регулярно узнавал от розыскных ДЛ-ов, но ни разу никого застукать на горячем не удавалось. Да, малая, кажется, на этот раз ты вляпалась глобально.
«32, я 74...тема пошла, нас двое, с нами учётчик. Всё по номеру 2. готовность 5 минут»
«Понял!»
- Серёга, значицца так, звонишь в дверь, представляешься как обычно. Она открывает, дальше наша тема. Дом окружён, так что ты реально не ссы, всё будет хорошо. Когда будешь звонить, постарайся немного присесть перед глазком, морду засвети, а броник не должен быть виден. Постарайся, родной, мы рядом.
Отличная вводная. Идя по лестнице на третий этаж, я лихорадочно просчитывал в уме возможные варианты развития событий. А если? А вдруг? Да ну, думать в таком положении - это лишнее. Будь что будет.
- Кто там?
- Участковый, - и уже тише, - открывай, Лена.
За дверью несколько секунд раздавались шорохи и тихий шёпот.
- Подожди, малую уложу...
И, внезапно, из-за дверей, раздался крик: «Лысый, палево! Вертухаи под окнами!». В тот же момент какие-то два тарана ударили в меня. Первый таран ударил через дверь прямо в живот, второй - из ниоткуда (и слабее) - по ушам. Пришла невыносимая боль. Боль усилилась тем, что меня под руки кто-то оттаскивал в сторону, при этом изрядно матерясь. Меня уложили на ступеньки лестницы, и дальше я наблюдал, как зритель в цирке. А цирк был ого-го! Тот, которого представили Борей, плечом вынес довольно крепкую дверь и, вместе с ней, упал. Саша пробежал по нему (двери?) и уже из квартиры раздались крики Елены и его вопли «Лежать, мордами в пол!» Парад-алле продолжили парни в камуфляже и с АК, последний из которых не вбежал в квартиру, а обратился ко мне: «Учётчик, ты как?» Я был в порядке, мозгом понимая, что всё уже позади...

Сидя в дежурке и выковыривая пулю от Макарова из пластины бронежилета, изредка морщась от боли в животе, я слышал, как «двое из ларца» хвалили меня перед начальником ООПП и предлагали чем-нибудь наградить. А я изредка задирал форменку и любовался расплывающимся синевой пятном на незагорелой коже моего родного пуза, и думал о том, как воспримет всё это жена... Но мне всё было уже глубоко параллельно. Параллельны мне так же были врачи, которые приехали через двадцать минут, осмотрели меня, заклеили живот вонючим пластырем и уехали...
Оружие за меня сдавал дежурный. Домой меня завез дежурный на личной машине. Своими словами отчитывался за меня перед женой тот же дежурный.
А мне было всё глубоко пофиг...
Утром от жены я узнал, что мне звонили, и у меня сегодня выходной.
Поощрений я не дождался, но! Через пол-года ко мне домой приехал Саша (тот самый) и подарил ту самую пулю от макарова.
Она и до сих пор хранится у меня, как талисман...
Оценка: 1.7857 Историю рассказал(а) тов. hauptmann : 04-02-2008 09:45:55
Обсудить (27)
30-03-2008 19:22:37, psina
Сильно написано, жизненно:)...
Версия для печати

Армия

Как я служил на подводной лодке.

«Героическим людям морякам-подводникам посвящаю»

Призвали меня на службу осенью в 1985 году. В Магадане на призывном пункте собрали толпу 18 летних малолеток, обрили всех на голо, что бы все были похожи друг на друга и отправили самолетом во Владивосток под присмотром нескольких матросов и офицеров. Летели мы в самолете все «навеселе» и стюардессы не знали куда от нас спрятаться. Все были счастливые, для нас это было первое в жизни настоящее приключение. Никто и не задумывался, что некоторым из нас вернутся домой не удастся.
Привезли в «Экипаж» во Владивостоке. Жуткое место этот Экипаж. Понавезли десятки тысяч народа со всех уголков нашей необъятной страны. И прибалтов и азиатов и кавказцев и белорусов и украинцев и конечно же русских. Это будущие артиллеристы, торпедисты, радисты, акустики, мотористы, морские пехотинцы (и так далее) Тихоокеанского флота. Сразу же покатила национальная рознь. Каждое утро массовые драки с выходцами из Кавказа за места в туалетах и умывальниках. Самые злые конечно же из них это чеченцы и ингуши. Так что развал СССР и война в Чечне меня особенно не удивила. Все к этому шло.
Спали одетыми на деревянных нарах и только боком, так нас много набивали в щитовые. По ночам в казармах было душно и очень воняло. Зато я узнал на что были похожи «Этапы» в далекие сталинские тридцатые годы.
Нас из Магадана было человек 150. Нас в принципе не трогали. Спросят - Откуда? А из Магадана! Знаем, знаем. И все.
Начали на нас проверять всякие тесты, закрывать в барокамеры и испытывать нас большими давлениями и смотрю отсеиваться стало все больше и больше народа. Дальше смотрю из этого количества всего три человека осталось. Ну думаю наверное в космонавты попадем. Почти угадал. Вызывают нас троих и говорят - Поздравляем вас, вы прошли все наши физические и психологические тесты и будете служить в элитных подразделениях Тихоокеанского флота. Я спрашиваю - В диверсантах что ли? Нет говорят, на подводных лодках. Тут мы конечно испугались все трое, но пугаться было уже поздно.
Привезли в учебку. До сих пор помню номер части 25151. Жуткое место, громадная часть. Было в ней несколько тысяч человек и что бы ее всю обойти отвалятся ноги. Зато есть где побегать, по утрам на физзарядке. Как вспомню про зарядку, так вздрогну, бегали даже зимой, с голым торсом. Там естественно был так называемый «уставняк», то есть с раннего утра и до позднего вечера все ходили строем и горланили песни. Какие то постоянные построения, разводы и строевые занятия. Не одной минуты свободной, в течение полгода не давали. Надо было даже с трудом выискивать время, что бы написать письмо домой. Когда старшинам надоедало заниматься с нами строевыми занятиями, тогда нас всех садили на корточки на пол в казарме (палуба) и заставляли шкребсти голые деревянные доски бляхами от ремней. Этими двумя занятиями мы занимались каждый день в течение полугода. Еще помню, что почему то все нужно было делать бегом. Старшины наши так и говорили - На флоте все делается бегом! Хотя честно говоря все эти старшины никогда на флоте не были и море видели только в кошмарных снах, а подводные лодки только по телевизору. Хотя ребята они были в принципе хорошие и обо всех их у меня остались довольно хорошие воспоминания. Они делали свое дело и делали его честно как могли. С одним из них даже переписываюсь по Интернету. Он после службы остался во Владивостоке, закончил медицинский институт и работает уже много лет врачом.
Климат во Владивостоке очень влажный, если даже зимой подойти в шинеле к костру, от тебя будет идти такой пар как будто на тебя выливали перед этим воду. А в теплое время года можно было наблюдать такое явление как «Чилима». Это когда не понятно, толи дождь, толи туман. Причем такое явление во Владивостоке наблюдается довольно часто. Субтропики и есть субтропики. Мне как Магаданцу было полегче, все таки климат с Владивостоком в принципе схож, такой же влажный и морской. А те кто были с Югов просто гнили в этом климате. Есть такая болезнь «Приморская роза», когда тело покрывается язвами.
В этом жутком месте, естественно и кормили тоже жутко. Для нормального человека, то что нам давали есть, считается несъедобной пищей. Но есть человеку все равно что то надо. Поэтому ели что дают. Мясо мы там не видали, зато все было жирное и на свином сале. Вместе с нами забыв о Коране, все то же самое ели и мусульмане. Там я и заработал язву. С этой язвой умудрился прослужить еще два с половиной года.
Там впервые увидел изнанку жизни, изучил свои психические и физические пределы. Понял кто такие враги и кто такие друзья. Там научился жить самостоятельно, как говорится без мамы и папы. Так что, чтобы там не было, спасибо тебе Учебный отряд подводников в городе Владивостоке.
Зачем нужна была эта учебка не знаю, вышли мы из нее и попали на флот ничего толком не зная. Поэтому и аварий наверное так много, когда доверяют такую сложную технику, таким чайникам. А офицеры и мичмана тоже за всем уследить не могут.
Двое в том числе и я попали на дизельные лодки, я на радиста, второй на акустика. Третий попал на атомную лодку. Больше я его не видел и ничего про него не слышал. Засекретили видимо.
После жуткой учебки привезли на Камчатку в еще более жуткое место под названием Бечевинка (Финвал).
Бухта Бечевинка расположена на восточном побережье Камчатки, в недалёком прошлом - база дизельных подводных лодок. Добраться туда можно только воздухом. Или морем...
Бечевинку выдумал один из наших бывших Главкомов, адмирал Горшков, когда ему надо было написать дипломную работу в самой-самой военной Академии. Вот он взял и обосновал возможность создания в нашей тьмутаракани базы дизельных торпедных подводных лодок со всей положенной инфраструктурой. А став Главкомом, начал последовательно воплощать свою бредовую идею в жизнь, и некому было дать "стоп машине"... Бухта Финвал отгорожена от океана широкой песчаной косой, а потому в ней прорыли узенький канал, который приходилось раз в год выкапывать заново, ибо его элементарно замывало волнами. Несколько раз лодки втыкались в края канала. Чтобы запереть всю бравую 182-ю отдельную бригаду в бухте, хватило бы одного сопливого диверсанта с зарядом малой мощности. Дороги в гарнизон не было - только пять часов морем. Или на вертолете. Был такой анекдот - лейтенанту-новичку вертолетчики сказали прыгать к новому месту службы с двухсот метров: "Извини, братан! Ниже не можем - обратно запрыгивать начнут!..
Там кстати в Бечевинке когда то проходил срочную службу и наш известный режиссер Никита Михалков. Как раз его после фильма «А я иду шагаю по Москве» и забрили. Так что может я даже спал на его шконке. Второй раз мне в жизни удалось «пересечься» с Никитой Михалковым спустя двадцать лет, когда меня по службе отправили на край земли, в командировку на Чукотку, в поселок Эвенск. Там оказывается в годы Гражданской войны скопились белогвардейцы. Поэтому красноармейцы в количестве несколько десятков человек, с Камчатки зимой на собаках, сделали большой и длительный переход на Чукотку и разгромили там и остатки белогвардейцев и казаков какого то атамана. Видимо их там все таки не ждали, если они так резво всех перебили. Так вот потом спустя 50 лет этот переход повторили и Никита Михалков был в их числе. Видимо он в этот момент и находился на срочной службе.
Что нам молодым «духам» одно только и понравилось в Бечевинке после голодной учебки, так это питание. В день кормили четыре раза, причем обед и ужин, завтрак и вечерний чай были почти одинаковыми. То есть первое и второе блюдо на обед и ужин. Завтрак и вечерний чай выглядел так - колбаса копченая, сыр, яйца, творог, масло, печенье, варенье, сгущенка все это в больших количествах и каждый день. Когда выходили в море то вдобавок еще давали вино, шоколад, шпроты, консервированные компоты из солнечной Молдавии. Короче кормили как на убой. Именно, что на убой.
Лодка моя была старая, 1961 года выпуска, название ее является легендарным на Тихоокеанском флоте Б-33 (буки тридцать три). Ее давно нужно было списать и отправить на металлолом, но ее отремонтировали и поставили на боевое дежурство. Хоть она только что и вышла из под капитального ремонта, при погружении у нее текла забортная вода со всех щелей и что то постоянно не срабатывало в механизмах.
При проведении ходовых испытаний попал в первую аварийную ситуацию. Лодка при погружении взяла очень большой деферент на нос и если бы не было большой глубины под килем, то воткнулись бы в дно носом и всем кранты бы были. Помню что погружались так, как падает самолет с высоты, просто носом вниз. Мичман - трюмный пробирался из центрального третьего отсека в корму, что бы вручную открыть неоткрытый гидравликой кингстон, практически как альпинист снизу вверх по вертикале.
В этом же году попал сразу и во вторую аварию. В моем четвертом отсеке взорвался запас регенеративных пластин. Они хранились в выгородке в конце отсека, а под выгородкой была цистерна с грязной водой. Цистерну давно не прокачивали за борт потому что стояли возле пирса. Она переполнилась и вода затопила выгородку. Пластины хранятся в герметичных оцинковых ящиках. Но наш «Химик» накануне повыкручивал там все пробки, ему показалось, что температура хранения ящиков слишком высокая и они начали раздуваться. Пластины предназначены для поглощения углекислого газа и выделения кислорода и сделаны из такого вещества которое при соединении с масляными жидкостями производит взрыв. В грязной воде было и отработанное машинное масло и соляра. Взрыв был такой силы, что по вышибало все двери в отсеке. Я был как раз в своей рубке радиста. Меня дверью на некоторое время отрубило сначала. Очухиваюсь, смотрю все горит вокруг, дым, дышать нечем. Выползаю из рубки в отсек, смотрю люк открыт в соседний третий отсек. Я и нырнул туда, люк закрыли, а потом я уже там нашел дыхательный аппарат. Люк в третий в отсек находится как раз возле моей рубки. На подводных лодках, люки всегда должны быть закрыты и можешь хоть сколько угодно стучать в соседний отсек, тебе никогда не откроят. Такой закон подводников. Экипаж намеренно жертвует одним отсеком субмарины, что бы остались невредимыми все остальные. Но мне повезло, что мы стояли возле причала и все люки были открыты. Специалиста химика с ожогами, но все таки живого вытащили тоже из этого отсека. Он лежа на носилках находился конечно в шоковом состоянии и повторял только - Спасибо, спасибо, спасибо... Его через какое то время выписали из госпиталя. Но этот случай для него не прошел даром. В последствии его списали, то ли на берег, то ли на гражданку.
В конце 1986 года решили нашу лодку отсоединить из 182 отдельной бригады дизельных подводных лодок дальнего плаванья (Камчатка) и присоединить к 4 бригаде 6 эскадре подводных лодок (Владивосток). Уходили оттуда, из этой дыры с большой радостью. Перед уходом поменяли бортовой номер и написали на рубке большими цифрами 546.
По дороге произошла опять аварийная ситуация, но Слава Богу без потерь. Как-то среди белого дня, когда мы шли в надводном положении, разорвало трубопровод высокого давления. Трубопровод разорвало в каюте мичманов когда там никого не было. Воздухом под давлением переломало им всю каюту и их личные вещи и форменную одежду связало в один узел так что они не могли его развязать и просто выбросили все вещи. Так что посмеялись и все. Если бы разорвало в подводном положении нам были бы всем кранты. Потому что воздухом высокого давления продувают цистерны балласта и лодка всплывает. Так что без посторонней помощи мы бы не всплыли. А помощи ждать было не откуда. Вокруг никого и радиосигнал из подводного положения не подашь.
Вообще говоря честно дизельно-электрические подводные лодки, большую часть времени проводят в надводном положении и погружаются в редких случаях, в отличие от своих атомных собратов, которые нырнули возле пирса и через три месяца вынырнули на том же самом месте. А за это время они вокруг нашего земного шара дали кругосветку, да еще и подо льдами Антарктиды. Но эти лодки и поновее и помощнее и автономность у них побольше. А что наши дизелюхи? Наши лодки небольшой автономности и небольшой скорости. Глубины на которые могут ходить атомачи для дизельных лодок смерть, их просто раздавит на таких давлениях. Да и назначение у нас с ними разное. При начале военных действий они уйдут со своими стратегическим ядерными ракетами уничтожать города и военные базы противника, а мы будем топить своими торпедами их транспорт и небольшие одинокие военные корабли. Опять же или у атомачей «вечный двигатель» реактор или у нас дизеля на которые где то надо постоянно брать солярку. Работой дизелей заряжаются аккумуляторные батареи, одна из которых размером со стиральную машину, а всего их на субмарине несколько сотен. Этими аккумуляторами питаются электродвигатели, которые в подводном положении крутят винты. Там мы и двигаемся по водой. Дизелюхе нужно все равно раз в несколько дней всплыть и зарядить свои батареи. В этот момент она и уязвима. Аккумуляторы выделяют водород и когда в воздухе отсека собирается критический процент водорода, то при малейшей искре может произойти взрыв. Для этого и нужен специалист-химик, который прибором замерял процент водорода в моем и во втором отсеке и следил за тем когда нужно вовремя произвести вентиляцию воздуха.
Не много о быте подводников. На подводных лодках у каждого матроса на его одежде прикреплен боевой номер. Мой номер был 4-44-12. По этому номеру, знающий человек может узнать к какой боевой части относится матрос, в каком отсеке, какая смена, какой боевой пост. Мой отсек был четвертый. Этот отсек находился между третьим центральным, где осуществлялось управление лодкой и дизельным пятым. В моем отсеке находились три рубки радистов (просто радистов, радистов ЗАС и радистов особого назначения). Также в этом отсеке еще находилась каюта мичманов, каюта старшего механика, каюта замполита и самое главное камбуз. Дверь камбуза находилась на против моей рубки через коридор. Поэтому по запахам я всегда знал, что сегодня будет на обед. Ну и естественно так уж получалось, что я с Коком был закадычный друг. Хлеб у нас на лодке не пекли, а нарезали проспиртованные (что бы не плесневели) и хранящиеся в полиэтиленовых пакетах булки на кусочки и помещали в духовку что бы спирт испарился. Так вот бывает захожу в гости к другу на камбуз, возьмем на двоих один проспиртованный батон, разломим пополам и съедим. А потом запьем водой и так на душе весело становится! Что ты!
Готовили у нас всегда хорошо. Скорее всего потому что командир, все офицеры, мичмана и матросы ели как говорится из общего котла. Помнится случай когда молодой Кок один раз задремал и у него пригорело блюдо. Так его во все семь отсеков сразу пригласили разделить трапезу. Сначала к офицерам во второй сходил, потом к мичманам в четвертый, ну и потом уже ко всем остальным. Короче наелся он тогда досыта своей стряпни.
Весь экипаж делится на три смены. Одна на посту две другие отдыхают. Поэтому у нас не было у каждого своей шконки, мы спали по очереди. Если бы все захотели сразу лечь спать на ПЛ, то всем попросту не хватило бы места. Поэтому мы спали без постельного белья, не раздеваясь. Душа помыться у нас не было и мы не мылись бывало около месяца. Какой толк в постельном белье, когда оно через неделю будет черным. Некоторые из нас кидали свои матрасы куда придется, на дизеля, на торпеды и так спали. Умывальники были, но текла там забортная, холодная, морская вода. Мыло от этой воды не мылилось, а в руках терлось как деревянный брусок. Туалет конечно на подводной лодке был, только он не работал. Поэтому по маленькому и по большому ходили наверх, когда лодка находилась в надводном положении. Выйти наверх можно было только по одному человеку из отсека. В каждом отсеке был большой медный медальон, который надо было показать вахтенному офицеру и весить его на специальный крючок. Покурив и подышав свежим морским воздухом, спускаясь обратно вниз, надо было снять с крючка медальон и передать его следующему желающему выйти на верх из отсека. Делалось это специально для того, что бы в случае экстренного погружения вахтенный офицер знал сколько человек у него на верху и случайно не закрыл люк когда еще не все спустились.
Чуть не забыл сказать еще об условиях жизни. Лодки нашего проекта разрабатывались для северных широт. В них не были предусмотрены какие ни будь охладители, вентиляторы или кондиционеры, поэтому температура воздуха в пятом и шестом отсеках доходила до температуры кипения воды и в этих условиях люди находились долгое время. И слава Богу, что автономность этих лодок была небольшой в отличие атомачей. Это было обусловлено тем, что у нас не было опреснителей морской воды. И запас питьевой воды мы брали с собой. Поэтому лодки этого класса длительное время не заходя на базы для пополнения запасов существовать не могут.
Хотелось бы еще отметить еще один момент. Количество крыс на подводных лодках. Причем непонятно что они там жрут, когда вокруг один металл. Конечно у нас была провизионка в трюме четвертого отсека. Там понятно, что есть мешки с крупой и еще что ни будь. Но что они жрут в остальных отсеках не понятно? Причем бороться с ними без полезно. Если их всех перетравить то они залезут во всякие щели и передохнут. В отсеках будет такая вонь, что в них невозможно будет находится. Пробывали заводить кошек, так не выживают они на подводных лодках. Сколько мы с ребятами перетаскали бродячих кошек с помоек города Владивостока не счесть. Поживут несколько дней и сдыхают. Кто то говорил, что экология для них не подходит. Воздух на подводных лодках с примесью соляры и водорода. Кто то говорил, что возможно на них действует электромагнитное излучение.
При подходе к городу Владивостоку произошла еще одна забавная ситуация. Над нашей лодкой стали кружить почему то военные самолеты. Да еще так низко пролетали над нами, как говорится на бреющем полете. Наш командир понял, что то здесь не так и дал команду Стоп машинам. Стоим ждем, далеко перед нами открывается бухта Золотой Рог и раскинутый на ней город Владивосток. Проходит несколько часов к нам подходят военные корабли в полной боевой готовности с нацеленной на нас палубной артиллерией и спрашивают - Вы кто такие? Мы отвечаем - Так свои мы вроде как, с Камчатки идем. Какие Вы свои говорят нахрен. А что это за номер такой бортовой у вас 546? У нас такого номера на Флоте нет. Мы давай разбираться. Как раз перед нашим уходом менялись номера, номера менялись сразу у всех и по какой то очень секретной книге. Вызвали секретчика с книгой и мичмана который этим занимался. Командир смотрит в книгу и видит точно номер не правильный. А наш номер должен быть 556. Мичману по шее, мне дают краску я иду все перекрашиваю и пишу новый номер. Корабли уходят и пропускают нас в бухту. Мы опять посмеялись над этим приключением и все разом сказали, что хорошо что мы сразу остановились, а то бы уничтожили нас на подходе к стратегическому городу. Дело в том, что такие подводные лодки хоть и делали в СССР, но их также много продавали и другим «дружественным» странам. А эти так сказать дружественные страны могли их и перепродать и вообще «недружественным» странам.
Во Владивостоке нам очень понравилось. Каждые выходные увольнительная в город. Выйдешь в город есть куда пойти, опять же в сравнение с Бечевинкой, где вокруг тайга и медведи. Я так больше любил ходить в видеосалоны, которые в то время по открывались на каждом углу. За увольнительную умудрялся несколько фильмов посмотреть. Это сейчас они нам приелись, а тогда таких фильмов никто не видел. Это совсем другое кино было, не то что показывали в кинотеатрах и по телевизору. Дух захватывало при просмотре фильмов с участием Арнольда Шварцнейгера, Сильвестра Сталлоне, Эдди Мерфи, Чарльза Бронсона, ну и так далее. Про этих актеров я только слышал, а фильмов с их участием смотреть раньше не приходилось.
На своей базе во Владивостоке стояли не всегда. Наша лодка была боевая, поэтому чаще всего бывали на боевых дежурствах, чем на базе. Помню как то потеряли свой якорь, который на подводных лодках один, в отличие от надводных кораблей, на которых их два. А дело было так. Во время похода решили встать на якорь посреди ночи. Ну и штурман стал смотреть эхолотом под нами небольшие глубины, что бы меньше выкидывать якорной цепи, а то на больших глубинах ее может и не хватить до дна. Ну ходим по курсу влево и вправо ищем место. Через некоторое время нашли небольшую глубину и бросили якорь. Командир дал команду всему экипажу отдыхать. Утром всем подъем, по местам стоять, с якоря сниматься. Начали лебедкой вытаскивать якорь, а он не идет. За что то зацепился. Давай что то по другому делать (я тут не специалист, я радистом служил), толи мощнее лебедку нашли, то ли может еще как то стали вытаскивать. Пошел якорь, да только очень, очень медленно и с большим напряжением. Проходит много времени появляется якорь из воды. Команда - Стоп лебедке! Смотрим на якоре висит большая бетонная плита, а якорь зацепил ее за арматуру. Откуда взялась эта плита посреди океана не понятно. И только мы подумали как ее теперь отцеплять от якоря, цепь разорвалась и плита вместе с якорем ушла на дно. Почесали мы головы, развернулись и пошли обратно во Владивосток. Без якоря не одно судно обойтись не может.
Еще один забавный случай помню. Как то поставили нас в плавучий ДОК военного судоремонтного завода в поселке Дунай. Док был такой огромный, что вмещал в себя целый Авианосец и еще несколько подводных лодок. Авианесущий крейсер который встал с нами в ДОК был «Новороссийск», сейчас такого уже нет в боевом строю Тихоокеанского флота. Так вот, я первый раз в жизни увидел такое громадное судно. Если с ним рядом поставить например легендарный затонувший «Титаник», то это будет выглядеть как поставить рядом «Запорожец» и «Белаз». Естественно «Титаник» будет «Запорожцем». На нем служат несколько тысяч человек, которые бывают, что призываются с одного города и могут даже быть одноклассниками, но так и не встретится не разу на этом судне за все 3 года службы. Как то раз нас повели на экскурсию на этот Новороссийск, так один из наших умудрился отстать от всех и потеряться там. Искали его потом целые день. Общая протяженность коридоров в «Новороссийске» почти 25 километров.
Этот ДОК был японской постройки. Говорят, что когда Америка узнала, что японцы продали такой ДОК нам, то очень сильно обиделись на них и разорвали на несколько лет торговые контакты. С этого ДОКа по пантонной переправе можно было выйти в военный судоремонтный завод. Когда я первый раз вышел в завод то увидел на ее территории горы наваленных использованных противогазов, резиновой одежды и каких то непонятных приборов. Спросив обо всем этом у одного из проходящих мимо рабочих я получил такой простой ответ, что подумал, а что это я и в самом деле сам догадаться что ли не смог. А сказал он мне следующее - Да ты морячок не обращай внимание, это полгода назад у нас тут просто ядерный взрыв был. Вон видишь стоит ДОК весь покрытый толстыми свинцовыми листами? Так там стоит атомная подводная лодка у которой здесь вот на этом месте где ты стоишь взорвался реактор. Но теперь все нормально. Радиация всего лишь в несколько раз превышает норму. Жить можно. Я конечно задумался от его такого простого ответа и полез в карман за сигаретами. Он взял у меня тоже сигаретку из пачки, мы закурили и продолжили разговор. А как это было, спросил я? Да ничего особенного в принципе, сказал он мне. Работяги что то там ремонтировали в реакторе и что то видимо по пьяне перепутали. В живых из этих рабочих никого не осталось, поэтому конкретно что они там перепутали, правительственной комиссии которая приезжала из Москвы разбираться по данному факту, выяснить не удалось.
Вообще рабочие там были очень хорошие и научили нас как надо правильно пить «Мацепуру». Что такое «Мацепура» сейчас расскажу. На технические нужды выдавался спирт и что бы его не пили, туда что то добавляли и от этого он становился желтого цвета и очень вонючим. Вот они нам по секрету и рассказали как его очистить обратно для питьевых нужд.
У меня часто спрашивали мои знакомые качает ли на лодке под водой. Под водой конечно не качает, там тишь и благодать и только звон в ушах от высокого давления. Но попадая в сильный шторм в надводном положении уже и не знаешь кому и молится о спасении. Особенно если ты первый раз в жизни вышел в море. Есть два вида качки - бортовая и килевая. К бортовой качке человек привыкает быстро. Я так понял, что к ней подстраивается вестибулярный аппарат. Потому, что когда приходишь на базу и сходишь на берег, то чувствуешь, что тебя прямо на земле качает из стороны в сторону и продолжается это может довольно долго. Отсюда видимо и так называемая морская походка. Но есть еще и килевая качка к которой я никогда привыкнуть не мог. Это когда корабль находит на большую волну, а потом с нее резко падает вниз. От этой качки все обрывается внутри и все внутренние органы поднимаются с низу вверх. От этой качки всех и тошнит.
Есть кстати одна традиция у подводников. Когда человек первый раз погружается на глубину, его так сказать принимают в подводники. А выглядит это так. Откручивают стеклянный плафон от светильника в отсеке и наливают в нее забортную морскую воду. Человек должен все выпить до дна и без остановки. Если остановится или поперхнется ему опять дольют полный до краев и придется опять пить. Честно говоря очень невкусная водичка.
Еще запомнились постоянные тренировки на базе по заделыванию пробоин в отсеках и водолазное дело. Мы конечно все очень старались их заделывать, ведь нам никто не говорил, что это в принципе без полезное дело, что струя забортной воды под давлением заполняет отсек в одно мгновенье.
Водолазное дело происходило так. На нас надевали водолазный костюм, а на грудь вешали баллоны с воздухом. Потом нам нужно было залезть в торпедный аппарат, который закрывали и заполняли водой. В полной темноте нужно было проплыть в конец аппарата, постучать что бы тебе открыли крышку с другой стороны и выйти из него. Тренировали нас для того, что бы в аварийной ситуации когда лодка не сможет всплыть, умели сами выходить на поверхность. Сразу резко кстати выпрыгивать из глубины нельзя, просто разорвет легкие (киссонная болезнь). Поэтому из лодки выбрасывался буйреп с буйвьюшкой (что то вроде веревки с бусинками), по которой нужно было не торопясь и отсиживаясь несколько минут через каждые десять метров подниматься наверх.
В 1987 происходила война в Персидском заливе. Подводные лодки нашей бригады отправлялись по очереди в этот район для наблюдения за ситуацией. Во время похода они заходили во Вьетнам, в нашу находившеюся Советскую Военно-Морскую базу в городе Камрань для пополнения запасов. Настала и наша очередь сходить туда. Загрузившись полным комплектом торпед, несколько которых были с ядерными боеголовками (на всякий случай), мы вышли в море. От Владивостока далеко отойти в тот раз мы не успели. На переборке между первым и вторым отсеком со стороны второго отсека в распредщите случилось короткое замыкание. Как оно там произошло неизвестно. Как потом мне сказали, что это могло быть и из за крыс и из за забытой в нем электриком этого отсека отвертки.
Как рассказывали оставшиеся в живых из этого отсека люди была здоровенная электрическая дуга от которой плавился металл. Электрические кабеля нагрелись до красна. Горело все вокруг. В этом отсеке находятся деревянные каюты командира, старпома и офицеров, рубка акустиков, секретка с кучей книг, кают-компания офицеров. А представьте себе сколько слоев краски на всем, если почти каждый год все железо красят начиная с постройки корабля. Так что чему гореть там было. Первый погиб старший отсека, наш корабельный медик. Хоть он и сразу и включился в дыхательный аппарат, с центрального отсека постоянно спрашивали доклад о том что происходит в отсеке. Снимая с себя аппарат и докладывая о происходящем он вдыхал в себя ядовитый дым. Второй кто занял его место был мичман старшина команды акустиков. После смерти и второго человека, командир дал команду оставшимся покинуть отсек. Вышли они в третий отсек. Но эта дуга была такой силы что разрушила переборку и в первый отсек. Огонь перекинулся и туда. В отсеке находились люди в количестве семи человек. Первый отсек торпедный, там на стеллажах лежат боевые торпеды. Когда огонь стал подходить к торпедам командир принял решение затопить отсек. Недалеко от нас находился остров Аскольд. Лодка подошла к острову который представлял собой нагромождение скал, села на мель и затопила свой первый отсек. Когда открыли сверху люк первого отсека оттуда повалил едкий и густой черный дым. На верх вышли всего четыре человека. Люк сразу не подавался, возможно из за нагрева, что то расширилось и заклинило. В открытии люка я принимал участие тоже. Спустившись вниз мы увидели еще трех человек плававших в затопленном отсеке без движения. Когда мы подняли их наверх, то поняли что им уже ничем не поможешь. Как все таки интересно в жизни бывает. Есть ли в жизни везение, или все просто случай? Дыхательные аппараты рассчитаны на несколько часов. Одним достались аппараты полные, другим не совсем.
Был сильный шторм и было темное время суток. В этой темноте к нам подошел большой военный корабль, но подойти близко он не смог из за того что бы не сесть на мель из за своего большого водоизмещения. Через какое то время подошло небольшое спасательное судно и сняло к себе на борт весь экипаж и ушло. На лодке остались четыре человека. Понятное дело командир и мы три дурака - Шаман (шифровальщик), Секретчик и я ЗАСовец. Почему мы остались? Да потому что на лодке остались наши секретные, совершенно секретные и особой важности документы. Потеря этих документов грозила нам кучей непрятностей. Потом конечно нас троих отметили, типа какие мы молодцы, не бросили свой корабль. Но нами руководил только страх за то что потом с нас могут спросить что случилось с документами составляющих государственную безопасность. К нам подошло еще одно спасательное судно которое начало тушит пожар. Через какое то время, пожар им все таки потушить удалось. На борт нашей лодки привезли какой то экипаж другой подводной лодки такого же типа, они заняли все посты, лодку подцепили тросом, сняли с мели и потащили на базу.
Комиссия которая потом расследовала данный случай посчитали что командир и старший помошник действовали неправильно в данной ситуации и они были уволены из ВМФ. Были переведены в другие места для дальнейшего прохождения службы почти все офицеры и мичмана. По состоянию здоровья были комиссованы домой треть матросов срочной службы. Экипаж ПЛ сменился.
Самое интересное, что даже после этого трагического случая Б-33 не стали списывать и резать на металл. Ее опять капитально отремонтировали и ввели в строй. Осенью 1988 года я уволился в запас вместе со своим призывом в количестве 13 человек. Все разъехались по своим родным городам, а я поступил на радиотехнический факультет Дальневосточного мореходного училища в городе Находка. Что происходило в дальнейшем с другими экипажами этой подводной лодки я не знаю. Хочется верить, что им везло больше чем нам. Не так давно я случайно узнал, что лодки данного класса (в мировой классификации «ФОКСТРОТ») в военно-морском флоте России больше не используются.

Бывший командир отделения радиотелеграфистов
засекречивающей аппаратуры связи,
дизель-электрической подводной лодки БУКИ-33,
старшина первой статьи запаса Живулин Олег.
Оценка: 1.4817 Историю рассказал(а) тов. MIB : 29-01-2008 14:39:48
Обсудить (64)
07-08-2011 07:25:53, Dis
Очень удивился, увидев "всплывшую" историю (раздел "Флот" бы...
Версия для печати
Читать лучшие истории: по среднему баллу или под Красным знаменем.
Тоже есть что рассказать? Добавить свою историю
Архив выпусков
Предыдущий месяцФевраль 2008Следующий месяц
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  
       
Предыдущий выпуск Выпуск N1806Следующий выпуск

Категории:
Армия
Флот
Авиация
Учебка
Остальные
Военная мудрость
Вероятный противник
Свободная тема
Щит Родины
Дежурная часть
 
Реклама:
Спецназ.орг - сообщество ветеранов спецназа России!
Интернет-магазин детских товаров «Малипуся»




 
2002 - 2025 © Bigler.ru Перепечатка материалов в СМИ разрешена с ссылкой на источник. Разработка, поддержка VGroup.ru
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru   Вебмастер: webmaster@bigler.ru   
недорогие матрасы в москве
Уникальное предложение тут искусственные цветы со склада